Приветствую Вас, Гость

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

 

Широкова Ирина Эдуардовна,

ОГАОУ ДПО «Иркутский ИПКРО», г. Иркутск

 

На современном  этапе развития образования становится актуальным применение  различных видов информационных ресурсов. Профессиональную деятельность педагога  трудно представить без обращения к многочисленным и разноплановым по содержанию электронным библиотекам, базам данных, электронным каталогам, которые содержат библиографическую информацию, электронные версии книг или отдельные главы, электронные версии научных и практических журналов, электронные журналы, отчеты о состоянии рынков, данные о компаниях, коллекции графических изображений, видеоролики, разных форматов записи радио- и телепередач (текстовые, аудио- и видеозаписи), анимированные ролики, электронные учебники, кейсы и их подборки, видеофильмы (ролики) учебного содержания. Этот далеко не полный перечень даёт некоторое представление о сложности задачи, которая стоит перед учителем, желающим не отставать от времени. Особый интерес для педагогов представляют методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, опыт решения практических задач профессиональной деятельности в других образовательных учреждениях.   Как сориентироваться в информационных потоках, как грамотно использовать  весь этот разноплановый материал в учебно-воспитательном процессе?

Одним из вариантов решения данной проблемы нам представляется создание  и поддержка педагогом своего персонального сайта.

Персональный сайт может стать эффективным средством решения следующих задач:

·                         Систематизация дидактического материала, накопленного за время работы.  На персональном сайте педагога могут быть представлены как собственные методические продукты, так и разработки других авторов (с соблюдением авторского права).

·                         Создание каталога ресурсов Интернет по интересующим педагога темам. Каталог, в свою очередь, дает  возможность всегда быть в курсе происходящих в области образования событий: следить за изменением нормативной  базы, своевременно получать информацию о конкурсах, научно-практических конференциях и т.п., знакомиться с новыми статьями на образовательных сайтах.

·                          Возможность общения с коллегами, учениками, их родителями и просто заинтересованными в школьной жизни людьми. На сайте можно в неформальной форме обсудить вопросы, волнующие участников образовательного процесса, получить совет и поддержку более опытных педагогов.

·                          Использование сайта как портфолио, для представления себя педагогическому сообществу, демонстрации своих профессиональных достижений.

·                         Использование сайта как площадки для дистанционного консультирования учащихся  и их родителей,  проектной деятельности.

·                         Организация для учащихся доступа к  дополнительным  учебным материалам, необходимым для успешной учебы, выполнения заданий учителя, самостоятельного обучения.

Думаем, что данный перечень можно продолжить.

Конечно, реализация в  полной мере всех потенциальных возможностей персонального сайта – непростая задача для педагога, не имеющего специальной подготовки в области сайтостроения. В данной статье мы постараемся ответить на вопрос: при каких условиях персональный сайт учителя будет являться эффективным средством педагогического взаимодействия и повышения квалификации педагогов?

Рассмотрим последовательно этапы создания и поддержки сайта.

Первым этапом, очевидно, является  планирование. На этом этапе создается концепция сайта, т.е. определяются цели и задачи функционирования сайта, целевая аудитория, содержание материалов, дизайн и т.п. 

Для успешного создания сайта главным является осознание целей и определение целевой аудитории. От того, какие поставлены цели, зависит количество разделов на сайте, наличие или отсутствие определенных сетевых сервисов, система навигации. Четко определенные цели определяют, по каким основаниям будут систематизированы материалы (контент) сайта.

Например, определим цели создания сайта (или блога) классного руководителя. Необходимость в таком сайте часто возникает у педагогов начальной школы, так как их ученики в силу возрастных особенностей не всегда правильно передают информацию от учителя к родителям, не способны самостоятельно справиться с затруднениями в учебе.

Цель создания сайта классного руководителя - организация обратной связи с учащимися и их родителями.

Для достижения данной цели необходимо сделать сайт интересным и привлекательным для учащихся и их родителей, а это, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:

·                         создание раздела для  родителей  по вопросам обучения и внеклассной деятельности (новости жизни класса, домашние задания, объявления). В этом разделе следует предусмотреть возможность создания сообщения для родителя – это может быть почтовая форма, гостевая книга, форум, чат и т.п.;

·                         создание раздела с материалами для родителей по педагогике и психологии начального школьного возраста;

·                         создание раздела с дополнительными материалами к урокам  для учеников;

·                         творческие отчеты о жизни класса, о проведенных мероприятиях, конкурсах и т.п.

Таким образом, ориентируясь на цель создания сайта, мы можем выделить целевую аудиторию – учащиеся и их родители. Если педагог, создающий сайт, желает, чтобы сайтом интересовались и другие категории посетителей (коллеги, администрация образовательного учреждения, или кто-то еще), нужно продумать, чем вы можете их заинтересовать?  Для других категорий посетителей (не учеников и их родителей) нужно предусмотреть создание разделов с соответствующим контентом.

Так, для коллег могут быть предусмотрены разделы со сценариями праздников и внеклассных мероприятий, стихами, песнями и т.п., для руководителей – отчеты по успеваемости и планы учебной и воспитательной работы.

