Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ МЕТОДИК, СПОСОБОВ И ФОРМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ.

 

Шехирева Г.В.

МОУ «Илирская средняя образовательная школа №2»,

Братский район

 

Обучение только тогда хорошо,

когда оно идет впереди развития.

Л.С. Выготский

Современное развитие общества диктует новые подходы к оцениванию качества школьного образования. Согласно «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» оценка результата образования ориентирована на  сформированность не только  знаний, но и умений применять их на практике, ориентироваться в нестандартных  ситуациях, развитии «компетенций», «компетентности» обучающихся.

Очевидно, что переход от обучения «знаниям, умениям и навыкам» к компетентностному подходу требует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному обучению - использование активных методов обучения в учебном процессе. Под активными методами обучения понимаются методы, которые реализуют установку на большую активность учащегося в учебном процессе. Они  активизируют познавательную активность, усиливают их интерес и мотивацию, развивают способность к самостоятельному обучению, обеспечивают в максимально возможной степени обратную связь между учащимися и преподавателями.   Поэтому, перед учителями информатики  стоят задачи развития познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентирования в информационном пространстве, формирования критическое и творческое мышление, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

Образовательная область "Информатика” призвана стать органическим звеном в системе воспитания, подготовить учащихся к самостоятельной жизни, связанной с созидательной и преобразующей деятельностью, к профессиональному самоопределению и последующему овладению выпускниками школы различными профессиями.

Обычно на уроки информатики во всех классах идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе уже является стимулом к изучению предмета. Этот стимул в последнее время ослабевает, в связи с проникновением компьютера во многие сферы человеческой деятельности. Вот почему так остро стоит проблема разработки и совершенствования методик преподавания школьной информатики.

Часто встречается ситуация, когда учащиеся на урок приносят сертификаты по тому или иному направлению и учебный материал в том объеме, который предлагает учитель, им не интересен, так как они его уже изучили. В этой ситуации учителю приходится искать новые приемы и формы проведения урока.

Современный урок должен готовить выпускников, способных:

·       гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело, применять их на практике для решения разнообразных задач, чтобы иметь возможность найти свое место в жизни;

·       самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в действительности проблемы и искать пути рационального решения;

·       четко осознавать, где и когда приобретенные знания могут использованы;

·       творчески мыслить, грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения факты, анализировать их, выдвигать гипотезы для решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем).

Сегодня мне хочется поделиться опытом преподавания раздела «Информационные и коммуникационные технологии» в старших классах. Использование информационно-коммуникативных технологий можно разделить на два модуля:

·     ИКТ – грамотность;

·     применение ИКТ в рамках конкретных учебных дисциплин.

ИКТ – грамотность – это модуль, посвященный использованию ИКТ-технологий в повседневной жизни.

Применение ИКТ в рамках конкретных учебных дисциплин – в этом модуле содержится применение инструментов ИКТ в рамках изучения конкретных учебных дисциплин. Учитель информатики совместно с учителями-предметниками на таких уроках решает две задачи – обучение предмету и развитие ИКТ - компетентностей ученика, таких как: умение оценивать, интегрировать, создавать и представлять информацию.

В своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:

·     развивающегося обучения (исследовательскую, проектную деятельность) с целью организации различных видов деятельности;

·     контексного обучения (деловые игры, кейс-технологию) с целью решения допрофессиональных задач, профориентация.

Рассмотрим поподробнее некоторые из них.

Технология контексного обучения «Деловая игра».

Деловые игры - это игры, основанные на имитации деятельности учреждений, предприятий и организаций, с целью решения допрофессиональных задач, профориентации.

Создание деловой игры связано с разработкой методического обеспечения игры.

В основе деловой игры лежит имитационный эксперимент. Отличие имитационного эксперимента от эксперимента "реального” состоит в том, что при имитации используется модель реального процесса, а не сам процесс.

Деловые игры могут имитировать деятельность различных сфер человеческой деятельности:

ИКТ

Область применения

Текстовый редактор

Издательское дело. Делопроизводство.

Электронные таблицы

Экономика. Производство. Семейный бюджет.

Презентации

Реклама

Базы данных

Все сферы деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

Технология контексного обучения «Кейс-технология».

Кейсовая технология выступает как один из вариантов информационных технологий. Представляет собой дистанционную образовательную технологию (ДОТ). Данная технология способствует культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации.

Метод кейсов включает все активные методы обучения.

Кейсовая технология – это ДОТ, основанная на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде специализированных наборов учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения (кейсов) с использованием различных видов носителей информации. Доставка материалов учащимся осуществляется любыми приемлемыми для организации учебного процесса способами. Существенная роль отводится организации учебных занятий (консультаций), проводимых преподавателем.

Поэтому преподаватель должен помочь обучающимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Обучающиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений. Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.

Качество образования обеспечивается применением специальных образовательных комплектов, учебно-методических материалов (кейсов), проведения консультаций, планирования учебного процесса и определяется в первую очередь качеством кейса, качеством и регулярностью консультаций с преподавателями.

Технология развивающегося обучения «Проектный метод»

Одной из технологий личностно-ориентированного подхода в обучении является проектирование. Современный проект учащегося - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности  и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная на применение и приобретение новых знаний (чаще всего путем самообразования). Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика.

Потому что метод проектов позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

В условиях обучения по методу проектов учитель приобретает иную роль - он теперь руководитель проекта и к нему предъявляются высокие требования.

Современные условия выдвигают определенные требования к школе, к технологиям, применяемым на уроках не только для нашей российской школы, но и практически для любого развитого общества.

И в заключении, мне бы хотелось привести строки Павла Семёновича Лернер, член-корр. Академии педагогических и социальных наук, ведущего научного сотрудника Центра социально-профессионального самоопределения: «Современное образование можно рассматривать как средство социальной безопасности, способ выживания в условиях постоянного выбора: познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях проектирования и закрепления, на этапах собственной деловой карьеры»

               

Список литературы:

1.       Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.

2.       Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе. Дидактические материалы для обучения педагогов/ Серия «Компетентностно - ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. 1. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.- 148с.

3.       Багиев Г.Л., Наумов В.Н.   Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода// http://www.marketing.spb.ru/read/m21/1.htm

4.       Ямалдинова З.Н Использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе школы// http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=153&id_thesis=6276   

Яндекс.Метрика