Приветствую Вас, Гость

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО  ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ.  

 

Тарасова Л.В.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12", г. Усолье – Сибирское

 

Ученье с увлечением нужно всем без исключения!

                                                                                                       С. Л. Соловейчик

Что может быть прекрасней  удивленно распахнутых и восхищенных глаз учеников  и усталых, но таких счастливых глаз учителя? Это прошел урок,  новый, яркий, интересный, с применением современной компьютерной техники, в частности, интерактивной доски. Как учитель, я не могу не задумываться над тем, что ожидает  моих  учеников, и поэтому  настоящее требует от меня огромного запаса  знаний  в области современных технологий.

В моем кабинете интерактивная доска появилась  год назад, и  за этот год  я смогла оценить значительное повышение эффективности уроков, благодаря применению компьютерных технологий.

Ознакомлю  с  некоторыми  формами работы, которые мы с ребятами освоили за этот год.

Во-первых, это устный счет и устные упражнения, которые готовят учащихся к продуктивной работе  на всем протяжении урока. Часто задания для устного счета  готовлю заранее на доске после уроков,  с помощью специальной программы печатаю тексты упражнений, делаю  цветные чертежи.  Но при нехватке времени, упражнения придумываю и набираю    на компьютере дома, как в программе Word  так и в  Power Point,  а в классе  остается перенести их только в школьный компьютер. Не секрет, что во время перемены  не  хватает времени, а то и площади доски, чтобы все необходимые материалы появились на доске. Теперь остается только открыть нужный  файл,  и менять  «содержимое доски» за считанные секунды. За короткий промежуток времени можно сменить несколько видов деятельности, опросить  намного больше учеников, чем при работе с обычной доской.

 Во время  устного счета  интерактивная доска дает возможность записывать на  ней   решения некоторых особо сложных заданий, вызвавших затруднения у большинства учащихся. Она же позволяет скрыть решение (с помощью шторки), а затем проверить правильность решения и оформления задачи. Смысл скрытых ответов  в том, чтобы каждый ученик  выполнил и проверил весь объем вычислений, а учитель  имел возможность  быстро и легко проконтролировать  работу всех учащихся. Для устного счета в галерее  интерактивной доски можно использовать таблицу умножения, которая позволяет проводить проверку быстрого устного (и на только устного) счета.

Галерея интерактивной доски – это огромный помощник для учителя по экономии  времени на уроке. Геометрические   фигуры,  находящиеся в галерее,   - плоские и объемные,  сокращают время учителя до минимума. Мгновенное появление  на доске чертежа и быстрые  цветные отмеченные отрезки, прямые,  точки  и т. д. увеличивают время  на решения и доказательство  самой задачи.

Во- вторых, и при первичном закреплении, и на этапе  первичного контроля  я предлагаю ученикам  задания по новой теме, и по их реакции сразу вижу степень усвоения  нового материала. Эти виды  работ могут применяться практически ежедневно.  Заранее заготовленные задания, цветные чертежи, печатный текст – все это экономит время учителя и приучает учащихся к красоте и культуре  математической  записи.

Еще одна идея – это проверка домашнего задания. Я предлагаю кому-нибудь  из учеников выполнять домашнюю работу или ее часть в форме презентации. На этапе проверки домашнего задания  он показывает и  озвучивает свое решение.  Использование интерактивной доски позволяет быстро и легко исправить ошибки или  установить недочеты. Учащиеся  с удовольствием комментируют решение, дополняя с помощью специального электронного маркера недостающие элементы. Новые идеи, неожиданные  решения,  рождающиеся в ходе обсуждения в классе, записываю  в виде файла и сохраняю. Эти решения можно в дальнейшем  продемонстрировать в параллельном классе или распечатать.

Объяснение новой темы – следующий этап. Где я использую готовые программы на уроках математики, коллекцию интерактивных моделей, готовые презентации к урокам, провожу тестирование учащихся. Компьютер используется для создания проектов по математике для исследования и более глубокого изучения какой-либо темы или вопроса.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия часто используется  мной  на уроке. Подвижные модели чертежей, геометрических фигур с озвучиванием приводят ребят в восторг, и появляется больше  желающих работать у доски. В энциклопедии  очень интересны пошаговые тесты, которые я тоже вывожу на доску. Вызываю одного ученика к доске решать тест,  остальные выполняют задания на месте. Затем проверяем. Пошаговое решение  вызывает интерес у слабых учеников.

Программное обеспечение  уроков математики  очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии,  видеоуроки,  библиотеки электронных наглядных пособий.

