Приветствую Вас, Гость

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Суворова А. В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Иркутск

 

Один из основных вопросов учебного процесса состоит в том, как подготовить обучающегося к реальной жизни, повысив при этом уровень усвоения учебного материала. В различных исследованиях было установлено, что при использовании коммуникативных методов обучения происходит активное восприятие информации, что позволяет удержать в памяти 80% того, что говорили сами и 90% того что делали сами. Через 72 часа после получения сведений, в памяти обучающегося остается:

10% информации, которую он услышал,

20% - увидел,

50% - услышал и увидел,

70% - услышал, увидел, обсудил,

90% - услышал, увидел, обсудил, применил на практике.

Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают новые информационные технологии, не только предоставляющие мультимедийную среду для изложения и активного восприятия информации, но и повышающие мотивацию учеников к изучению этой информации.

Особое место в современной школе занимает интерактивная доска – современное техническое средство, позволяющее вывести на специальный экран изображение рабочего стола персонального компьютера с возможностью сенсорно управлять  графическим интерфейсом операционной системы и создавать графические объекты; это комплекс оборудования, который позволяет изменить традиционный процесс обучения. Интерактивная доска позволяет перевести обучение на наглядно-образные компоненты мышления, которые играют исключительно важную роль в жизни человека. Использование таких досок в обучении оказывается достаточно эффективным, повышается мотивация к учению, поскольку компьютерная графика позволяет детям ненавязчиво усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.

Интерактивная доска может эффективно использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика она выступает в роли учителя, рабочего инструмента, объекта обучения. Выделяют три приема использования интерактивной доски:

1.     Управление компьютером без использования клавиатуры и мыши;

Этот прием помогает на подготовительном этапе, когда нужно открыть какое-либо приложение, изменить размеры окна, запустить диск и пр.

2.     Совмещение электронных заготовок с рукописным текстом;

Здесь появляется возможность использования интерактивных маркеров, например, чтобы не тратить время урока на запись упражнения, учитель открывает уже заранее приготовленное задание, где учащимся необходимо вписать текст или выделить какой-то объект; возможно просматривая текст выделить наиболее значимые места, которые в дальнейшем можно сохранить и распечатать.

3.     Использование программного обеспечения входящим в комплект.

В этом приеме и проявляются возможности, которые невозможны на меловой доске: применение интерактивной заливки, создание стандартных графических объектов, использование функции «интеллектуальное перо» (распознаёт и преобразует нарисованное изображение в правильные геометрические фигуры, линии, стрелки), изменение свойств объектов, вставка рисунков из коллекций,

встраивание приложений в программное обеспечение интерактивной доски, создание клонов объектов, мгновенное переключение между разными страницами и документами и пр.

С тех пор как в нашей школе появились интерактивные доски, уроки приобрели другой «окрас». Активно используют такие доски учителя математики, информатики, иностранного языка, учителя технологии и начальных классов.

Активизация познавательной активности достигается за счет высокой наглядности подачи решения задач с широким использованием как статической, так и анимированной графики. Это позволяет не только продемонстрировать решение, но и осуществить проверку. Появилась возможность демонстрации решения задач направленных на развитие пространственного и логического мышления, что немаловажно на уроках математики и технологии, решение которых ранее было сложно продемонстрировать, даже предварительно склеив наглядное пособие или вырезав из картона, а может и слепив из пластилина, что весьма трудоемко и не всегда просто. Теперь задачи на разрезание и выделение фигур, распилы, построение графиков и чертежей, нахождение объемов и площадей, сечений различных фигур и пр. легко продемонстрировать и облегчить понимание.

Учителя иностранного языка интерактивную доску используют для решения кроссвордов, составления соответствий, упорядочивание предложений это позволяет быстро проверить знания учащихся. На уроках информатики ребята не только изучают материал с помощью интерактивной доски, но и сами участвуют в создании заготовок заданий, пользуясь средством Smart notebook. Они активно включаются в подготовку презентаций к уроку, что в свою очередь развивает у них навыки учебно-исследовательской деятельности и позволяет добиться лучших результатов.

Конечно, следует отметить тот факт, что время на предварительную подготовку учителя при использовании интерактивной доски, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем. Таким образом, применение интерактивной доски на уроке способствует активизации познавательной активности школьников, значительно повышает их мотивацию к учению, что увеличивает качество всего образовательно-воспитательного процесса.

Литература:

1.     Экономика и социология труда [Электронный ресурс] / Организация, формы и методы проведения учебных занятий и самостоятельной работы: требования, условия, механизмы. Режим доступа: http://tax.rea.ru/e/stat.nsf, свободный.

2.     Интернет и образование [Электронный ресурс] / Помазенков Е.В. Современные ИКТ. Интерактивная доска в профессиональной деятельности учителя-предметника. Режим доступа: http://www.openclass.ru/io/8, свободный.

3.     Сеть творческих учителей [Электронный ресурс]  / Форумы «Интерактивная доска». Режим доступа: www.it-n.ru, свободный.

 

Яндекс.Метрика