Приветствую Вас, Гость

ЭЛЕКТРОННАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Синицына О.Г.

НОУ «Православная женская гимназия», г. Иркутск

 

"Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать”.

Д. С. Лихачёв

Но как воспитать эту любовь? Как сделать изучение родного края потребностью: серьезною и значимой для ребенка, занимательной и нескучной? Каким способом активизировать стремление к познанию окружающей его природы, расширению его кругозора, развитию его интеллектуального потенциала? Возможно, работа с использованием предлагаемого электронного учебного пособия поможет найти ответы на эти вопросы.

В работе с младшими школьниками часто приходилось сталкиваться с фактом, что дети могут многое рассказать о слонах, гепардах и баобабах, но не отличают сосны от лиственницы, не знают о багульнике и голомянке, оляпке и свиристеле. А ведь о необходимости изучения природы родного края много сказано в трудах великих педагогов и просветителей Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского, А.Я. Герда, В.П. Бехтерева и других. Актуальна эта проблема и в наши дни. Тем более, что природа нашего родного Прибайкалья поистине уникальна!

Идея создания «Азбуки родного края» возникла пять лет назад. На уроках обучения грамоте при изучении каждой новой буквы рассказывала детям об одном-двух растениях, животных нашего края на изучаемую букву. Дома дети вместе с родителями подбирали свои рисунки, фотографии рассказы для Азбуки родного края. Очень хотелось сделать этот материал более ярким, доступным для детского восприятия. Так родилась идея создания электронной энциклопедии.

И вот, снова первый класс. Благодарю родителей моих учеников – их силами приобретён проектор и мультимедийный экран.  Снова изучение новой буквы сопровождаем изучением «Азбуки родного края», но уже с опорой на созданную электронную энциклопедию. Изучена последняя буква в Букваре,  прочитана  и последняя страничка «Азбуки родного края». После традиционного праздника «Прощания с Букварём» мы провели  «Турнир Знатоков родного края»,  на котором дети показали, что они не только выучили буквы и научились читать, но очень много знают о родной природе: могут отличить веточку кедра от веточки сосны, марала от изюбря, знают, чем пихта отличается от ели, по цветку узнают ягоду, называют растения и животных нашего края, занесённых в Красную книгу. Дети называют интересные факты о жизни голомянки и нерпы, кабарги и росомахи. К удивлению родителей, первоклассники с лёгкостью оперируют трудными словами: эпишура, кашкара, тарбаган, бокоплавы. 

Диски с записью нашей электронной энциклопедии получил каждый ребёнок. Сведений на них гораздо больше, чем было использовано на уроках; обращаясь к ним, дети могут получать самостоятельно новые знания.

При изучении курса «Окружающий мир» мы также будем неоднократно обращаться к «Азбуке родного края». Знакомясь с разнообразием природы нашей Родины, будем искать ответ на вопрос, почему в нашем крае можно встретить представителей флоры и фауны разных природных зон. Все природные сообщества: луг, лес, водоём, - будем также рассматривать на примере краеведческого материала. Изучая темы о разнообразии животных, мы будем говорить не об абстрактных птицах и рыбах, а о птицах и рыбах нашего края. Изучая тему «Деревья и кустарники», проводим викторину так же с использованием «Азбуки родного края».  Энциклопедия поможет детям составлять интересные кроссворды о природе родного края. А электронная форма пособия имеет ещё и то преимущество над бумажным вариантом, что любой ребёнок может стать соавтором, дополнить энциклопедию своей статьёй, своими фотографиями.

Применение пособия не ограничиваются уроками окружающего мира. На уроках литературного чтения по любому УМК есть темы, связанные с сезонными изменениями в природе. Азбука родного края даёт возможность иллюстрировать эти темы опять же на материале нашего края. В учебнике литературного чтения Матвеевой, по которому мы работаем, есть много произведений о цветах. Читая их, мы любуемся фотографиями цветов Прибайкалья. 

