Приветствую Вас, Гость

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА

УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

 

Шерстова Е.В.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г. Шелехов

 

Понятие технология имеет отношение к любой практической деятельности, где только требуется ответить на вопрос: «Как эффективно и рационально достичь результата?» Использование в образовательной деятельности ИКТ является одним из вариантов ответа на поставленный вопрос, так как позволяет эффективно и рационально использовать время на уроке.

Проведение урока с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и школьника, позволяет ребенку работать в своем темпе, а учителю - работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Рассмотрим два направления проведения урока с использованием ИКТ.

Использование мультимедийной презентации – это тот же самый объяснительно-иллюстративный метод, но уже с большими возможностями: это не просто статичные картинки или записи на доске, а уже более мощное средство воздействия на ученика, на его память, внимание, способ организации его деятельности.

Компьютерная презентация может быть включена в урок на каком-либо отдельном этапе урока: при проверке домашнего задания, введении в тему, объяснении нового материала, закреплении, контроле, также может сопровождать и весь урок, включая в себя все этапы урока.

Рассмотрим на примере урока «Не с существительными», 6 класс. Цели урока. 1. Дать понятие условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с существительными. Формирование умения различать НЕ как приставку, частицу, часть корня. 2. Развивать воображение, память, логическое мышление, умение сравнивать, делать выводы. 3.Способствовать эстетическому воспитанию, развитию коммуникативных отношений.

 Предыдущая тема – существительные общего рода. Цель данного слайда - Введение в тему, развитие речи учащихся.

На слайде иллюстрация - неряшливый мальчик спросонья. Беседа по иллюстрации на восприятие и ключевой вопрос:

– Назовите существительные, соответствующие данной иллюстрации, характеризующие героя.

–Что можно сказать о перечисленных существительных? (общий род, отрицательная характеристика).

– Действительно, эти слова раскрывают образ, дают оценку нашему герою.  С помощью чего выражается отрицательная оценка?

В помощь слова – небрежность, неаккуратность. Выход на НЕ и значение отрицательности, которое НЕ несет.

Следующий этап урока – целеполагание. Устная работа на выявления собственного знания-незнания по теме уроке и формулировке собственной цели работы на уроке. Перед учащимися ставится задача: «Исходя из своего знания-незнания темы, сформулируйте себе цель на урок. Что сегодня нужно сделать, чтобы ваши незнания превратились в знания?»

Инструктаж действий на уроке всегда очень важен, часто мы сталкиваемся с проблемой, когда на слух инструктаж не воспринимается, одновременное прослушивание и чтение задания позволяет настроиться на выполнение задания. Использование презентации на данном этапе помогает акцентировать внимание на 

 

поставленной задаче. Учащиеся самостоятельно работают. После того, как дети предложили свои варианты деления слов на группы, показывается верный вариант, сравнивается сформулированное определение с правилом учебника.

Следующий этап урока – отработка правописания. Комментированное письмо словосочетаний на изученное правило на доске и в тетрадях, образец оформления орфограммы на слайде позволяет графически грамотно оформлять изученную орфограмму, что также способствует ее запоминанию.

 На этапе подведения итогов урока  идет возвращение к целеполаганию: оказалась ли достигнута та цель, которую ставили  учащиеся каждый для себя в начале урока?

В рефлексивных вопросах, записанных на слайде, используются личные местоимения я, мне, что заставляет ученика относить вопрос непосредственно к себе, наталкивает на размышление.

Размещение на слайде нескольких вариантов домашнего задания позволяет учителю прокомментировать предлагаемые задания, и у обучающегося есть возможность самоопределения относительно домашней работы.

Использование презентации на протяжении всего урока решает проблему активизации внимания. Презентация к уроку «Не с существительными» носит иллюстративный характер, так как помогает проиллюстрировать основные этапы урока, позволяет учителю не просто рассказать о новом учебном материале, но и показать его.

На уроках русского языка эффективно использование презентаций:

·        при проверке домашней работы (творческие домашние задания, презентации, подготовленные детьми);

·        на занятиях по развитию речи (сочинения по картине, описание природы, внешности, где можно иллюстрировать полностью картину и увеличенные элементы картины;

·        с целью демонстрации занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды);

·        при организации словарной работы (толкование, проверка правописания)

·        на этапе контроля (тестовые задания, задания по типу ЕГЭ) и т.д.

При подготовке учебной мультимедийной презентации важно учитывать следующие принципы:

·        смысловая нагрузка презентации, обоснованность использования графических изображений;

·        информативность, конкретность, достоверность информации;

·        доступность текста для прочтения;

·        единый стиль оформления: шрифт, стиль, цветовое решение;

·        четкость и качественность изображения, отсутствие мелких рисунков, неоправданной анимации.

По данным современных исследователей, в памяти человека остается ¼  часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

Второй вариант использования ИКТ на уроке русского языка – организация практической деятельности учащихся на уроке за компьютерами. Данный тип урока более сложен, так как требует от детей владения элементарными информационными навыками и умениями.

Существует много готовых программных продуктов, электронных учебников, тренажеров, но использование готовых тренажеров предполагает индивидуальную работу ученика на компьютере. Наиболее оптимальным в условиях, когда компьютеров в классе меньше, чем учащихся, является использование компьютера как информационного поля, своеобразной образовательной среды, которая создает учащимся возможность для решения поставленной задачи. Очень важно научить детей пользоваться информацией, уметь ее искать, выбирать из большого потока информации.    На уроке «Тире и дефис в русском языке» перед восьмиклассниками стоял проблемный вопрос: тире и дефис имеют общий синоним – черта, черточка, но в чем их отличие и в чем назначение?

Учащимся в презентации было подготовлено информационное поле: несколько толкований тире и дефиса из разных источников, и каждый из детей с предложенной информацией сработал на своем уровне: кто-то списал готовое определение, а кто-то смоделировал свое с опорой на собственные знания и имеющуюся информацию.

Работа с информацией возможна и на уроке с привлечением Интернет-ресурсов. Вариант такого урока: восьмиклассникам был предложен для анализа текст про Кижи. Восприятие текста было затруднено учащимися, так как что такое Кижи – никто не знал. Одно дело объяснять на словах, и другое дело, самостоятельно найти, что это такое, не только прочитать, но и посмотреть. Используя Интернет, через поисковую систему Яндекс школьники задали в поиск слово Кижи, посмотрели значение в словарях Яндекса, а затем увидели Кижи на фотографиях через поиск в картинках, таким образом, за 15 минут урока было решено несколько образовательных, развивающих, воспитательных задач.

Спорный вопрос: нужно ли использовать компьютер на уроке русского языка, если школьник часто не умеет элементарно писать?

Современные уроки русского языка – это не только уроки грамотного письма, наша задача - подготовить выпускника, умеющего не только грамотно писать, но и, что важнее, умеющего ориентироваться в потоке информации, выделять рациональное зерно, аргументировано доказывать свою точку зрения; владеющего навыками общения не только лицом к лицу, но и с удаленными собеседниками.
Яндекс.Метрика