Для достижения максимальной эффективности контроля знаний я разработала базу тестовых заданий для компьютерного тестирования, используя программу Test 2000 , КТС Net2.2 - редактор тестов. В базе тестовых заданий были использованы задания закрытого типа с выбором правильного ответа из четырех предложенных. По материалам базы тестовых заданий формируются тесты: входные, промежуточные, итоговые и тесты текущего контроля.  

Мои ученики в 11 классе государственный  экзамен  по геометрии  сдавали в виде тестов.  Итоговый тест включает в себя 40 заданий: 20 теоретических и 20 практических  вопросов. Продолжительность выполнения теста – 60 минут. В  марте месяце учащиеся были ознакомлены с вопросами, и  им была дана возможность во внеурочное время использовать материалы теста для  тренажера.

Часто для закрепления пройденной темы использую тесты текущего контроля. Тест проецируется на доске. Разбиваю класс на группы,  на отдельном листе бумаги отвечают на вопросы теста. Я с помощью электронного маркера перелистываю страницы теста, и  учащиеся  наглядно  видят  правильный ответ. Происходит  мгновенная  коррекция  и  разбор  решения задачи. Группа, правильно ответившая на все вопросы теста, получают отметку «5», остальные группы по  количеству  выполненных  заданий  получают баллы. Ребятам очень нравится такой вид работы на уроке. Использование компьютерной программы обработки результатов тестирования позволяет мне осуществить обратную связь процесса обучения, проанализировать деятельность класса в целом, результаты каждого ученика в отдельности и выбрать пути корректировки учебного процесса для оказания необходимой помощи обучающихся  для достижения намеченных результатов.    

 Кроме того,  при создании базы тестовых заданий я специально подбираю варианты ответов на тестовые задания таким образом, что каждый ответ отражает одну из типичных ошибок, поэтому, проанализировав выбор неправильных ответов, можно выявить ошибки, которые совершает каждый ученик в процессе решения тестового задания.

В настоящий момент моя    копилка  содержит около 17 CD-дисков с  программами, которые  успешно использую на   уроках.  Особенно удачными, на мой взгляд, являются такие диски  по математике, как: "Планиметрия” и "Стереометрия”, "Практикум по математике 5-11”, "Современный учебно-методический комплекс по математике” и др.  Есть у меня  и постоянно пополняемая    копилка презентаций к урокам математики, и фрагменты  урока на интерактивной доске.  которые сохраняются в специальном  файле на компьютере.

Использование интерактивной доски открывает огромные  возможности  для педагога: функция  контроля знаний,  поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся.

Помогла мне доска и  при решении одной  из  основных  проблем, связанных при изучении  геометрии в школе – это проблема наглядности.  Изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные  средства позволяют решить эту проблему. 

 Стереометрия - это одна из немногих , если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность, а с помощью доски   вносить и различные корректировки в представленную информацию,  используя многочисленные функции. Поэтому полный интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон", помогает мне и моим ученикам более успешно справиться с решением стоящих перед нами задач.

Так получилось, что я  «варюсь» в собственном соку.  Изъявив  желание иметь интерактивную  доску, я знала, что многое предстоит изучить самостоятельно, и до позднего вечера методом «тыка», я экспериментировала и пробовала все  многочисленные  функции  оборудования. Несомненно, на первом этапе , время на предварительную подготовку к уроку  при использовании  интерактивной доски  увеличивается , однако постепенно накапливается  методическая база,   которая значительно облегчает  подготовку к урокам в  дальнейшем.

Использование  интерактивной  доски  на уроках  помогает  мне вовлечь  школьников  в процесс обучения,  повысить эффективность групповой работы, дать возможность всем ученикам включаться в обсуждение. Ребята с огромным интересом воспринимают это новшество: они увлекаются его освоением, работают в классе с большим желанием, активно включаются  в подготовку  презентаций к уроку. Уроки с использованием интерактивной доски поднимают  уровень знаний учащихся, укрепляют их веру  в свои возможности, прибавляют творческие силы, приносят радость в желании познавать.

                                   Список использованной литературы:

1.           Нестеров А. Интерактивные доски – образовательным учреждениям. ИКТ в образовании. №8 (19)22 апреля 2008.

2.           Тарасова Н.Д. Использование ИКТ на уроках математики для повышения качества обучения.

Тузова П. Педагогический альманах. Использование ИКТ на уроках математики. Официальный сайт отдела образования администрации Центрального района  г. Новосибирска. http://www.edu-reforma.ru/
Яндекс.Метрика