На уроках русского языка лексика из Азбуки родного края активно включается в словарную работу по изучению многих орфограмм. Например, при изучении темы «Гласные после шипящих» для зрительного диктанта используем  слова: жимолость, шиповник, шикша, щур, широколобка, шилоклювка,  чабрец,  курильский чай и др. Каждое слово сопровождается  показом соответствующих фотографий.   В третьем классе при изучении темы «Сложные слова» проводится конкурс: кто больше найдёт сложных слов в названиях растений и животных нашего края. Выполняя это задания, учащиеся не только пересматривают электронную энциклопедию, но и находят нужные слова в других источниках. После подведения итогов проводится зрительный диктант с показом фотографий  животных и растений: бокоплавы, бурозубка, водосбор, желтокрылка, кровохлёбка и др.  На уроках развития речи при подготовке к написанию изложений о природе («Лоси», «Тетерев», «Оляпка» и др.), фотографии из Азбуки родного края создают живописные зрительные образы.  При изучении темы «Предлоги» учителя часто используют ребусы со «спрятанными» предлогами. Мы тоже использовали этот приём, но ребусы, конечно же, составляли на краеведческом материале: верба, клевер, клюква, тополь и т. д.

Можно найти применение теоретического и иллюстративного материала Азбуки родного края даже на уроках математики. В своей практике мы  широко используем  приём познавательных вычислений. В чём он заключается? Каждому ребенку в качестве творческого домашнего задания дается карточка с изображением определённого растения или животного родного края. Даётся задание:

·        узнать растение или животное;

·        зашифровать его название, используя известные им приёмы;

·        подготовить небольшое сообщение, опираясь на материалы диска.

Например:   

7+7=Г        8+5=М        4+7=Ч         6+9=А         4+8=О

Расположив ответы в порядке возрастания, вы узнаете название водоплавающей птицы, которая никогда не выходит на берег. Узнаётся по чёрно-рыжему воротнику и чёрным «рожкам». Знаменита своими брачными танцами с очень замысловатыми фигурами. Устраивает плавающие гнёзда. При опасности маскирует кладку растительностью, а сама ныряет в воду». После того, как дети расшифровали слово: «чомга», на экране появляется изображение птицы.

Накопленный таким образом материал, учитель использует на уроках при проведении устного счёта.

Общеизвестно, что для успешного обучения необходимо развивать познавательные процессы, особенно внимание и память. Проиллюстрировать применение электронной энциклопедии в этом аспекте можно на следующем примере. Учащимся предлагается для запоминания в течение нескольких секунд  9 фотографий (таблица 3х3) животных или растений родного края. Учитель сообщает, что кто-то из животных сейчас спрячется, дети закрывают глаза, и одно из изображений исчезает. Задача детей узнать, кто спрятался. Разнообразие  фотографий электронного пособия позволяет проводить это упражнение многократно.

Широкие возможности  применения электронной энциклопедии обусловлены ее структурой. Нами был использован алфавитный принцип систематизации материала. Энциклопедия содержит около 200 статей о растениях и животных нашего края, около 800 фотографий (из  них значительная часть из собственных архивов), звуковые и видеофрагменты. Звуковые фрагменты представлены двумя видами: голоса животных и аудиозаписи рассказов о животных и растениях. Видеофрагменты - это небольшие отрывки из фильмов о растительном и животном мире Прибайкалья.

Материал оформлен в виде презентаций. С главной страницы через систему гиперссылок  можно перейти на страничку любой буквы.  Для удобства представлены алфавитный и тематический указатели, например, «Птицы», «Рыбы», «Ягоды» и др. Раздел «Проверь себя» содержит различные «Турниры знатоков родного края». 

Энциклопедия дополнена небольшими  видеороликами о природе Бухты Песчаной, Листвянки, Шумака и др., выполненными автором в программе «Movie Maker».

Работая над созданием «Азбуки родного края», хотелось, чтобы  полученные учащимися знания не остались сухой информацией, а затронули сердце ребёнка, и через эмоциональное восприятие научили маленького человека видеть и ценить красоту того, что находится рядом с нами. Когда ребенок прочувствует красоту  природы,  он потянется к ней, проникнется ею и это чувство любви к природе, родному краю пронесет через всю жизнь.

 

Яндекс.Метрика