Приветствую Вас, Гость

Учитель математики МОУ СОШ№72 г.Иркутска Оксана Михайловна Швалёва.

Использование  информационно - коммуникационных  и Интернет - технологий  на уроках математики

Компьютеризация общества требует нового подхода к преподаванию. Основная идея обновления образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным, эффективным. Сегодня в центре внимания находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность, метод проектов. На первый план выходит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами. Мы должны научить детей стремлению самостоятельно добывать новые знания  и использовать их.  Современный учитель должен обладать новыми качествами и прежде всего, владеть ИКТ, обладать коммуникационными способностями.  

Информационные технологии в образовании рассматриваются в трех аспектах:

- как предмет изучения;

- как средство обучения;

- как инструмент автоматизации учебной деятельности.

На уроках математики компьютер в основном используется как средство обучения и как инструмент автоматизации учебной деятельности. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключить на любой стадии урока для решения многих дидактических задач, как в коллективном, так и в индивидуальном режиме.

Его можно применять на разных этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Использование компьютера в учебном процессе облегчает труд учителя, особенно рутинного характера. Применение методических пособий- презентаций, созданных в программе Power Point, позволило отказаться от ТСО старого поколения, поднять наглядность на более высокий уровень (использование звука, показ слайда "в движении"). С другой стороны, компьютер - хранитель информации, накопленной учителем за годы работы, которая может быть получена в любой момент времени. В своей практике учитель математики может использовать компьютер как для фронтальной работы (при организации устного счета), так и при проверке самостоятельной работы. Одним из методов самостоятельной работы обучающихся мною используется технология компьютерного тестирования. Работа с тестами проводится в кабинете информатики. Обучающая часть тестов позволяет в интерактивном режиме исправить ошибку ученика, найти правильный ответ. Тест составляется таким образом, что после выполнения задания ученик сразу же получает реакцию на верный или неверный ответ. По завершении теста отметку учащимся за выполнение ставит компьютер. В этом случае машину нельзя обвинить в предвзятости или необъективности. Также положительным моментом можно считать и тот факт, что  отметку за свою работу ученики видят сразу после ее выполнения. Именно в этом заключается неоспоримое преимущество использования компьютера в педагогике: мы получаем индивидуального наставника персонально для каждого ученика. В качестве плюса использования этих программ можно упомянуть и то, что автором тестов является учитель, ребята могут оценить его работу по составлению заданий, организации интерфейса с пользователем программы. Учитель контролирует знания учеников с помощью своих программ, а ученики оценивают качество инструментов, с помощью которых  это делает сам учитель. При монотонном использовании только одного средства обучения возникает торможение восприятия материала, поэтому необходимо чередовать разные способы включения ИКТ в урок.

Интернет дает большие возможности для получения справочно-информационных материалов по математике (в частности,  для подготовки к ЕГЭ). Обращаясь к сети Интернет, учитель может пополнить свою методическую копилку. Специфика и возможности компьютерного урока таковы, что отнести его  строго к определенной группе по тенденциям развития образовательных технологий нельзя.  Таким образом, без профессионального роста в освоении информационно-комуникационных технологий учителю не обойтись.

Из личной практики  преподавания геометрии, на мой взгляд, одной из основных проблем является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему.  Стереометрия - это одна из немногих, если не единственная область школьной математики, в отношении которой не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность.  В этом году на своих уроках я апробировала интерактивный курс стереометрии, предложенный компанией "Физикон".

Этот мультимедийный курс стереометрии позволяет освоить следующие темы данной дисциплины: аксиомы стереометрии, параллельность и перпендикулярность прямых, многогранники, тела вращения, объемы и площади поверхностей фигур, декартовы трехмерные координаты, векторы в пространстве. Курс располагает всеми возможностями для получения учащимися обширных знаний по математике в наглядной интерактивной форме. Он является незаменимым помощником для подготовки к экзаменам при поступлении в вузы, для создания рефератов и творческих работ. Предусмотрена возможность использования, как при самостоятельном обучении дома, так и во время занятий в компьютерных классах.

На уроках алгебры я начала  использовать мультимедийное  пособие «Функции и графики», которое прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и более сложных функций и преобразование графиков.

Мультимедийный курс "Функции и Графики" позволяет освоить следующие темы данной дисциплины: числовые последовательности, системы координат, основные свойства функций, преобразования в декартовой системе координат, элементарные функции, производная и ее применение, интегрирование, дифференциальные уравнения.

С применением компьютерных технологий учитель-предметник повышает эффективность урока за счет возрастания интенсивности учебной деятельности,

умелого комбинирования различных методических и технологических приемов.

 Показателями эффективности урока являются:

    - уровень учебной мотивации учащихся;

    - затраты учебного времени на выполнение заданий;

    - затраты учителя на подготовку к уроку;

    - качество обучения.

Не вызывает сомнения, что при использовании компьютера на уроке математики можно добиться повышения первых двух показателей, при этом значительно возрастает и третий показатель – затраты учителя на подготовку к уроку. Я считаю, что влияние ИКТ на повышение качества обучения в классе является опосредованным, через мотивационную сферу учащихся. Повышение качества обучения зависит, прежде всего, от мастерства учителя, причем не важно, какие технологии он применяет, современные или традиционные, а вот повышение мотивации к обучению напрямую зависит от использования современных технологий, в том числе ИКТ. Компьютер не панацея от всех проблем в математической подготовке учащихся, это надо признать, однако с его помощью учитель идет в ногу со временем и со своими учениками, реализуя задачи, поставленные обществом перед системой образования на современном этапе развития.

Яндекс.Метрика