Приветствую Вас, Гость

Роль информационно-коммуникационных средств и технологий в управлении учебным процессом. Химическая образовательная область

 

Сухорукова Н.А.
 МОУ «Центр образования № 47», г. Иркутск

 

Модернизация образования России предполагает компетентностный подход к обучению и развитию школьников и  информатизацию учебного процесса. Процесса, в котором  важными образовательными ресурсами, способствующими повышению качества образования, являются информационно-коммуникационные средства (ИКС) и технологии (ИКТ). От учителя требуется создание условий для перехода к новому уровню образования. В качестве одного из ожидаемых результатов предполагается обеспечение доступа учащихся и учителей к современным образовательным ресурсам, важнейшими из которых являются компьютер, медиа-проектор, интерактивная доска и др., а также учебного инструментария такого как: цифровые образовательные ресурсы  (ЦОР), информационные источники сложной структуры (ИИСС) и информационные учебно-методические комплексы (ИУМК).

В настоящее время имеется достаточно многочисленная коллекция ЦОР для обучения химии, появляются и методические рекомендации по их характеристике и использованию в основной и старшей школе. При этом возникает серьезная проблема выбора стратегии внедрения компьютера в обучение, которая позволила бы использовать все его преимущества и избежать потерь, влияющих на качество педагогического процесса. Компьютер может быть использован учителем при следующих видах деятельности: объяснении нового материала, демонстрации опытов, решении задач различного уровня сложности, проведении практических работ, организации самостоятельной работы учащихся и контроле знаний и умений школьников.

Если раньше конструирование хода урока, формулировка целей и задач были прерогативой самого учителя, то в условиях информатизации учебного процесса ученики все чаще привлекаются к созданию программного обеспечения, тем самым, становясь активными участниками и творцами педагогического процесса. Использование компьютера - мощное средство для создания оптимальных условий работы на уроке, но оно должно быть целесообразно и методически обосновано. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения.

В настоящее время  повсеместно наблюдается тенденция понижения интереса к изучению химии, произошло значительное увеличение объема учебного материала, подлежащего усвоению на II ступени (в 8-9 классах), но количество часов, выделяемых учебным планом школы, сокращено. Разрешение этого противоречия с помощью ИК средств и технологий позволяет учителю с одной стороны, формировать устойчивую положительную мотивацию в изучении науки, а с другой стороны, обеспечивает выполнение государственного стандарта химического образования.

При обучении химии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химии как науки. Например, для моделирования химических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических явлений и процессов на компьютере - необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера.

 Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Например, задавая разные значения концентрации реагирующих веществ (в программе, моделирующей зависимость скорости химической реакции от различных факторов), учащийся может проследить за изменением объема выделяющегося газа и т.д.

Второе направление использования компьютера в обучении химии - контроль и обработка данных химического эксперимента. Созданные "Виртуальные лаборатории" - это компьютерные программы, позволяющие проводить различные эксперименты химического, химико-физического и химико-биологического направления. Такое использование компьютера полезно тем, что прививает учащимся навыки исследовательской деятельности, формирует познавательный интерес, развивается научное мышление. Третье направление использования информационных технологий в процессе обучения химии - программная поддержка курса.

Возможности использования интерактивных методов обучения позволяют учителю – предметнику в рамках классно-урочной системы конструировать различные дидактические модели в соответствии с педагогическими целями и задачами, которые необходимо реализовать учителю на данном уроке или в течение определённого периода обучения, при этом незаменимым средством управления процессом становится интерактивная доска.

Интерактивная доска предоставляет учителю ряд уникальных возможностей: вывод любой информации с компьютера (путём проекции изображения при помощи обычного медиа-проектора); произвольного дополнения выве­денного изображения сделанными вручную заметками, комментариями, примечаниями или акцентирование внимания учеников на каких-либо важных фрагментах текста и графики; технологических процессах различных производств. Работу с интерактивной доской можно рассматривать и как тренажёр, позволяющий, например,  формировать умение строить молекулярные, структурные и электронные формулы  как неорганических, так и органических молекул. Последнее весьма важно для создания базовых  химических представлений, вызывающих трудности пространственного представления молекул.

Таким образом, управление учебным процессом с использованием ИКС имеет несколько направлений. Она может использоваться как:

    банк справочного материала, способный в короткое время выдать учи­телю или ученику нужную информацию по интересующему вопросу;

    средство управления учебным процессом, основанное на построении широкого спектра логически обоснованных управляющих воздействий на ученика;

    система, направленная на формирование и закрепление общеучебных и социальных компетенций;

    средство визуализации содержания тематических курсов;

    средство текущего и итогового контроля и самоконтроля за полнотой, глубиной и системностью знаний учеников;

    средство организации урочной и внеурочной деятельности учащихся;

    средство организации игровой деятельности, направленной на повы­шение мотивационной сферы учения;

    средство доступа к различным источникам информации;

    средство, способствующее научной организации труда учителя и уче­ника.

Для учителя роль  компьютерной техники заключается в возможности: создать мониторинг учебной деятельности учащихся более удобным способом; оперативно анализировать результаты каждого урока, полугодия, года обучения; преодолеть противоречие увеличения объёма информации и ограниченности времени обучения; организовать урочное и внеурочное взаимодействие с участни­ками образовательного процесса, в т. ч. дистанционное. Также  активизировать по­исковую, исследовательскую и проектную деятельность; оптимально организовать систему контроля и само­контроля учащихся в процессе их обучения и развития; минимизировать временные затраты на выполнение предметной деятельности.

Для ученика ИКТ в учебном процессе  играют роль непрерывного учёта результатов деятельности, что ведёт к формированию адекватной самооценки;

возможности выбора собственной траектории обучения; психологически комфортных условий для самоконтроля и самовоспитания; возможности в любой момент времени проанализировать свои достижения; условий для самостоятельного изучения материала; условия для освоения новых способов деятельности.  

Ещё одним важным направлением внедрения ИКС и ИКТ в управление учебным процессом является решение целого ряда практических проблем, связанных с комплектованием кабинета химии средствами обучения, дидактическими и методическими материалами. Таким образом, управление учебным процессом с использованием новых ИКТ позволяет направить интеллектуальный потенциал учащихся на позитивное развитие. Именно на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжать образование в течение всей жизни.

Литература

1.     Аспицкая А.Ф. Инфрмационно-коммуникационные технологии в реализации системы контроля и оценки учебных достижений учащихся по химии // Химия. Приложение ПС, 2007, №12.С.12-13.

2.     Аставцатуров Г.,  Педагогический дизайн мультимедийного урока //Учитель.  № 6,2006,С.10

3.     Ахлебин А.К.Информационные технологии при изучении химии // Химия. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»,2001, 312,С.13,16.

4.     Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 2002.- 98с.

5.     Крылов А. И., Компьютерный инструментарий учителя: картографические ресурсы //Школьные технологии, №2, 2008, С. 135.

 

А.Н. Сёмин. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества //Химия в школе, 2006. № 8.
Яндекс.Метрика