Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ПРОЕКТА 
«СОЗДАНИЕ ФИРМЫ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

 

Сизых Е.А.,

НОУ «Школа-интернат №23», г.Слюдянка

 

Ведущими ключевыми компетенциями в предметной области «Информатика и ИКТ» являются информационные и учебно-познавательные компетенции. Хотя остальные компетенции тоже имеют место быть в информатике.

В рамках информационных компетенций компьютер является реальным объектом для формирования умения самостоятельно искать, анализировать и  отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

Если говорить о  двух ведущих компетенциях, то они в курсе информатики идут  параллельно. Так как уроки информатики построены таким образом, первая часть урока – изучаются теоретические основы информатики,  вторая часть урока – практика.

Теоретическая часть курса «Информатика и ИКТ» направлена на формирование общеучебных умений и навыков: учебно-управленческие, учебно-информационные, учебно-логичесике.

Общеучебно-логические умения и навыки  в информатике активно занимают позицию предметных умений и навыков. Как общеучебные, они объединяют: умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.; умение строить рассказ, ответ, речь, аргументирование; умение формулировать выводы, умозаключения и т.д.

Эти умения в школе специально не формируются ни в одном предмете, их развитие начинается с первых дней обучения в школе и должно обеспечиваться всеми вместе взятыми школьными дисциплинами.

На уроках информатики учащиеся знакомятся на предметном уровне с анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и обобщением как информационными методами. Это способно послужить сильным импульсом к развитию и совершенствованию соответствующих умений и навыков в рамках других предметов. В свою очередь, учебно-интеллектуальные умения и навыки, формируемые в курсе информатики на материале, имеющем межпредметное содержание.

Практическая часть курса «Информатика и ИКТ» направлена на освоение школьниками широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий, которые являются значительными для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности  выпускников, так и для повышения эффективности освоения других учебных предметов, освоение межпредметных, общеучебных умений в условия информатизации школы.

Эффективное использование возможностей, реализуемых на базе средств ИКТ, связано с формированием ИКТ-компетентностей всех участников образовательного процесса.

Основы ИКТ-компетентности учащегося закладываются на уроках информатики, и подразумевается его готовность использовать в учебной и практической деятельности усвоенные знания, умения и навыки в области информатики, информационных и коммуникационных технологий для:

- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);

- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации)

- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение и сопоставление)

- оценки информации (суждение о качестве, полезности, пригодности информации)

-         создание информации (адаптация, сочетание информации и т.д.).

В информатике ИКТ изучаются как

·        на пропедевтическом уровне
- 5 класс – растровый графический редактор
- 6 класс – текстовый редактор

·        на базовом уровне
- 7 класс – презентация
- 8 класс – текстовый процессор и электронные таблицы
- 9 класс – векторная и растровая графика, базы данных, Интернет технологии

Когда базовый курс остается позади, а в программе старших классов опять появляются темы по ИКТ, возникает проблема, как увлекательно и не навязчего эти темы закрепить на уроках информатики.  Одним из способов решения проблемы - это создание пакета документов для фирмы. При этом ставятся следующие задачи:

·         систематизировать теоретические знания по теме «Компьютерные технологии»; закрепить навыки работы с прикладными программами; стимулировать учащихся к созданию новых разработок по информатике; устанавливать межпредметные связи

·        развивать у учащихся творческое мышление; совершенствовать умение коммуникативного общения;

·         воспитывать чувство ответственности за сделанную работу; формировать умение вести защиту проекта, воспитывать уважение к сопернику, аргументировать свою позицию.

Почасовое тематическое планирование серии уроков может выглядеть следующим образом:

Создание пакета документов для фирмы  в Microsoft Office

16

1

Фирма. Назначение и функции. Примеры

1

2

Текстовый редактор Блокнот.

бизнес - план 

1

3

Растровый графический редактор

логотип фирмы

1

4

Векторный графический встроенный редактор

печать фирмы

1

5

Презентация

реклама фирмы

1

6

Текстовый процессор

резюме работника фирмы
 таблицы по маркетингу

2

7

Gif-анимация

талисман фирмы.

1

8

Создание фирменного бланка

2

9

Электронные таблицы

таблица  "Заработная плата" и диаграммы на основе таблицы

2

10

Базы данных

база данных "Сотрудники фирмы"

2

11

Зачет в виде защиты пакета документов

2

 
На первом уроке выясняется: что такое фирма, ее назначение, функции и необходимые требования для создания фирмы. Рассматриваются примеры. Каждый следующий урок построен так, что сначала повторяются основные возможности прикладного программного приложения и анализируется документ,  который будет создаваться. Затем дается задание с инструкцией и примерами для наглядного представления. Домашней работой при этом будет подготовка к следующему уроку как повторение возможностей ИКТ, так и продумывание внешнего вида следующего документа.  Итоговым занятием является защита учащимися своей фирмы, где необходимо представить свой пакет документов.
На уроках такого типа всегда царит творческая атмосфера, учащиеся по настоящему увлечены и заняты делом.  Дети знакомятся с основами экономики, маркетинга, дизайнерским искусством. Получают практические умения и навыки по основам создания фирмы.

Главная задача современного информационного общества – это информатизация образования. И современный курс информатики сознает теоретическую основу и обеспечивает необходимые практические умения для разворачивания процессов информатизации образования. Он нацелен на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе.

 

Литература

1.     Босова Л.Л., Преподавание информатики в 5-7 классах /– М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 342 с.: ил.

2.     Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58 – 64

3.     Быстрова Н.В., «Компетентностный подход в образоании»//Лекции магистерского курса -  2009

4.     Северова Т.С., Деловая игра «Создание малого предприятия»// Информатика – 1998 - №43 с.1-4

5.     Рахмеева О.М., Интегрированный курс «Основы малого бизнеса  и информатики»// Информатика и образование – 2005 - №8 с.72-73

Яндекс.Метрика