Приветствую Вас, Гость

НАДЕЖНЫЙ ПОМОЩНИК

(КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ)

 

Ширманова И.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», г.Усолье-Сибирское

 

Существенной особенностью учебно-воспитательного процесса на современном этапе является совместная деятельность учителя и учащихся. В связи с этим очень важно преодолеть устаревшие стереотипы, овладеть новым педагогическим мышлением, которое в центр внимания ставит личность ученика, своеобразие его индивидуальности, уровень подготовки, способность к учению, характер жизненных  устремлений. Чтобы интенсифицировать учебно-воспитательный процесс, необходимо вместо традиционных, безнадежно устаревших методов применять новые технологии. У каждого из нас есть свои педагогические «секреты», творческие находки, помогающие достичь необходимой результативности урока, а, следовательно, прочных знаний, умений, навыков учащихся. Как считал И.П.Баглов «использование элементов новизны  – высшее проявление педагогического мастерства».

В начале двухтысячных годов школьники лишь мечтать могли о таких вещах, как, скажем, компьютер, интерактивная доска или мультимедийный проектор. Сегодня использование всего этого на уроках – совершенно обычное явление. Внедрение компьютерных технологий призвано ускорить обучение, повысить его эффективность. Среди школьных дисциплин, наиболее «консервативных» по отношению к использованию ИКТ, можно в первую очередь выделить литературу. Это определяется рядом причин, среди которых и специфика самого предмета, который опирается на чтение и изучение художественного текста как первоэлемента любого урока, и преволирование устной формы, презентации нового знания, и презентация учителя на развитие устной и письменной речи учеников в процессе знакомства с творчеством писателя. Однако в сложившейся социально-культурной и информационной ситуации позиция учителя, отвергающего возможность использования ИКТ, не может считаться верной. И даже в преподавании классически «изустных» предметов можно найти много интересных частных решений, которые будут работать не против положительного результата, а на него. Еще Демокрит заметил, что знания начинаются с удивления. Решительнее добиваться повышения эффективности обучения, не бояться нововведений. Учитель – подлинный хозяин урока. Заинтересовать, даже заинтриговать – вот первое и главное методическое средство в преподавании литературы. Пошаговость в организации учебного процесса с применением компьютерных технологий – залог успеха учителя в достижении целей, которые им были поставлены.      Последнее время метод проектов привлек внимание многих учителей, в том числе и учителей нашей школы. Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского – «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило своё дальнейшее развитие: «Проект – прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование в конце двадцатого столетия превратилось в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Применительно к школе образовательный проект рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащегося, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности. Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

В связи с тем, что наша школа уже третий год работает по темам: «Пути вхождения  педагогического коллектива в инновационную деятельность» и «Метод проекта как средство развития компетенции учащихся на уроках и во внеурочное время», основная деятельность педагогов была связана с этими направлениями. Внедрение проектной методики в свою педагогическую деятельность я начала с изучения программы Intel «Обучение для будущего, и первым шагом в этой работе было создание проекта о жизни и творчестве драматурга А.Вампилова, посвященного 70-летию писателя «Расскажите, как вы там без меня…». Цель данного проекта  - путем углубленного изучения жизни и творчества писателя, через исследовательскую и проектную деятельность развивать интерес к литературе, художественные вкусы, разносторонние творческие способности школьников, помогать в формировании эстетических идеалов и в развитии умения понимать, ценить и создавать прекрасное; воспитывать любовь к малой родине, сибирской литературе и театральному искусству. Перед ребятами ставились следующие задачи – это активизировать творческие и коммуникативные способности учащихся, развивать умение решать индивидуальные и совместные задачи, умение работать в группах, собирать и анализировать поступающую информацию, интегрировать новые идеи, оформлять конечные результаты в формате Power Point. Работа над проектом состояла из нескольких этапов:

 1. Организационный. Формирование группы для проведения исследования, формулирования темы и целей проекта.

2. Определение источников информации, формы отчёта, распределение обязанностей в группе.

3. Проведение исследования (сбор информации, решение промежуточных задач, создание видеозаписей, фотоматериалов, сбор данных):

·        ознакомительная лекция учителя о жизни и творчестве А.Вампилова;

·        поездка на родину писателя, в посёлок Кутулик;

·        чтение произведений автора ( отзывы о прочитанном, обмен мнениями);

·        посещение городской библиотеки;

·        поездка в драмтеатр имени Н.Охлопкова на спектакль «Прошлым летом в Чулимске», г.Иркутск;

·        посещение ТЮЗ им. А.Вампилова, г. Иркутск;

·        поездка в Литературный фонд г. Иркутска.

4. Обсуждение, обработка собранного материала.

5. Подготовка отчета о проделанной работе; оформление результатов в формате Power Point, создание буклета.

6. Защита полученных результатов в виде презентации на школьной конференции научного общества «Интигрис».

7. Оценка результатов проекта.

