ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЭНЦИКЛОПЕДИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ
Рафикова
Н.А.
МОУ ТРЦ г. Черемхово
«Современные информационные технологии – не
самоцель, а орудие библиотекаря, которое позволит ему выполнять свою работу
лучше, эффективнее»
Б. Лэнг
Рост популярности сети Интернет и интенсивное внедрение новых
информационных и коммуникационных технологий в библиотечную практику
предъявляют новые требования к библиотекарям, вынуждая их по-новому взглянуть
на свою профессию и традиционные библиотечные функции, в том числе на
организацию справочно-информационного обслуживания пользователей библиотек.
«Каким образом школьный библиотекарь
может использовать on-line-энциклопедии в своей работе»? Этим вопросом задаются
многие библиотекари, зачастую не понимая информационного переворота,
охватившего библиотечную систему.
По сути, Интернет-энциклопедии - это прообразы существующих сейчас
поисковых систем. Правда, в несколько модифицированном виде - скорее, это
гибрид между "поисковиком" и небольшой "библиотекой".
Ключевой вопрос для любой энциклопедии - период устаревания информации, которая
там содержится. В случае с бумажным вариантом в наше время он, увы, невелик -
всего-то несколько лет. Сетевому повезло больше - здесь есть возможность
постоянно улучшать данные. Хотя, конечно, любую энциклопедию можно разделить на
две неравных части. К первой относятся статьи, содержание которых остается, безусловно,
актуальным на сегодняшний день и безупречно в плане достоверности имеющихся в
них сведений - таких в энциклопедии типа "Большая Советская энциклопедия"
обычно две трети. Ко второй - статьи, в которых на содержащуюся в них
информацию наложилось искажающее воздействие либо идеологии, либо неумолимого времени.
Их-то обычно и сложно заменить в печатной версии издания, а в сети Интернет это
вполне возможно.
В большинство энциклопедий доступ для всех пользователей бесплатный -
подобные сайты живут за счет рекламы, и только некоторые проекты (обычно -
оцифрованные бумажные издания) требуют оплаты за доступ к отдельным разделам
типа "Литература и искусство", "Медицина и здоровье" или
"Техника и экономика". Но делать этого все равно, на наш взгляд, не
стоит - большинство данных есть в открытом доступе.
Нельзя не отметить всеобщую доступность on-line-энциклопедий. Такими сервисами
можно пользоваться в любой момент, независимо от местонахождения, - достаточно
знать ссылку на одну из сетевых энциклопедий. Правда, для этого ещё нужно иметь
под рукой компьютер с доступом в Интернет.
Ещё одним из преимуществ сетевых энциклопедий можно назвать их чёткую
градацию, что позволяет сразу определяться, где искать ту или иную информацию.
On-line – энциклопедии можно разделить на три типа:
Общие – большие энциклопедии, в которых можно найти ответы почти на любые
вопросы. Например, «Ноопортал» (http://www.everyday.com/ua) – текстовая и табличная
информация по различным отраслям знаний,
структурированная по рубрикам.
Специальные – эти проекты посвящены какой-либо отрасли или явлению, которые
рассматриваются досконально. Примером таких сервисов являются «Новейший философский
словарь» (http://slovari.yandex.ru), «Энциклопедия
социологии» (http://slovari.yandex.ru), Wikipedia
(http://www.wikipedia.org/).
Локальные – энциклопедии как дополнение к порталу.
Хотя в сети Интернет достаточно большое количество различных on-line-энциклопедий
различных типов, но проведенный нами анализ позволил выявить наиболее интересные и удобные для пользования
с учетом потребностей общеобразовательной школы.
Wikipedia (http://wikipedia.org) - многоязычный проект, целью которого является создание полной
энциклопедии на всех языках Земли, причем эта самая цель не ограничена
каким-либо количеством текстов, фотографий или видео.
Вообще, Wikipedia чем-то напоминает
свободную платформу для размещения своих материалов - она децентрализована по
источникам получения информации, здесь нет модераторов - каждый посетитель
может отредактировать любую статью, и все изменения сразу же становятся видны
другим посетителям: стоит только нажать на кнопку "записать страницу"
под окном редактирования. Даже регистрироваться не обязательно (хотя и
рекомендуется).
Сегодня «Википедия» - это более четырёх миллиардов материалов,
опубликованных на десятках языков мира, и тысячи энтузиастов, регулярно
работающих над улучшением энциклопедии. Но самое главное – её по праву можно
считать культурным достоянием нашего века.
Для поиска в системе есть множество различных вариантов, кроме фильтрации
данных по ключевым словам. К примеру, кроме традиционной "разбивки"
по категориям здесь есть свои википорталы (заглавные страницы по определенной
теме или области знаний) и метакатегории (группы вспомогательных категорий,
более точно описывающих статьи в энциклопедии).
