Приветствую Вас, Гость

Создание образовательных программных средств школьниками на занятиях по информатике

Елена Алексеевна Сизых

учитель информатики высшей категории
НОУ «Школа-интернат№23 ОАО «РЖД»
г. Слюдянка

 Внедрение информационных технологий в различные области современной системы образования принимает все более масштабный и комплексный характер.

Информатизация образования заставляет пересматривать традиционные учебные курсы, методы, технологии и средства информатики, применяемые в обучении другим дисциплинам.

С информатизацией образования тесно связаны научные основы создания, экспертизы и применения образовательных электронных изданий и ресурсов. С каждым днем все большее количество педагогов сталкивается не только с использованием образовательных электронных изданий, но и с их разработкой. Рядовой учитель может заниматься самостоятельной разработкой небольших, не всегда профессионально выполненных, но необходимых для учебного процесса компьютерных средств обучения. К ним можно отнести и популярные на сегодняшний день презентации,  изображения или звуки, созданные в одном из компьютерных редакторов и используемые для повышения наглядности обучения, а также электронные практикумы и обучающие пособия к урокам.

Еще лучше, если к разработке компьютерных средств обучения учитель может привлечь учащихся.  При этом получается двойная польза. С одной стороны, учитель использует компьютерное средство обучения в учебной деятельности, тем самым повышая интерес к предмету, углубляя и систематизируя знания,  с другой стороны, учащийся самостоятельно разрабатывает образовательный ресурс, продумывает структуру программного средства, изучает новые возможности для их реализации.

В связи с этим возникла проблема, каким образом организовать учебный процесс по созданию  образовательных программных  средств обучения учащимися.

Непрерывный курс информатики существует в школе-интернате №23 уже 10 лет. В процессе преподавания курса возникла потребность в образовательных программных средствах для некоторых тем курса «Информатика и ИКТ».  Это было вызвано необходимостью наличия презентаций на этапе объяснения материала, наличия интерактивных тестов на этапе контроля знаний, наличия интерактивных заданий (в виде электронных тетрадей) на этапе закрепления материала.

Возникла идея, привлечь для создания образовательных программных средств школьников. За годы преподавания информатики  совместно с учащимися было создано большое количество разнообразных работ: учебные курсы, электронные тетради, интерактивные тесты и другие образовательные программные продукты к урокам. Всего около 42 работ.

При школе-интернате открыт Центр профессиональной подготовки, предусматривающий подготовку учащихся по 11 специальностям, среди которых одна специальность – пользователь ПК.

 Выпускной работой по курсу пользователя является разработка учебного ресурса в помощь учителям. Учебный ресурс должен быть представлен в виде Web-странички,  оформленной как меню с пунктами-ссылками  из совокупности названий презентаций. Учебный ресурс может использоваться  на этапе объяснения новой темы урока - для наглядного представления  информации, а также для самостоятельного изучения новой темы учащимися.

Работа над учебным курсом проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы

2. Содержательная сторона. Материал к данной теме (разделу) подбирает учитель согласно программе. Учащиеся структурируют материал, подбирают текст, заголовки, иллюстрации, схемы и т.д. для каждой темы.

3. Техническая сторона. Учитель указывает на программное обеспечение, необходимое для создания проекта. Учащийся продумывает дизайн, инструменты, эффекты и т.д. в проекте.

4.  Работа над проектом

4.1. Создание серии презентаций по темам проекта

При разработке должны быть использованы основные функции презентационного пакета: создание слайд-фильма; структурирование документа (заголовки, абзацы, символы и т.д.); создание и добавление таблиц, диаграмм; использование звуковой информации; использование данных и графиков из электронных таблиц; вставка графики и картинок, сканированных или из библиотеки; использование шаблонов и стилей оформление; создание аннотаций и заметок к слайдам; рисование графических объектов; создание интерактивных объектов. При составлении презентаций учащиеся учитывают требования к презентации (стиль, фон, использование цвета,  анимационные эффекты,  содержание информации, расположение информации на странице,  шрифты, объем информации, виды слайдов).

