Приветствую Вас, Гость

ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Ряжских А. А., Мордухович О.А.

МОУ СОШ №40, г. Иркутск

 

Приоритетным направлением в образовании является развитие единого информационно-образовательного пространства, которое должно обеспечить эффективное взаимодействие участников образовательного процесса, доступ к информационным ресурсам, развитие современных образовательных технологий. 

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием  компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Современные информационные технологии призваны помочь ориентироваться в бесконечном потоке информации.

В образовании идет становление новой системы, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в учебно-воспитательном процессе. Применение информационно - коммуникационных технологий позволяет построить учебно-воспитательный процесс по–новому.

ИКТ заняли прочное место в процессе обучения и  становятся его неотъемлемой частью,  повышают его эффективность. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Их использование расширяет рамки образовательного процесса, позволяет интенсифицировать его, повысить его практическую направленность, сделать его более увлекательным и результативным.

При изучении различных дисциплин  информационные технологии

·           повышают и стимулируют интерес обучающихся;

·           активизируют мыслительную деятельность и эффективность воспитания тех или иных качеств личности благодаря интерактивности;

·           позволяют моделировать и визуализировать процессы, явления, сложные для демонстрации в реальности, но необходимые для создания полноценного зрительного ряда;

·           позволяют индивидуализировать обучение и воспитание;

·           предоставляют ученикам возможность самостоятельного поиска материалов, опубликованных в Интернет для подготовки докладов, рефератов, составления сценариев;

·           предоставляют помощь в поисках ответов на проблемные вопросы;

·           создают огромное поле для развития креативных способностей, формирования общей и информационной культуры.

Как следствие, эффективно развиваются ключевые компетенции обучающихся:

·           информационные (при помощи аудиовидеозаписи, электронной почты, СМИ, Интернета формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её);

·           общекультурные (круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности);

·           учебно-познавательные (совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности)

·           коммуникативные (знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе); 

·           социально - трудовая компетенция (владение минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности);

·           компетенции личностного самосовершенствования (освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки).

Информационные технологии легко интегрируются с преподаванием любой дисциплины. Они позволяют обучающимся взглянуть на учебные дисциплины с информационной точки зрения, что приводит к углублению и систематизации знаний, появлению новых ассоциативных связей, к реализации всех потенциалов личности.

Средства новых информационных технологий выступают в качестве инструмента образования и воспитания обучающихся. Использование прямого эфира для просмотра новостей, Интернета, различных видеоматериалов, записанных из эфира, художественных фильмов, мультимедийных программ, специально подготовленных для учебного процесса, электронных учебников, мультимедийных справочников, энциклопедий и словарей позволяет создать  коммуникативную среду для обучения, развить интерес к изучению языка, создать условия, максимально приближенные к реально речевому общению на иностранном языке при отсутствии естественной языковой среды. Существуют различные варианты применения средств  информационно -коммуникационных технологий как на отдельных занятиях по предмету, так и на протяжении целого курса занятий.

При организации урока с использованием ИКТ информация предоставляется ученику красочно оформленной, с использованием эффектов анимации, в виде текста, диаграммы, графика, рисунка. Всё это позволяет более наглядно и доступно, чем в устной форме объяснять учебный материал. Очень важно и то, что на таких уроках ученик может работать  в индивидуальном режиме.

Форма организации уроков с использованием презентаций Microsoft Power Point является наиболее доступной для работы учителя  и применения её на уроках.  Презентации Microsoft Power Point позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознавать языковые явления, создавать коммуникционные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также дают возможность выбора индивидуальной образовательной траектории для каждого обучающегося, обеспечение такого уровня мотивации учебной деятельности, когда учебный материал воспринимается как лично значимый.

В современной школе нет работы более сложной и трудной, чем работа классного руководителя, деятельность которого многоемкая и разнообразная, а круг обязанностей очень широк. Разве можно представить работу классного руководителя без использования проектора, цифрового фотоаппарата и видеокамеры? Конечно, нет. Информационная компетентность предусматривает  умение классного руководителя продуктивно использовать информационные ресурсы, грамотно вести поиск, обработку и использование необходимой информации средствами информационных технологий.

         Применяя ИКТ классный руководитель может

·        создавать копилку презентаций, изготовленных для проведения классных часов, воспитательных мероприятий,  родительских собраний;

·        создать методическую копилку (банк данных необходимой информации, который можно каждый год обновлять, а не создавать заново -план воспитательной работы, анкеты, различные методики; база данных обучающихся своего класса, мониторинг успеваемости по четвертям и за год и т.д.);

·        использовать готовые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т.д. ( например,  к Дню победы "Вторая мировая война - День за Днём" , к Дню  защитников Отечества "Воины - интернационалисты" - документальные кадры, для профилактики курения "Всё о табаке", наркомании "Игла" - видеофрагменты и т.д.

·        создавать видеоролики, слайд - шоу, фотоальбом о школьной жизни класса и  ежегодно его пополнять;

·        создавать  портфолио класса и портфолио каждого обучающегося  класса .

Информационно - коммуникационные  технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их более творческими, при этом упрощается процесс общения  с учениками и их родителями.

Внедрение ИКТ во внеурочной деятельности - это повышение интереса многих подростков к проектной деятельности. Проектная деятельность с использованием ИКТ приносит свою специфику в традиционные формы обучения: учащиеся не только собирают новую информацию, проводят эксперименты, выдвигают гипотезы, умело используют её на практике для решения возникающих проблем, но и учатся быть коммуникабельными, контактными в группах и работать сообща в различных ситуациях.

Таким образом, информационно - коммуникационные технологии превращают процесс обучения в увлекательное занятие, способствуют углублению, расширению и систематизации имеющихся знаний и практическому их применению; делают урок современным, способствуют уменьшению доли репродуктивной деятельности  в учебном процессе, эффективному использованию учебного времени и повышению качества обучения.

Информационная культура учащихся и учителей растёт. Приоритетным является в школе умение самостоятельно мыслить и добывать знания в безбрежном пространстве информационного поля. Именно информационно - коммуникационные технологии организуют такое взаимодействие учеников и учителей, которое мотивирует и стимулирует на творческую, экспериментальную деятельность.    
Яндекс.Метрика