Рубрикон (http://rubricon.com) — информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал», в рамках
которого пользователь впервые получает одновременно удобный инструмент поиска
лучших ресурсов сети Интернет и доступ к полным электронным версиям важнейших
энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. Прежде всего,
это «Большая советская энциклопедия» (БСЭ). Уже сегодня пользователь найдет на
сервере несколько энциклопедических изданий: «Иллюстрированный энциклопедический
словарь» (1998), «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1906), «Толковый
словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (1863-1866), Всемирный
биографический энциклопедический словарь и др.
Особое место в сети Интернет занимает открытая энциклопедия «Рубрикана»,
которая создается «с нуля». В неё включаются как заново написанные, так и
взятые из разных источников статьи о предметах, явлениях и людях, по тем или
иным причинам не нашедших отражения, либо не совсем адекватно, с нашей точки
зрения, отраженных в БСЭ и других представленных здесь энциклопедиях. Впрочем,
основанием для помещения статьи в «Рубрикану» может быть и просто нетрадиционный
подход автора к освещению темы.
Принципы построения новой энциклопедии — непрерывность наполнения и
обновления, жесткость отбора материалов по критериям достоверности и качества,
открытость для участия всех, кто желает и способен пополнять имеющиеся ресурсы
новой информацией.
Очевидно, что сочетание Интернета и Энциклопедии совершенно естественно, а
их совместная работа порождает дополнительные возможности эффективного поиска
информации.
Редакторы «Рубрикона» постоянно пополняют обширную базу данных о ресурсах
Интернета. А составленный ведущими российскими специалистами Российской
государственной библиотеки подробнейший тематический рубрикатор делает
уточнение границ поиска оздоровительной процедурой, прекрасно влияющей на
нервную систему, собственно отсюда и название — «Рубрикон». Для «подкованных»
пользователей предусмотрен специальный язык уточнения запросов.
Однако не эти, пусть отлично реализованные качества принципиально отличают
«Рубрикон» от прочих поисковых систем. Главное в «Рубриконе» — поиск
одновременно и в Интернете, и по текстам лучших российских энциклопедий, список
которых постоянно расширяется.
Потому (http://potomy.ru) – детская Интернет-энциклопедия, содержащая
ответы на самые разные детские «почему». Каждый день квалифицированные педагоги
и психологи дают десятки ответов на самые популярные детские вопросы в
доступной для детского понимания форме. База энциклопедии уже включает более
2500 всевозможных фактов.
Mega.km.ru (http://mega.km.ru/) – коллекция Интернет-энциклопедий. Особенностью
этого сайта является возможность организации поиска нужной информации сразу во
множестве энциклопедий по заданной теме. На сайте можно выбрать для поиска
разные энциклопедии: «О животных», «Энциклопедии здоровья», «Автомобильные
энциклопедии» и др. Также на сайте можно найти информацию в словарях:
русско-английском, англо-русском, экономическом.
Анализ наиболее популярных Интернет-энциклопедий позволил определить виды
работ, которые могут быть организованы библиотекарями в процессе своей деятельности:
·
Поиск информации по конкретной теме.
Библиотекари могут как самостоятельно находить необходимую информацию по
запросам читателей, так и создавать каталоги библиотечных ресурсов сети
Интернет и рекомендовать их для организации самостоятельного поиска информации
учащимся и педагогам.
·
Организация викторин, конкурсов с
использование энциклопедий сети Интернет.
Библиотечные ресурсы сети Интернет могут оказать помощь библиотекарям в
организации тематических библиотечных уроков. Например, при знакомстве с
творчеством какого-либо писателя можно провести викторину на знание его творчества
и биографии с поиском информации в сети Интернет. При этом представляется более
целесообразным сочетать работу с традиционными «бумажными» источниками и Интернет-ресурсами
для повышения познавательного интереса и расширения их кругозора учащихся, при
этом не принижая достоинства традиционной книги.
·
Для оформления тематических стендов и
использования в качестве дополнительного материала при работе с читателями.
В сети Интернет и в Интернет-энциклопедиях можно найти множество
дополнительных ресурсов по различным областям знаний: тексты, фото, рисунки,
документы, иллюстрации и т.п., что может несомненно пригодиться в библиотечной
работе в качестве дидактического материала.
·
Информационное обеспечение
научно-исследовательской работы учащихся и педагогов.
Ресурсы виртуальных энциклопедий позволяют подобрать материалы для
организации исследований в разных областях знаний и использовать их для
проведения научного анализа, синтеза и систематизации.
·
Участие библиотекарей в пополнении энциклопедических
ресурсов глобальной сети собственными публикациями, а также редактировании уже размещенной в сети
информации и привлечение к этой работе учащихся.
Особенно актуальна работа библиотекаря с учащимися по пополнению сети
Интернет сведениями о родном городе, его истории, развитии, информация об
известных людях города, что позволит организовать краеведческую работу в школе
на качественно новом уровне.