НАДЕЖНЫЙ ПОМОЩНИК
(КОМПЬЮТЕРНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ)
Ширманова
И.В.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»,
г.Усолье-Сибирское
Существенной особенностью
учебно-воспитательного процесса на современном этапе является совместная
деятельность учителя и учащихся. В связи с этим очень важно преодолеть
устаревшие стереотипы, овладеть новым педагогическим мышлением, которое в центр
внимания ставит личность ученика, своеобразие его индивидуальности, уровень
подготовки, способность к учению, характер жизненных устремлений. Чтобы интенсифицировать
учебно-воспитательный процесс, необходимо вместо традиционных, безнадежно
устаревших методов применять новые технологии. У каждого из нас есть свои
педагогические «секреты», творческие находки, помогающие достичь необходимой
результативности урока, а, следовательно, прочных знаний, умений, навыков
учащихся. Как считал И.П.Баглов «использование элементов новизны – высшее проявление педагогического
мастерства».
В начале двухтысячных
годов школьники лишь мечтать могли о таких вещах, как, скажем, компьютер,
интерактивная доска или мультимедийный проектор. Сегодня использование всего
этого на уроках – совершенно обычное явление. Внедрение компьютерных технологий
призвано ускорить обучение, повысить его эффективность. Среди школьных
дисциплин, наиболее «консервативных» по отношению к использованию ИКТ, можно в
первую очередь выделить литературу. Это определяется рядом причин, среди
которых и специфика самого предмета, который опирается на чтение и изучение
художественного текста как первоэлемента любого урока, и преволирование устной
формы, презентации нового знания, и презентация учителя на развитие устной и
письменной речи учеников в процессе знакомства с творчеством писателя. Однако в
сложившейся социально-культурной и информационной ситуации позиция учителя,
отвергающего возможность использования ИКТ, не может считаться верной. И даже в
преподавании классически «изустных» предметов можно найти много интересных
частных решений, которые будут работать не против положительного результата, а
на него. Еще Демокрит заметил, что знания начинаются с удивления. Решительнее
добиваться повышения эффективности обучения, не бояться нововведений. Учитель –
подлинный хозяин урока. Заинтересовать, даже заинтриговать – вот первое и
главное методическое средство в преподавании литературы. Пошаговость в
организации учебного процесса с применением компьютерных технологий – залог
успеха учителя в достижении целей, которые им были поставлены. Последнее время метод проектов привлек
внимание многих учителей, в том числе и учителей нашей школы. Слово «проект» (в
буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как
«план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание». Это
толкование получило своё дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз
какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце
двадцатого столетия превратилось в наиболее распространенный вид
интеллектуальной деятельности. Применительно к школе образовательный проект
рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая
деятельность учащегося, имеющая общую цель, согласованные методы, способы
деятельности. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать
что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои
силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый
результат.
В связи с тем, что наша
школа уже третий год работает по темам: «Пути вхождения педагогического коллектива в инновационную
деятельность» и «Метод проекта как средство развития компетенции учащихся на
уроках и во внеурочное время», основная деятельность педагогов была связана с
этими направлениями. Внедрение проектной методики в свою педагогическую
деятельность я начала с изучения программы Intel «Обучение для будущего, и
первым шагом в этой работе было создание проекта о жизни и творчестве
драматурга А.Вампилова, посвященного 70-летию писателя «Расскажите, как вы там
без меня…». Цель данного проекта - путем
углубленного изучения жизни и творчества писателя, через исследовательскую и
проектную деятельность развивать интерес к литературе, художественные вкусы,
разносторонние творческие способности школьников, помогать в формировании
эстетических идеалов и в развитии умения понимать, ценить и создавать
прекрасное; воспитывать любовь к малой родине, сибирской литературе и
театральному искусству. Перед ребятами ставились следующие задачи – это
активизировать творческие и коммуникативные способности учащихся, развивать
умение решать индивидуальные и совместные задачи, умение работать в группах,
собирать и анализировать поступающую информацию, интегрировать новые идеи,
оформлять конечные результаты в формате Power Point. Работа над проектом состояла из
нескольких этапов:
1. Организационный. Формирование группы для
проведения исследования, формулирования темы и целей проекта.
2. Определение источников информации,
формы отчёта, распределение обязанностей в группе.
3. Проведение исследования (сбор
информации, решение промежуточных задач, создание видеозаписей, фотоматериалов,
сбор данных):
·
ознакомительная
лекция учителя о жизни и творчестве А.Вампилова;
·
поездка
на родину писателя, в посёлок Кутулик;
·
чтение
произведений автора ( отзывы о прочитанном, обмен мнениями);
·
посещение
городской библиотеки;
·
поездка
в драмтеатр имени Н.Охлопкова на спектакль «Прошлым летом в Чулимске», г.Иркутск;
·
посещение
ТЮЗ им. А.Вампилова, г. Иркутск;
·
поездка
в Литературный фонд г. Иркутска.
4. Обсуждение, обработка собранного
материала.
5. Подготовка отчета о проделанной
работе; оформление результатов в формате Power Point, создание буклета.
6. Защита полученных результатов в
виде презентации на школьной конференции научного общества «Интигрис».
7. Оценка результатов проекта.
