Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

Рябцева Н.А.

МОУ «Средняя общеобразовательная №26», г. Зима

 

Младший  школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни, очередной её старт и одновременно вершина. Поэтому так важен в учебном процессе учёт особенностей интеллектуального и психического развития учеников начальной школы.

В этом возрасте доминирующей функцией является мышление. Так, ребёнок 7-11 лет способен к умозаключениям при конкретности условий задачи. И если в дошкольном возрасте преобладает наглядно - образное мышление, то при переходе в начальную школу будущий первоклассник обладает уже словесно – логическим мышлением. По ходу взросления в области разновидности мышления выделяют три основные группы, к которым могут относиться дети:

а) теоретики или мыслители – они легко решают учебные задачи в словесном плане;

б) практики – им нужна опора на наглядность и практические действия;

в) художники – дети с ярким образным мышлением.

Если говорить о специфике обучения младших школьников, то она предполагает многовариантное использование дидактических приёмом и методов в рамках одного урока: периодическую смену деятельности, переключение внимания с одного объекта на другой, разнообразие форм учебного процесса и методов.

Соответственно учитель начальных классов часто встречается с проблемой выбора тех или иных методов и приёмов обучения, чтобы учебный процесс проходил более эффективно.

Уроки с применение ИКТ становятся неотъемлемой частью обучения младших школьников, компьютер в этом случае является современным средством обучения математике, русскому языку и другим учебным предметам.

Правильное использование в учебном процессе компьютера, который является наивысшим техническим средством обучения, позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учитель перестает быть единственным источником информации для учащихся.

Одним из важных факторов, обеспечивающим творческую активность учащихся на таких уроках, является правильный подбор заданий, которые заставляют сравнивать, думать, находить закономерности. Уроки в компьютерном классе развивают умения учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Так при проверке знаний учащихся использование тестов помогает не только экономить время, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания и возможности. Круг методических и педагогических задач, которые решаю с помощью компьютера, разнообразен.

Эффективным является использование ИКТ на уроках математики при изучении таблицы сложения-вычитания, умножения – деления, при изучении сложения и вычитания двузначных чисел с переходом через разряд. Использование компьютера помогает каждому ребёнку осмыслить и увидеть процесс образования и «развязывания» разрядов, является средством, ориентируемым на способ решения, и делает наглядным и понятным процесс образования нового разряда.

Касса цифр, рисунков и картинок (аналогичная кассе букв) позволяет записывать числовые выражения, равенства и неравенства; показывать процессы подбора или перебора числовых данных, преобразование данной записи в другую запись. Наборы предметных картинок и фигур помогают иллюстрировать арифметические действия, вычислительные приёмы, простые задачи, сравнение чисел. С помощью ИКТ можно показывать процесс превращения 10 единиц одного разряда в 1 единицу следующего, что  способствует лучшему пониманию идеи десятичной группировки. У учащихся формируется обобщенный способ действия, который позволяет намного раньше осмыслить, понять и перейти к усвоению алгоритма по выполнению действий. Компьютер на уроках  математики  можно применить в качестве калькулятора.

Актуальным является и применение информационных технологий  на уроках чтения и письма в период обучения грамоте. Традиционным пособием при обучении грамоте является касса букв. Необходимость создания её с помощью  ИКТ вызвана тем, что в печатном варианте пособия количество букв ограничено. Составление слов из них на наборном полотне не всегда технически удобно, карточки с буквами быстро изнашиваются и теряются. Компьютерный вариант кассы букв предполагает неограниченное использование заглавных, строчных букв и знаков препинания. Гласные буквы в кассе выделены красным цветом, что способствует привлечению к ним внимания при чтении и обеспечивают более эффективное овладение учащимися слоговым принципом русской графики. При подготовке к уроку учитель имеет возможность набрать слоги, слова, предложения и небольшие тексты заранее. После работы порядок букв наводится  нажатием одной кнопки.

На уроках литературного чтения применение ИКТ позволяет  использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем необходимый материал учащиеся находят самостоятельно или с помощью родителей в сети Интернет.

Незаменимы ИКТ и на уроках естествознания. Важнейшая особенность уроков естествознания состоит в том, что объектом  его изучения является природа. Эта особенность требует применение преимущественно практических методов (различение, распознавание объектов, наблюдение их строения и свойств, моделирование процессов и организмов и связей  организмов в природе) и разнообразных средств обучения, на таких уроках  можно использовать Интернет, презентацию, интерактивную доску.

Уроки, на которых используются возможности интерактивной доски, можно назвать уроками совместного творчества учителя и учеников. Возможности интерактивной доски позволяют передвигать картинки, писать слова, менять слова местами, рисовать и дорисовывать нужные объекты, искать картинки в имеющихся коллекциях.

Компьютерные технологии способствуют индивидуализации обучения. Обычно есть в классе ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

Компьютер способствует повышению мотивации учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для учащихся, чем штудирование скучных страниц учебника.

В результате применения ИКТ в учебно-воспитательном процессе уменьшается количество школьников, которые не справляются с заданиями, пассивно ждут, когда же, учитель обратит на них внимание. Компьютерные технологии упрощают усвоение учебного материала, открывают перед учащимися широкие возможности для реализации своих способностей. Ребята учатся на таких уроках основным способам общения, не боятся проблемных ситуаций, развивают любознательность, потребность в знаниях. А разве это не главное?

Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значимыми пробелами в знаниях. Компьютерные технологии позволяют ставить перед ребёнком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность и ведущую для этого возраста деятельность – игру. Знание у ребенка должно формироваться ненасильственно, но систематично, целостно и увлеченно, в начальной школе всё должно быть открытием, полученным в творческой самостоятельной деятельности, тогда знание останется навсегда.

Таким  образом, использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать, но и повысить эффективность, мотивировать учащихся, а также дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого школьника. Учителю  информационно - коммуникативные технологии предоставляют возможности гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации.

ИКТ удачно вписываются в процесс обучения младших школьников. Их применение способствует повышению эффективности образовательного процесса. Компьютерные технологии раскрывают новые возможности для детей с разным уровнем усвоения учебного материала и разными видами мыслительной деятельности.
Яндекс.Метрика