Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЭНЦИКЛОПЕДИЙ В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО БИБЛИОТЕКАРЯ

 

Рафикова Н.А.

МОУ ТРЦ г. Черемхово

 

«Современные информационные технологии – не самоцель, а орудие библиотекаря, которое позволит ему выполнять свою работу лучше, эффективнее»

Б. Лэнг

Рост популярности сети Интернет и интенсивное внедрение новых информационных и коммуникационных технологий в библиотечную практику предъявляют новые требования к библиотекарям, вынуждая их по-новому взглянуть на свою профессию и традиционные библиотечные функции, в том числе на организацию справочно-информационного обслуживания пользователей библиотек.

 «Каким образом школьный библиотекарь может использовать on-line-энциклопедии в своей работе»? Этим вопросом задаются многие библиотекари, зачастую не понимая информационного переворота, охватившего  библиотечную систему.

По сути, Интернет-энциклопедии - это прообразы существующих сейчас поисковых систем. Правда, в несколько модифицированном виде - скорее, это гибрид между "поисковиком" и небольшой "библиотекой". Ключевой вопрос для любой энциклопедии - период устаревания информации, которая там содержится. В случае с бумажным вариантом в наше время он, увы, невелик - всего-то несколько лет. Сетевому повезло больше - здесь есть возможность постоянно улучшать данные. Хотя, конечно, любую энциклопедию можно разделить на две неравных части. К первой относятся статьи, содержание которых остается, безусловно, актуальным на сегодняшний день и безупречно в плане достоверности имеющихся в них сведений - таких в энциклопедии типа "Большая Советская энциклопедия" обычно две трети. Ко второй - статьи, в которых на содержащуюся в них информацию наложилось искажающее воздействие либо идеологии, либо неумолимого времени. Их-то обычно и сложно заменить в печатной версии издания, а в сети Интернет это вполне возможно.

В большинство энциклопедий доступ для всех пользователей бесплатный - подобные сайты живут за счет рекламы, и только некоторые проекты (обычно - оцифрованные бумажные издания) требуют оплаты за доступ к отдельным разделам типа "Литература и искусство", "Медицина и здоровье" или "Техника и экономика". Но делать этого все равно, на наш взгляд, не стоит - большинство данных есть в открытом доступе.

Нельзя не отметить всеобщую доступность on-line-энциклопедий. Такими сервисами можно пользоваться в любой момент, независимо от местонахождения, - достаточно знать ссылку на одну из сетевых энциклопедий. Правда, для этого ещё нужно иметь под рукой компьютер с доступом в Интернет.

Ещё одним из преимуществ сетевых энциклопедий можно назвать их чёткую градацию, что позволяет сразу определяться, где искать ту или иную информацию.

On-line – энциклопедии можно разделить на три типа:

Общие – большие энциклопедии, в которых можно найти ответы почти на любые вопросы. Например, «Ноопортал» (http://www.everyday.com/ua) – текстовая и табличная информация  по различным отраслям знаний, структурированная по рубрикам.

Специальные – эти проекты посвящены какой-либо отрасли или явлению, которые рассматриваются досконально. Примером таких сервисов являются «Новейший философский словарь» (http://slovari.yandex.ru), «Энциклопедия социологии» (http://slovari.yandex.ru), Wikipedia (http://www.wikipedia.org/).

Локальные – энциклопедии как дополнение к порталу. 

  Хотя в сети Интернет достаточно большое количество различных on-line-энциклопедий различных типов, но проведенный нами анализ позволил выявить  наиболее интересные и удобные для пользования с учетом потребностей общеобразовательной школы.

Wikipedia (http://wikipedia.org) - многоязычный проект, целью которого является создание полной энциклопедии на всех языках Земли, причем эта самая цель не ограничена каким-либо количеством текстов, фотографий или видео.

Вообще,  Wikipedia чем-то напоминает свободную платформу для размещения своих материалов - она децентрализована по источникам получения информации, здесь нет модераторов - каждый посетитель может отредактировать любую статью, и все изменения сразу же становятся видны другим посетителям: стоит только нажать на кнопку "записать страницу" под окном редактирования. Даже регистрироваться не обязательно (хотя и рекомендуется).

Сегодня «Википедия» - это более четырёх миллиардов материалов, опубликованных на десятках языков мира, и тысячи энтузиастов, регулярно работающих над улучшением энциклопедии. Но самое главное – её по праву можно считать культурным достоянием нашего века.

Для поиска в системе есть множество различных вариантов, кроме фильтрации данных по ключевым словам. К примеру, кроме традиционной "разбивки" по категориям здесь есть свои википорталы (заглавные страницы по определенной теме или области знаний) и метакатегории (группы вспомогательных категорий, более точно описывающих статьи в энциклопедии).

