Приветствую Вас, Гость

СОЦИАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

ЧЕРЕЗ ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

Суворова Анна Владиславовна

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9», г. Иркутск

 

Сейчас каждый из нас является непосредственным участником модернизации образования. Поскольку цель обучения коренным образом изменилась и состоит не столько в накоплении суммы знаний, умений и навыков, сколько в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории, необходимо пересматривать и взгляд на организацию образовательного процесса. Но ведь задачи остаются неизменными многие десятилетия: это все тоже обучение, воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для обучающихся? Можно предположить, что становится необходимым использование интерактивных методов обучения как эффективного способа социализации школьников.

В последние годы мы очень часто слышим и употребляем понятие «интерактивный». Проанализировав литературу, можно сделать вывод, что терминологического единства нет. Поэтому используем «понятийную мозаику».  Интерактивinteractive» с англ.: «inter» означает «между», «меж»; «active» — от «act» - действовать, действие) называют и технологией, и методом, и формой.

Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Под интерактивными методами обучения будем понимать систему правил организации продуктивного взаимодействия обучающихся между собой и с учителем, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Ведущая роль отводится развивающим методам – частично-поисковым, поисковым и исследовательским.

Совместная деятельность предполагает вклад каждого, обмен знаниями, идеями, способами действия. Каждый свободен высказывать свое, наработанное личным опытом, соотносить со знанием товарищей, происходит взаимообогащение и коррекция собственной позиции (ненавязчивая, без ссор, упреков и обид, т.к. надо из правд каждого найти общую – истину): от взаимопонимания – через взаимодействие – к взаимообогащению.

Интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные методы существуют в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группах, коллективно. Приведу примеры результатов использования такого обучения на примере уроков информатики.

Одним из популярных интерактивных методов работы является совместный проект - издание «Школьной газеты». Данную работу проводим как в младших, так и средних классах при изучении темы «Текстовый редактор». Ребятам предлагается придумать свое название газеты, рубрики о которых в ней будет рассказываться, распределяются роли, кто за какую часть газеты отвечает. После чего начинается сбор информации и оформление согласно правилам и нормам, которые изучаются на уроке. По завершению работы, обязательно проводится защита. При этом вся работа проходит в активном взаимодействии, сотворчестве и взаимной поддержке.

При изучении темы графические редакторы в 10 классе проводим мини-проект «Свой взгляд», где участники интерактива применяют умения и навыки в жизненных ситуациях. Обучающиеся работают над фотографиями своих одноклассников, семейными или личными. Их задача изменить объект, изображенный на фото и впоследствии продемонстрировать продукт при групповом обсуждении. Данный вид работы очень удобен при малом количестве часовой нагрузке, поскольку за небольшой промежуток времени, ребята пользуются большим количеством различных инструментов.

В 2009 учебном году изучение раздела «Моделирование» в 9 классе, выпало на конец второй четверти. Мы знаем, что это время Новогодних сюрпризов. Поэтому мы с ребятами провели игру «Моделирование Нового года». В начале изучения темы каждый напечатал письмо деду морозу о своих самых желаемых подарках. После чего «вслепую» обменялись подарками. В течение месяца, по мере изучения темы, ребята заполняли карту модели (определяют цели и задачи моделирования, выделяют существенные признаки и т.д.), которую им предстояло сделать. После чего, строят и саму модель подарка.    

И вот, в канун нового года, в преддверии волшебства и исполнения желаний прошла сама игра, где ребята смоделировали Новый год: был и Дед Мороз и Снегурочка и, конечно же, подарки. Никто не остался обделенным вниманием. Именно использование интерактивных методов позволило участникам этого проекта четко усвоить, как же важно указывать все существенные признаки объектов.

В рамках раздела «моделирование» в 2010 году проводился урок в 7 классе «Модели вокруг нас». Ребята были разбиты на группы, каждой из которых пришлось ответить на один из проблемных вопросов. В ходе работы создаются текстовое обоснование проблемы и электронные таблицы с численными экспериментами. При таком подходе обучающиеся учатся принимать конструктивные решения и отстаивать их, в процессе обсуждения.

Еще один интерактивный метод «Займи позицию» прошел на интегрированном уроке совместно с учителем ИЗО «Мода и стиль» в 6 классе. Ребята рисовали различные стили одежды: военная, морская и пр. После чего их задача была занять позицию по выбору какого-то из стилей и обосновать ее.

Еще один интегрированный урок «Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты» прошел в рамках дня открытых дверей. Этот урок объединил в себе сразу две группы информатики и английского языка, это стало возможным благодаря видеосвязи соединившей 2 кабинета. Используя не только средство, но и метод с названием «Микрофон» ребята обменивались информацией, как на английском, так и на русском языке, дискутировали, приводили примеры своих мини-исследований по построенным на уроке электронным таблицам.

Самым любимым среди младших школьников остается метод «Незаконченное предложение». Ребятам дается начало фразы, их задача придумать ей продолжение в виде сказки или рассказа, рисунка или комикса. Эта работа творческая, ведь в ней проявляется собственный замысел обучающихся, ставятся новые задачи, которые самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний, как на уроке, так и вне. 

Сотрудничество с достаточно большим многообразием Образовательных Организаций дает возможность участия в различных конкурсах и проектах. Где ребята занимаю призовые места. Приятно слышать и о том, что практическая направленность предмета, помогает ребятам не только проявлять себя в годы учебы, но социализироваться в современном мире: они выбирают профессии фотографов, web-дизайнеров, полиграфистов и пр.

Роль интерактивных методик,  как формы организации учебной деятельности обучающихся, состоит в том, чтобы через организацию личностно-значимой деятельности формировать у школьников сознательную социальную позицию, определять и реализовать их лидерский потенциал, расширять сферы общения и самореализации, обеспечивать самостоятельность в принятии решений для достижения личностно значимых целей, то есть создавать условия для социального становления школьников. Именно поэтому можно с уверенностью сказать, что интерактивные методы являются ведущими в современной педагогической деятельности.

Яндекс.Метрика