СОЦИАЛИЗАЦИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ
ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Суворова Анна Владиславовна
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №9», г. Иркутск
Сейчас каждый из нас
является непосредственным участником модернизации образования. Поскольку цель
обучения коренным образом изменилась и состоит не столько в накоплении суммы
знаний, умений и навыков, сколько в подготовке школьника как субъекта своей
образовательной траектории, необходимо пересматривать и взгляд на организацию
образовательного процесса. Но ведь задачи остаются неизменными многие
десятилетия: это все тоже обучение, воспитание и развитие личности, основным
средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал
интересным, значимым и для педагога и для обучающихся? Можно предположить, что
становится необходимым использование интерактивных методов обучения как
эффективного способа социализации школьников.
В последние годы мы
очень часто слышим и употребляем понятие «интерактивный». Проанализировав
литературу, можно сделать вывод, что терминологического единства нет. Поэтому
используем «понятийную мозаику». Интерактив («interactive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие) называют
и технологией, и методом, и формой.
Интерактивный —
означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с
кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное
обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого
осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.
Под интерактивными методами обучения будем понимать
систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой
и с учителем, при которых происходит освоение
нового опыта и получение новых знаний. Ведущая роль отводится
развивающим методам – частично-поисковым, поисковым и исследовательским.
Совместная деятельность
предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый
свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием
товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции
(ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую
– истину): от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.
Интерактивное обучение – несомненно, интересное,
творческое направление нашей педагогики. Интерактивные
методы существуют в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для
работы индивидуально, в парах, группах, коллективно. Приведу примеры результатов использования такого обучения
на примере уроков информатики.
Одним
из популярных интерактивных методов работы является совместный проект - издание
«Школьной газеты». Данную работу проводим как в младших, так и средних классах
при изучении темы «Текстовый редактор». Ребятам предлагается придумать свое
название газеты, рубрики о которых в ней будет рассказываться, распределяются
роли, кто за какую часть газеты отвечает. После чего начинается сбор информации
и оформление согласно правилам и нормам, которые изучаются на уроке. По
завершению работы, обязательно проводится защита. При этом вся работа проходит
в активном взаимодействии, сотворчестве и взаимной поддержке.
При изучении темы
графические редакторы в 10 классе проводим мини-проект «Свой взгляд», где
участники интерактива применяют умения и навыки в жизненных ситуациях.
Обучающиеся работают над фотографиями своих одноклассников, семейными или
личными. Их задача изменить объект, изображенный на фото и впоследствии
продемонстрировать продукт при групповом обсуждении. Данный вид работы очень
удобен при малом количестве часовой нагрузке, поскольку за небольшой промежуток
времени, ребята пользуются большим количеством различных инструментов.
В 2009 учебном году
изучение раздела «Моделирование» в 9 классе, выпало на конец второй четверти.
Мы знаем, что это время Новогодних сюрпризов. Поэтому мы с ребятами провели
игру «Моделирование Нового года». В начале изучения темы каждый напечатал
письмо деду морозу о своих самых желаемых подарках. После чего «вслепую»
обменялись подарками. В течение месяца, по мере изучения темы, ребята заполняли
карту модели (определяют цели и задачи моделирования, выделяют существенные
признаки и т.д.), которую им предстояло сделать. После чего, строят и саму
модель подарка.
И вот, в канун нового
года, в преддверии волшебства и исполнения желаний прошла сама игра, где ребята
смоделировали Новый год: был и Дед Мороз и Снегурочка и, конечно же, подарки.
Никто не остался обделенным вниманием. Именно использование интерактивных
методов позволило участникам этого проекта четко усвоить, как же важно
указывать все существенные признаки объектов.
В рамках раздела
«моделирование» в 2010 году проводился урок в 7 классе «Модели вокруг нас».
Ребята были разбиты на группы, каждой из которых пришлось ответить на один из
проблемных вопросов. В ходе работы создаются текстовое обоснование проблемы и
электронные таблицы с численными экспериментами. При таком подходе обучающиеся
учатся принимать конструктивные решения и отстаивать их, в процессе обсуждения.
Еще один интерактивный
метод «Займи позицию» прошел на интегрированном уроке совместно с учителем ИЗО
«Мода и стиль» в 6 классе. Ребята рисовали различные стили одежды: военная,
морская и пр. После чего их задача была занять позицию по выбору какого-то из
стилей и обосновать ее.
Еще один
интегрированный урок «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты» прошел в
рамках дня открытых дверей. Этот урок объединил в себе сразу две группы
информатики и английского языка, это стало возможным благодаря видеосвязи
соединившей 2 кабинета. Используя не только средство, но и метод с названием
«Микрофон» ребята обменивались информацией, как на английском, так и на русском
языке, дискутировали, приводили примеры своих мини-исследований по построенным
на уроке электронным таблицам.
Самым любимым среди
младших школьников остается метод «Незаконченное предложение». Ребятам дается
начало фразы, их задача придумать ей продолжение в виде сказки или рассказа,
рисунка или комикса. Эта работа творческая, ведь в ней проявляется собственный
замысел обучающихся, ставятся новые задачи, которые самостоятельно решаются при
помощи приобретаемых знаний, как на уроке, так и вне.
Сотрудничество с
достаточно большим многообразием Образовательных Организаций дает возможность
участия в различных конкурсах и проектах. Где ребята занимаю призовые места.
Приятно слышать и о том, что практическая направленность предмета, помогает
ребятам не только проявлять себя в годы учебы, но социализироваться в
современном мире: они выбирают профессии фотографов, web-дизайнеров, полиграфистов и пр.
Роль
интерактивных методик, как формы организации
учебной деятельности обучающихся, состоит в том, чтобы через организацию
личностно-значимой деятельности формировать у школьников сознательную
социальную позицию, определять и реализовать их лидерский потенциал, расширять
сферы общения и самореализации, обеспечивать самостоятельность в принятии решений
для достижения личностно значимых целей, то есть создавать условия для
социального становления школьников. Именно поэтому можно с уверенностью
сказать, что интерактивные методы являются ведущими в современной педагогической
деятельности.