Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ В ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 

Шупранова С.В.

МОУ «Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа №2

им. И.В.Балдынова», Эхирит-Булагатский район

 

"Электронный репетитор" - это не компьютерная      игрушка, а мощный профессиональный инструмент для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Без информационных технологий уже невозможно представить обучение, работу, да и вообще современную жизнь. В настоящее время институт, гимназия, школа, техникум, а порой, и детский сад оснащены новейшей компьютерной техникой. Применение компьютеров и электронных пособий в обучении создает возможность их использования  для  повышения качества образования, контроля и «оживления» процесса обучения, усвоения знаний, умений и навыков учащихся.

В настоящее время рынок электронных пособий очень насыщен и разнообразен. Он предлагает для преподавателей начальных и средних школ различные виды электронных репетиторов  по всем предметам.

Насколько эффективна работа по подготовке к ЕГЭ по русскому языку с использованием электронных репетиторов, говорит следующая статистика:

Сравните данные пользователей "ЭР" с официальной статистикой по РФ:

ЕГЭ-2008 по русскому языку.
Статистика результатов по РФ и у пользователей программы "ЭР"

Оценка

Тестовый балл

% по РФ (*)

% с "ЭР"

"2"

0 - 39

9,1

0

"3"

40 - 57

44,3

4

"4"

58 - 71

36,2

11,2

"5"

72 - 100

10,7

84,8

 

(*) Данные за 2008 год, июньская сессия. Источник информации www.fipi.ru

А это результаты ЕГЭ по русскому языку моих учащихся:

Оценка

11л (2005-2006 г.) без использования ЭР

11л (2007-2008 г.) с использованием ЭР

«5»

5

2

«4»

12

16

«3»

7

5

«2»

0

0

Успеваемость

100%

100%

Качество знаний

71%

78%

 

Почему так эффективно использование ЭР для  подготовки к ЕГЭ по русскому языку?

Во-первых, ученик может самостоятельно определять уровень своих знаний и наблюдать за ростом результатов в процессе подготовки к экзамену;

Во-вторых, варианты тестов, предложенных для решения, оптимальны, т.е. их структура полностью соответствует реальному экзамену;

В-третьих, ученик в удобное для него время может сдавать пробный (репетиционный) ЕГЭ и по «горячим следам» проводить анализ допущенных ошибок, здесь же применяя все необходимые теоретические сведения, практические примеры и разъяснения к каждому заданию, представленные в справочных материалах электронного репетитора;

В-четвертых, некоторые репетиторы (например, «Электронный репетитор» ЕГЭ – 2008) способны легко определить «слабые» места и быстро устранить проблемы;

В-пятых, занятия по подготовке к экзамену по русскому языку с использованием ЭР – это самостоятельные, индивидуальные занятия, эффективности  которых  ещё никто не отрицал.

Какие электронные пособия мы используем в своей практике?

Самым эффективным тренажером  для коррекции знаний по русскому языку является программа-тренажер по русскому языку «Фраза» (вся школьная программа с 1 по 9 класс + подготовка в ВУЗ) (Гуру Софт, 2001 г.). Программа предлагает тренировочные упражнения разного уровня (орфограммы в словах, затем в словосочетаниях и предложениях), тексты для проверочных и контрольных диктантов, учитывая возрастные особенности учащихся. В случае затруднения ученик может вызвать теоретическую справку и, ознакомившись с ней, продолжить выполнять упражнение. В конце работы выполненное упражнение оценивает компьютер. Эта программа удобна тем, что ребенок может заниматься самостоятельно.

Следующее электронное пособие, помогающее эффективно подготовиться к ЕГЭ, «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия – 2008». Это пособие разработано в соответствии с государственным стандартом образования РФ. В нем представлены одиннадцать разделов, из которых состоит русский язык как учебный предмет:

1.                   Фонетика и графика русского языка.

2.                   Лексика и фразеология.

3.                   Морфемика и словообразование.

4.                   Грамматика. Морфология.

5.                   Грамматика. Синтаксис.

6.                   Орфография.

7.                   Пунктуация.

8.                   Речь.

9.                   Языковые нормы.

10.              Выразительность русской речи.

11.              Общие сведения о языке.

В каждой теме свой список заданий. Например, тема «Выразительность русской речи» представлена 77 заданиями такого характера: Что такое выразительность речи? Что такое коммуникативные качества речи? Выберите ряды существительных, которые обычно не употребляются во мн. ч.  в своем прямом значении:

1. вода, старость, изгнание, рост, синь, фауна, листва, молодежь, младенчество;

2. наказание. Любезность, ветер, метель, протеже, наитие, новшество, ветрило;

3. сплин, ненависть, кровь, честность, братва, крапива, терпение, грипп.