Продумывая содержание сайта, можно предусмотреть наличие «изюминки», того, что будет отличать этот сайт от других: тестов, фотоальбомов, видеоматериалов. Эти материалы могут быть выделены в отдельные разделы сайта, или включены в состав основных разделов.

В зависимости от аудитории выбирается дизайн и стиль подачи материала. Для учеников способ изложения и стиль оформления сайта может быть более демократичен, для руководителей  и коллег требуется более сдержанная, официальная  манера подачи материала.

Комфортное использование сайта  достигается с помощью навигации. Навигация – способ перехода от одной страницы к другой, включая все промежуточные действия. Грамотно составленная навигация сайта должна в любой момент подсказать посетителю, где он сейчас находится, где он уже был, куда он сможет пойти дальше.

Основу навигации на любом сайте составляет система меню. Меню может быть вертикальным (располагаться слева или справа от основного содержания страницы) или горизонтальным (располагаться над или под основным содержанием страницы) и иметь сложную структуру. От того, как называются пункты меню, во многом зависит скорость и удобство работы с сайтом. Поэтому пункты меню должны иметь названия, понятные любому посетителю, исключающие двусмысленное толкование.

В нашем примере (сайт классного руководителя) пункты основного меню целесообразно назвать в соответствии с категорией посетителей, для которого предназначен данный раздел: Родителям, Ученикам, Педагогам.

Далее разрабатывается меню 2 уровня. Например, такое:

Родителям – Объявления, Лекторий для родителей, Домашние задания, Если ребенок пропустил урок и т.п.

Детям – материалы к урокам по предметам (русский язык, математика и т.п.), Игровая, Занимательная математика и т.п.

На каждой странице сайта должен быть предусмотрен элемент навигации, позволяющий вернуться в меню раздела или главное меню сайта.

Следующий этап создания сайта – его техническое воплощение.

Сегодня интернет предоставляет учителю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего интернет - представительства и использования его в образовательном процессе.  Это может быть разработка сайта с помощью систем управления сайтом и конструкторов с предоставлением бесплатного хостинга:

·                         UCoz - платформа, включающая в себя хостинг и систему управления сайтом. Позволяет создавать сложнейшие проекты с необычайной простотой и скоростью.)

·                         Конструктор на хостинге narod, имеющий ограниченные возможности для создания сайта, но достаточно простой в использовании;

·                         Сайты Google - это Интернет-приложение, делающее процесс создания веб-сайта таким же простым, как редактирование документа;

·                         Ресурс Blogger предоставляет возможность создавать авторские блоги.

Процесс создания сайта педагог может осуществлять самостоятельно или с помощью специалистов.

Прежде чем открыть широкий доступ к сайту в сети Интернет, нужно наполнить его содержимым – статьями, фотографиями и т.п., иначе посетители вашего ресурса не захотят на него возвращаться. Необходимо продумать, с какой частотой будут обновляться материалы сайта, имеется ли необходимость в почтовой рассылке с уведомлениями об обновлениях на сайте.

И наконец, после серьезной подготовки, сайт выставлен в Интернет и начинает функционировать.

Если одной из целей создания сайта была организация живого, неформального общения с учениками, коллегами, родителями, необходимо привлечь их внимание, заинтересовать контентом и возможностями сайта, простимулировать сетевую активность.

О методах популяризации сайтов написано достаточно много книг и статей. Мы остановимся на тех способах, которые могут быть использованы педагогами для продвижения персонального образовательного сайта:

·                         публикация новостей в области образования  не только местного, школьного уровня, но и областного – общероссийского – мирового масштаба;

·                         периодические публикации обзоров интернет – ресурсов, которые могут быть полезны целевой аудитории;

·                         организация и проведение сетевых проектов, конкурсов, конференций;

·                         наличие большого количества интересных материалов как в рамках основной тематики сайта, так и дополнительных, развлекательных;

·                         наличие возможности посетителям сайта публиковать свои материалы, комментировать статьи других авторов.

Создание и поддержка персонального сайта – дело трудоемкое, требующее времени и специальных знаний.  Педагог, имеющий персональный сайт, вынужден постоянно быть в гуще образовательных событий, совершенствовать свое профессиональное мастерство, чтобы на должном уровне поддерживать связь с  аудиторией сайта. Наличие собственного сайта стимулирует творческую и познавательную деятельность учителя, позволяет повышать его коммуникативную, предметную и ИКТ компетенции.

Таким образом, персональный сайт педагога может стать эффективным инструментом педагогического взаимодействия и повышения квалификации учителя при следующих условиях:

·                         цели создания сайта ясно осознаются педагогом;

·                         структура и навигация по сайту тщательно продуманы, названия пунктов меню понятны и недвусмысленны;

·  осуществлен тщательный подбор материалов, отвечающих тематике сайта;

·  обратная связь организована в виде почтовых форм, форумов, чатов и систематически поддерживается владельцем сайта.

Яндекс.Метрика