На основе данного проекта и всего собранного материала были разработаны и внедрены в практическую деятельность цикл уроков и внеклассных мероприятий для учащихся 7-11 классов по творчеству А.Вампилова.

Любому учителю хочется стать значимой фигурой, если не в школе, то, по крайней мере, в классе. Значимый учитель сегодня - это одновременно профессионал и личность. Прежде всего, для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами деятельности, которые нужны и учителю и детям. А как это сделать? Как добиться того, чтобы изучение литературы стало для учеников важным, необходимым делом? Исходя из этого, главная задача состоит в том, чтобы включиться в поиски новых, наиболее эффективных приемов и методов преподавания, разработку нестандартных форм проведения уроков, которые бы увлекли ребят, побудили их к самообразованию, заставили потянуться к тексту художественного произведения. Уроки литературы могут быть различны: уроки-диалоги, уроки-портреты, уроки- экскурсии, уроки-этюды, уроки-решения, уроки-памяти и так далее, в зависимости от этого будут различны и учебные проекты. В течение трёх лет совместно с ребятами, работая над проектами, нам удалось создать целую копилку уроков с применением мультимедийных ресурсов. Учебный проект «Семья художника» расширил кругозор учащихся о семье великого поэта А.С.Пушкина, проект «Дыханьем Родины храним», посвященный М.В.Ломоносову, дал представление как о гениальном человеке не только своей эпохи, но и последующих,  проект «Есть в творчестве таинственная сила» помог ученикам разобраться в противоречивости характера А.Грина и написанных им произведений, проект «Гений культуры», познакомил не только с жизнью и творчеством И.С.Тургенева, но и рассказал о той эпохе, в которой пришлось жить и творить писателю, и много-много других интересных проектов было создано за это время.

Учителям, живущим и работающим далеко от центра и не имеющим возможность побывать в музеях, выставочных залах, Интернет даёт богатый материал для проведения заочных экскурсий. Это хорошее подспорье в подготовке учителя к уроку, а для ученика исследовательская деятельность позволит воспитать в себе самостоятельность и ответственность, развить творческие начала и умственные способности.

В своей работе постоянно используем художественные и документальные фильмы из собранной видеотеки, тем более что сейчас на электронных носителях появилось очень много фильмов программных произведений по литературе. Это помогает и в подготовке урока, его разнообразии, повышает уровень культурного и эстетического развития наших учеников.

Какого бы качества ни были репродукции, каждый учитель понимает, что это не только вчерашний день – это прошлый век образования. На своих уроках я стараюсь эффективно использовать мультимедийные возможности компьютера и электронных образовательных программ. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Хотелось бы отметить, что проведение урока с использованием современных технологий требует от учителя огромной подготовительной работы, занимает длительное время, но все затраты окупаются результатами – эффективностью обучения, созданием мотивации ученика.

Изучив методы и приёмы работы учителей г. Санкт-Петербурга с Интернет-ресурсами, в своей работе активно использую и применяю их методику, которая позволяет разнообразить задания, препятствует выдаче готовых результатов и представления «чужого» продукта в качестве своего (готовые доклады, рефераты, сочинения и даже презентации). Вот лишь некоторые задания, которые может предложить учитель ученикам:

·        используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею портретов изучаемого автора, сопроводив каждый небольшой подписью;

·        используя ресурсы Интернета, создайте мультимедийную галерею иллюстраций к изучаемому произведению, сопроводите иллюстрацию фактическим материалом ( о художнике, времени создания картины и так далее) и цитатой из художественного текста;

·        используя одну из «поисковых машин», составьте список сайтов, предоставляющих информацию по теме (разделу темы, произведению, творчеству автора и так далее), дайте краткую характеристику содержания и работы сайта;

·        найдите в Сети готовые рефераты (сочинения) по пройденной теме. Напишите рецензию на одну из работ. Отредактируйте одну из работ.

Такого рода задания могут предлагаться ученикам с 5-го по 11 класс, вопрос лишь в объёме работы, характере её выполнения, критериях оценки. Характерной особенностью этих работ является то, что они пошагово развивают те навыки, которые необходимы не только при изучении гуманитарных предметов:

·        навык отбора материала по теме;

·        навык сравнительно-сопоставительного анализа;

·        навык группировки материала;

·        навык презентации материала.

Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы и позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех.  Он может быстро проверить знания учащегося по предмету, используя программу компьютерных тестирующих систем. Кроссворды, блок-схемы, опорные конспекты, таблицы, различная наглядность, применение цвета, графики, мультипликации звука – всё это только помогает в работе учителя. Думаю, нельзя говорить о приоритете каких бы то ни было форм обучения, приемлем любой урок, стандартный или нестандартный, лишь бы он помогал главному: глубокому усвоению учащимися материала. Главное, обдумывая урок, нельзя ставить себе целью достижения лишь внешнего эффекта. Форму уроков подсказывает сам их материал, и в этой работе у учителя есть много «помощников», среди которых значимое место следует отвести информационно-коммуникативным технологиям. 

Яндекс.Метрика