Варианты ответов: 1 – 1,3; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 2,3      и другие задания.

Репетитор состоит из трех разделов: 1. Режимы тестирования: свободный тренинг, свободный экзамен, ЕГЭ. 2 раздел «Мониторинг знаний» предназначен для оценки степени компетентности ученика по выбранному предмету и позволяет выявить пробелы знаний в конкретной теме. В данном режиме задания выбираются случайным образом из каждой темы. Результат тестирования отображается в модуле «Результаты тестирования». Например:

1.        Из каких органов состоит речевой аппарат?

1.       только из дыхательных органов и голосовых связок;

2.       только из полостей глотки и носа;

3.        из полостей глотки и носа, дыхательных органов и голосовых связок;

4.       только из голосовых связок.

2.        Может ли одна и та же буква русского алфавита обозначать разные звуки?

1. да;                 2. нет.

3.        Как произносятся сочетания звуков, обозначаемых на письме сочетаниями БЬ, ВЬ, ПЬ, ФЬ, МЬ?

1. твердо;     2. мягко.

4.        Чем различаются данные пары слов с точки зрения произношения: гроза - грозя, лук - люк, нос - нёс, крыть - Крит?

1.        различием согласных по признаку глухости-звонкости;

2.        разными гласными звуками;

3.        противопоставлением согласных по признаку твердости-мягкости;

4.        количеством букв в словах.

5.        В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1. жалюзИ;   2. катАлог;   3. прИзыв;   4. логопедИя.

В случае затруднения ученик может обратиться к третьему разделу Программы, который называется «Справочник». Все темы расположены в алфавитном порядке. Когда открывается нужный вопрос, ответ представляет собой теоретические сведения + подробная схема. Занимаясь по такой программе, ученик может ликвидировать все свои пробелы абсолютно самостоятельно.

Московский государственный лингвистический университет для самостоятельной работы представляет интерактивное учебное пособие «Орфографический практикум. Русский язык. Культура речи». Авторами являются В.Арбесман (компьютерная графика и оформление), И.Космарская  (содержательная и учебно-методическая часть пособия). В данном практикуме нет самих правил (их можно прочитать в любом учебнике, считают авторы пособия), но есть тесты, которые проверяют их знание. Особо трудные случаи отрабатываются в тестах учебных достижений. Общая проверка осуществляется в комплексных тестах. Полное усвоение материала покажут грамотно написанные диктанты. Особенностью пособия является наличие в нем специальных юридических, экономических, литературных, лингвистических и т.д. текстов.

Пособие имеет большое практическое значение, потому что предлагает разные виды практических заданий: диагностические тесты, тесты учебных достижений, комплексные тесты, диктанты-тесты, диктанты-тесты на аудирование, диктанты на аудирование, творческие задания + орфографический словарик новейших заимствований.

Приведем примеры диктантов на аудирование и творческих заданий.

Диктанты на аудирование: прослушав предложение три раза, запишите его на бумагу. После завершения работы откройте ставший доступным контрольный текст диктанта, распечатайте его на бумагу и сверьте с написанным вами текстом. Текст читает приятный мужской голос. Такие диктанты-упражнения на аудирование позволяют выработать навыки грамотного письма под диктовку и самостоятельно проверить свои знания.

Творческие задания:

Задание 3. В русской орфографии выделяются около ста орфограмм. Сколько и какие вы можете назвать? Ваш ответ можно считать хорошим, если вы вспомните не менее пятидесяти.

Задание 6. Найдите случаи нарушения орфографической нормы в рекламе. Как вы думаете, это ошибки или намеренное искажение грамматического облика слова? Есть ил у вас аргументы  в пользу их автора? Выполните то же задание на материале газетных заголовков. (На мой взгляд, это уже маленькая исследовательская работа).

Задание 7. Если бы у вас была возможность встретиться с членами Орфографической комиссии, что бы вы хотели с ними обсудить? Продумайте свои вопросы и сформулируйте их письменно.

Выполняя такие задания, ученик не только вырабатывает орфографическую грамотность, но и развивает свои творческие способности.

Хорошим помощником учителю в подготовке к ЕГЭ является «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык».

Вывод: "Электронный репетитор" - это не компьютерная      игрушка, а мощный профессиональный инструмент для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Использованные материалы:

1.«Правда» от 6-9 февраля 2009 г. №12 (29354) - с. 5

2. www.fipi.ru

3. «Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ. Русский язык». – Электронное пособие.

4. В.Арбесман, И.Космарская «Орфографический практикум. Русский язык. Культура речи». – Электронное пособие.

5. «Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия – 2008». – Электронное пособие. 

Яндекс.Метрика