На основе данного проекта
и всего собранного материала были разработаны и внедрены в практическую
деятельность цикл уроков и внеклассных мероприятий для учащихся 7-11 классов по
творчеству А.Вампилова.
Любому учителю хочется
стать значимой фигурой, если не в школе, то, по крайней мере, в классе.
Значимый учитель сегодня - это одновременно профессионал и личность. Прежде всего,
для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми
видами деятельности, которые нужны и учителю и детям. А как это сделать? Как
добиться того, чтобы изучение литературы стало для учеников важным, необходимым
делом? Исходя из этого, главная задача состоит в том, чтобы включиться в поиски
новых, наиболее эффективных приемов и методов преподавания, разработку
нестандартных форм проведения уроков, которые бы увлекли ребят, побудили их к
самообразованию, заставили потянуться к тексту художественного произведения.
Уроки литературы могут быть различны: уроки-диалоги, уроки-портреты, уроки-
экскурсии, уроки-этюды, уроки-решения, уроки-памяти и так далее, в зависимости
от этого будут различны и учебные проекты. В течение трёх лет совместно с
ребятами, работая над проектами, нам удалось создать целую копилку уроков с
применением мультимедийных ресурсов. Учебный проект «Семья художника» расширил
кругозор учащихся о семье великого поэта А.С.Пушкина, проект «Дыханьем Родины
храним», посвященный М.В.Ломоносову, дал представление как о гениальном
человеке не только своей эпохи, но и последующих, проект «Есть в творчестве таинственная сила»
помог ученикам разобраться в противоречивости характера А.Грина и написанных им
произведений, проект «Гений культуры», познакомил не только с жизнью и
творчеством И.С.Тургенева, но и рассказал о той эпохе, в которой пришлось жить
и творить писателю, и много-много других интересных проектов было создано за
это время.
Учителям, живущим и
работающим далеко от центра и не имеющим возможность побывать в музеях,
выставочных залах, Интернет даёт богатый материал для проведения заочных
экскурсий. Это хорошее подспорье в подготовке учителя к уроку, а для ученика
исследовательская деятельность позволит воспитать в себе самостоятельность и
ответственность, развить творческие начала и умственные способности.
В своей работе постоянно
используем художественные и документальные фильмы из собранной видеотеки, тем
более что сейчас на электронных носителях появилось очень много фильмов
программных произведений по литературе. Это помогает и в подготовке урока, его
разнообразии, повышает уровень культурного и эстетического развития наших
учеников.
Какого бы качества ни
были репродукции, каждый учитель понимает, что это не только вчерашний день –
это прошлый век образования. На своих уроках я стараюсь эффективно использовать
мультимедийные возможности компьютера и электронных образовательных программ.
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели
поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Хотелось бы отметить,
что проведение урока с использованием современных технологий требует от учителя
огромной подготовительной работы, занимает длительное время, но все затраты
окупаются результатами – эффективностью обучения, созданием мотивации ученика.
Изучив методы и приёмы
работы учителей г. Санкт-Петербурга с Интернет-ресурсами, в своей работе активно
использую и применяю их методику, которая позволяет разнообразить задания,
препятствует выдаче готовых результатов и представления «чужого» продукта в
качестве своего (готовые доклады, рефераты, сочинения и даже презентации). Вот
лишь некоторые задания, которые может предложить учитель ученикам:
·
используя
ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею портретов изучаемого автора,
сопроводив каждый небольшой подписью;
·
используя
ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею иллюстраций к изучаемому
произведению, сопроводите иллюстрацию фактическим материалом ( о художнике,
времени создания картины и так далее) и цитатой из художественного текста;
·
используя
одну из «поисковых машин», составьте список сайтов, предоставляющих информацию
по теме (разделу темы, произведению, творчеству автора и так далее), дайте
краткую характеристику содержания и работы сайта;
·
найдите
в Сети готовые рефераты (сочинения) по пройденной теме. Напишите рецензию на
одну из работ. Отредактируйте одну из работ.
Такого рода задания могут
предлагаться ученикам с 5-го по 11 класс, вопрос лишь в объёме работы,
характере её выполнения, критериях оценки. Характерной особенностью этих работ
является то, что они пошагово развивают те навыки, которые необходимы не только
при изучении гуманитарных предметов:
·
навык
отбора материала по теме;
·
навык
сравнительно-сопоставительного анализа;
·
навык
группировки материала;
·
навык
презентации материала.
Компьютер обладает
достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы и
позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе -
неуспех. Он может быстро проверить
знания учащегося по предмету, используя программу компьютерных тестирующих
систем. Кроссворды, блок-схемы, опорные конспекты, таблицы, различная
наглядность, применение цвета, графики, мультипликации звука – всё это только
помогает в работе учителя. Думаю, нельзя говорить о приоритете каких бы то ни
было форм обучения, приемлем любой урок, стандартный или нестандартный, лишь бы
он помогал главному: глубокому усвоению учащимися материала. Главное, обдумывая
урок, нельзя ставить себе целью достижения лишь внешнего эффекта. Форму уроков
подсказывает сам их материал, и в этой работе у учителя есть много
«помощников», среди которых значимое место следует отвести
информационно-коммуникативным технологиям.