Сизых Е.А.,
НОУ «Школа-интернат №23», г.Слюдянка
Ведущими ключевыми компетенциями в предметной области
«Информатика и ИКТ» являются информационные и учебно-познавательные компетенции.
Хотя остальные компетенции тоже имеют место быть в информатике.
В рамках информационных компетенций компьютер является
реальным объектом для формирования умения самостоятельно искать, анализировать
и отбирать необходимую информацию,
организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
Если говорить о двух
ведущих компетенциях, то они в курсе информатики идут параллельно. Так как уроки информатики
построены таким образом, первая часть урока – изучаются теоретические основы
информатики, вторая часть урока –
практика.
Теоретическая часть курса «Информатика и ИКТ» направлена на
формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческие,
учебно-информационные, учебно-логичесике.
Общеучебно-логические умения и навыки в информатике активно занимают позицию
предметных умений и навыков. Как общеучебные, они объединяют: умение осмысленно
учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.; умение строить
рассказ, ответ, речь, аргументирование; умение формулировать выводы,
умозаключения и т.д.
Эти умения в школе специально не формируются ни в одном
предмете, их развитие начинается с первых дней обучения в школе и должно
обеспечиваться всеми вместе взятыми школьными дисциплинами.
На уроках информатики учащиеся знакомятся на предметном
уровне с анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и обобщением как
информационными методами. Это способно послужить сильным импульсом к развитию и
совершенствованию соответствующих умений и навыков в рамках других предметов. В
свою очередь, учебно-интеллектуальные умения и навыки, формируемые в курсе
информатики на материале, имеющем межпредметное содержание.
Практическая часть курса «Информатика и ИКТ» направлена на освоение
школьниками широкого спектра умений и навыков использования средств
информационных и коммуникационных технологий, которые являются значительными
для формирования функциональной грамотности, социализации школьников,
последующей деятельности выпускников,
так и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоение
межпредметных, общеучебных умений в условия информатизации школы.
Эффективное использование возможностей, реализуемых на базе
средств ИКТ, связано с формированием ИКТ-компетентностей всех участников
образовательного процесса.
Основы ИКТ-компетентности учащегося закладываются на уроках информатики,
и подразумевается его готовность использовать в учебной и практической
деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информатики,
информационных и коммуникационных технологий для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать
информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и
классификации информации)
- интеграции информации (интерпретирование и представление
информации, включая резюмирование, сравнение и сопоставление)
- оценки информации (суждение о качестве, полезности, пригодности
информации)
-
создание информации (адаптация, сочетание
информации и т.д.).
В
информатике ИКТ изучаются как
·
на пропедевтическом уровне
- 5 класс – растровый графический редактор
- 6 класс – текстовый редактор
·
на базовом уровне
- 7 класс – презентация
- 8 класс – текстовый процессор и электронные таблицы
- 9 класс – векторная и растровая графика, базы данных, Интернет технологии
Когда базовый курс остается позади, а в программе старших
классов опять появляются темы по ИКТ, возникает проблема, как увлекательно и не
навязчего эти темы закрепить на уроках информатики. Одним из способов решения проблемы - это
создание пакета документов для фирмы. При этом ставятся следующие задачи:
·
систематизировать теоретические знания по теме
«Компьютерные технологии»; закрепить навыки работы с прикладными программами;
стимулировать учащихся к созданию новых разработок по информатике;
устанавливать межпредметные связи
·
развивать у учащихся творческое мышление;
совершенствовать умение коммуникативного общения;
·
воспитывать
чувство ответственности за сделанную работу; формировать умение вести защиту
проекта, воспитывать уважение к сопернику, аргументировать свою позицию.
Почасовое тематическое планирование серии уроков может
выглядеть следующим образом:
Создание
пакета документов для фирмы в
Microsoft Office
|
16 |
||
1 |
Фирма.
Назначение и функции. Примеры
|
1 |
|
2 |
Текстовый редактор
Блокнот. |
бизнес - план
|
1 |
3 |
Растровый графический
редактор |
логотип фирмы |
1 |
4 |
Векторный графический
встроенный редактор |
печать фирмы
|
1 |
5 |
Презентация |
реклама фирмы |
1 |
6 |
Текстовый процессор |
резюме
работника фирмы |
2 |
7 |
Gif-анимация |
талисман
фирмы. |
1 |
8 |
Создание
фирменного бланка |
2 |
|
9 |
Электронные таблицы |
таблица "Заработная плата" и диаграммы на
основе таблицы |
2 |
10 |
Базы данных |
база данных
"Сотрудники фирмы" |
2 |
11 |
Зачет в виде защиты пакета
документов |
2 |
На первом уроке выясняется:
что такое фирма, ее назначение, функции и необходимые требования для создания
фирмы. Рассматриваются примеры. Каждый следующий урок построен так, что сначала
повторяются основные возможности прикладного программного приложения и
анализируется документ, который будет
создаваться. Затем дается задание с инструкцией и примерами для наглядного
представления. Домашней работой при этом будет подготовка к следующему уроку
как повторение возможностей ИКТ, так и продумывание внешнего вида следующего
документа. Итоговым занятием является
защита учащимися своей фирмы, где необходимо представить свой пакет документов.
На уроках такого типа всегда царит творческая
атмосфера, учащиеся по настоящему увлечены и заняты делом. Дети знакомятся с основами экономики,
маркетинга, дизайнерским искусством. Получают практические умения и навыки по
основам создания фирмы.
Главная задача современного информационного общества – это
информатизация образования. И современный курс информатики сознает
теоретическую основу и обеспечивает необходимые практические умения для
разворачивания процессов информатизации образования. Он нацелен на подготовку
учащихся к жизни в информационном обществе.
Литература
1.
Босова Л.Л., Преподавание информатики в 5-7 классах /–
М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 342 с.: ил.
2.
Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент
личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2.
– С. 58 – 64
3.
Быстрова Н.В., «Компетентностный подход в
образоании»//Лекции магистерского курса -
2009
4.
Северова Т.С., Деловая игра «Создание малого
предприятия»// Информатика – 1998 - №43 с.1-4
5.
Рахмеева О.М., Интегрированный курс «Основы малого
бизнеса и информатики»// Информатика и
образование – 2005 - №8 с.72-73