Рубрикон (http://rubricon.com) — информационно-энциклопедический проект компании «Русс портал», в рамках которого пользователь впервые получает одновременно удобный инструмент поиска лучших ресурсов сети Интернет и доступ к полным электронным версиям важнейших энциклопедий и словарей, изданных за последние сто лет в России. Прежде всего, это «Большая советская энциклопедия» (БСЭ). Уже сегодня пользователь найдет на сервере несколько энциклопедических изданий: «Иллюстрированный энциклопедический словарь» (1998), «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» (1890-1906), «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля (1863-1866), Всемирный биографический энциклопедический словарь и др.

Особое место в сети Интернет занимает открытая энциклопедия «Рубрикана», которая создается «с нуля». В неё включаются как заново написанные, так и взятые из разных источников статьи о предметах, явлениях и людях, по тем или иным причинам не нашедших отражения, либо не совсем адекватно, с нашей точки зрения, отраженных в БСЭ и других представленных здесь энциклопедиях. Впрочем, основанием для помещения статьи в «Рубрикану» может быть и просто нетрадиционный подход автора к освещению темы.

Принципы построения новой энциклопедии — непрерывность наполнения и обновления, жесткость отбора материалов по критериям достоверности и качества, открытость для участия всех, кто желает и способен пополнять имеющиеся ресурсы новой информацией.

Очевидно, что сочетание Интернета и Энциклопедии совершенно естественно, а их совместная работа порождает дополнительные возможности эффективного поиска информации.

Редакторы «Рубрикона» постоянно пополняют обширную базу данных о ресурсах Интернета. А составленный ведущими российскими специалистами Российской государственной библиотеки подробнейший тематический рубрикатор делает уточнение границ поиска оздоровительной процедурой, прекрасно влияющей на нервную систему, собственно отсюда и название — «Рубрикон». Для «подкованных» пользователей предусмотрен специальный язык уточнения запросов.

Однако не эти, пусть отлично реализованные качества принципиально отличают «Рубрикон» от прочих поисковых систем. Главное в «Рубриконе» — поиск одновременно и в Интернете, и по текстам лучших российских энциклопедий, список которых постоянно расширяется.

Потому (http://potomy.ru) – детская Интернет-энциклопедия, содержащая ответы на самые разные детские «почему». Каждый день квалифицированные педагоги и психологи дают десятки ответов на самые популярные детские вопросы в доступной для детского понимания форме. База энциклопедии уже включает более 2500 всевозможных фактов.

Mega.km.ru (http://mega.km.ru/) – коллекция Интернет-энциклопедий. Особенностью этого сайта является возможность организации поиска нужной информации сразу во множестве энциклопедий по заданной теме. На сайте можно выбрать для поиска разные энциклопедии: «О животных», «Энциклопедии здоровья», «Автомобильные энциклопедии» и др. Также на сайте можно найти информацию в словарях: русско-английском, англо-русском, экономическом.

Анализ наиболее популярных Интернет-энциклопедий позволил определить виды работ, которые могут быть организованы библиотекарями в процессе своей деятельности:

·                    Поиск информации по конкретной теме.

Библиотекари могут как самостоятельно находить необходимую информацию по запросам читателей, так и создавать каталоги библиотечных ресурсов сети Интернет и рекомендовать их для организации самостоятельного поиска информации учащимся и педагогам.

·                   Организация викторин, конкурсов с использование энциклопедий сети Интернет.

Библиотечные ресурсы сети Интернет могут оказать помощь библиотекарям в организации тематических библиотечных уроков. Например, при знакомстве с творчеством какого-либо писателя можно провести викторину на знание его творчества и биографии с поиском информации в сети Интернет. При этом представляется более целесообразным сочетать работу с традиционными «бумажными» источниками и Интернет-ресурсами для повышения познавательного интереса и расширения их кругозора учащихся, при этом не принижая достоинства традиционной книги.

·                   Для оформления тематических стендов и использования в качестве дополнительного материала при работе с читателями.

В сети Интернет и в Интернет-энциклопедиях можно найти множество дополнительных ресурсов по различным областям знаний: тексты, фото, рисунки, документы, иллюстрации и т.п., что может несомненно пригодиться в библиотечной работе в качестве дидактического материала.

·                    Информационное обеспечение научно-исследовательской работы учащихся и педагогов.

Ресурсы виртуальных энциклопедий позволяют подобрать материалы для организации исследований в разных областях знаний и использовать их для проведения научного анализа, синтеза и систематизации.

·                    Участие библиотекарей в пополнении энциклопедических ресурсов глобальной сети собственными публикациями, а также  редактировании уже размещенной в сети информации и привлечение к этой работе учащихся.

Особенно актуальна работа библиотекаря с учащимися по пополнению сети Интернет сведениями о родном городе, его истории, развитии, информация об известных людях города, что позволит организовать краеведческую работу в школе на качественно новом уровне.

Таким образом, ресурсы Интернет-энциклопедий позволяют библиотекарям организовать новые современные формы работы с читателями, а традиционные направления библиотечной работы вывести на качественно более высокий уровень.
Яндекс.Метрика