На данном этапе возникает необходимость в сканировании, распознании и обработки материала, в поиске информации в Интернете.

4.2. Создание Web-страницы

 Требования к Web-странице аналогичны некоторым пунктам требований к презентации.

При разработке должны быть использованы основные функции пакета публикаций: работа с  мастером создания Веб-узлов; ввод текста  в существующие текстовые рамки; объединение и разъединение отдельных частей текста; добавление полей для ввода текста; замена рисунков; группировка и разгруппировка объектов; создание гиперссылок; сохранение в виде Веб-страницы.

5. Защита проекта. Выступление (5-7 минут) перед экзаменационной комиссией.

Последнее время особое значение в учебном процессе занимает разработка  интерактивных тестов и электронных тетрадей. Преимущество  их использования в следующем:  автоматическая обработка, интерактивность  и объективный  контроль знаний.

Учащиеся разрабатывают электронные тетради и тесты в среде Microsoft Visual Basic. Перед учащимися ставятся следующие задачи: изучить возможности среды программирования Visual Basic; изучить инструментарий графического редактора для выполнения иллюстраций; разработать каждое задание; протестировать программу; написать реферат; защитить работу на конференции.

Задачи, которые ставятся перед учителем: подобрать темы для проектирования; подобрать дидактический материал к теме; представить идеи каждого задания; провести апробацию электронной тетради на уроках информатики; исправить ошибки после апробации.

Работа над созданием электронной тетради проходит в несколько этапов:

1. Выбор темы. Учитель указывает тему электронной тетради.

2. Содержательная сторона. Материал к электронной тетради подбирает учитель  и  распределяет по темам. Учащийся продумывает размещение каждой темы на отдельной форме, продумывает дизайн, заголовки, объекты навигации и т.д. В итоге создается общая структура распределения данного материала по темам.

3. Техническая сторона. Учащийся углубленно осваивает среду программирования по готовым мини-проектам; создает в графическом редакторе заголовки, объектов навигации и  обрабатывает картинки; создает в режиме конструирования с помощью объектов с панели инструментов на форме шаблон определенной темы; создает программные коды для обработки результатов или для интерактивности объектов; пишет реферат по данному проекту.

Учитель постоянно консультирует и проверяет учащегося в процессе проектирования.

5. Предзащита и защита проекта.

Примеры электронных тетрадей: «Логика для 6 класс» автор Маурер Кристина, 2009г, «Практикум для 5-6 классов» автор Маслова Анастасия, 2008г,  «Информация для 8-9 класса» автор Михеев Василий 2008г. и т.д.

В трех электронных тетрадях «Логика», «Информация», «Практикум 5-6 класс» разработано  33 темы: из них в 5 классе – 7 тем, 6 классе – 16 тем, 8 класса – 7 тем, 9 классе – 3 темы.

Работа над созданием электронных тетрадей достаточно трудоемка. Порой на создание полноценной работы уходит до двух лет и более. При этом учащимся необходимо изучить среду для создания ресурса достаточно глубоко, обычно материал выходит за рамки программы. Наиболее интересные работы ребята представляют на научно-практической конференции в рамках Региональной (отраслевой) технической олимпиады при Иркутском государственном университете путей сообщения. За 10 лет преподавания информатики нами было создано 14 научно-практических работ,  из них  12 работ получили призовые места.

Литература

 

1.            Кузнецов, Александр Александрович. Образовательные электронные издания и ресурсы: метод. пособие / А.А Кузнецев, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. – М.: Дрофа, 2009.

2.            Шрайберг, Я. Л. Электронная информация и электронные ресурсы. – М.: ФАИР, 2007.

3.            Intel «Обучение для будущего» (при поддержке Microsoft): учеб. пособие./ Ястребцева Е.Н., Быховский Я.С. – М.: Русская редакция, 2004.

Яндекс.Метрика