Приветствую Вас, Гость

              Методическая разработка открытого  урока      

          математики   в 4 классе  на тему «Встречное движение»

 Презентация

Учитель начальных классов Серая Татьяна Николаевна

МОУ СОШ п. Верхнемарково, Усть –Кутского

муниципального образования Иркутской области


 

Раздел программы:  «Умножение и деление»

·        Математика: «Встречное движение» 4 класс

Тип урока: урок применения знаний и умений с использованием ИКТ ресурсов

Форма урока: урок – презентация

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

·        компьютер, компьютерная система Ms Office 2007;

·         медиапроектор;

·        экран;

·        презентация к уроку

Формы организации учебной деятельности:

·        коллективная деятельность по решению  задач урока;

·        индивидуальные задания по выбору

Цель: Образовательная:

   Формировать умение решать задачи на движение, содействовать развитию   практических навыков работы с величинами, обеспечить условия для  развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути    их решения учить применять на практике.

Развивающая:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Воспитательная:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать  свой труд. Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Список литературы:

·        УМК «Школа России»  автор А.А. Плешаков  учебник «Математика»  авторы: М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова.

·        Я иду на урок в начальную школу: Математика. Книга 2: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.

 

Комментарии: данный урок проводится в 4 класе (обучение по традиционной  системе). На уроке применяется индивидуальная работа, фронтальный опрос учащихся, самопроверка, работа в парах. Проводится 1 физкультминутка. Переход к каждому следующему слайду происходит по щелчку мышки.

 Ход урока:

Учитель:

I.                   Друзья мои!

Сегодня мы откроем тайну,

Ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет математических чудес необычайных

Откроем мы всего за полчаса.

Орешек знанья тверд, но все же

Мы не привыкли отступать.

Нам расколоть его помогут

Волшебные слова:

«Хотим все знать!» Слайд 2.

 

  Эти слова пусть будут девизом нашего урока. На этом уроке мы будем решать  разные задачи.

 

I. Самоопределение   к деятельности.

Учитель:

А пока, чтоб работать быстро и ловко,

Нам нужна ума тренировка!

 

Математическая разминка.

1) Цепочка примеров. Слайд 3.

Вопрос: Расположите дроби в порядке возрастания. Слайд 4

8/19     4/19     2/19     9/19     11/19     14/19     10/19     1/19

Ж           И         В          Е           И           Е           Н           Д  

 

Ученики записывают дроби в нужном порядке у себя в  рабочих тетрадях

  Самопроверка записи – на слайде (клик мышкой) Слайд 4.

Вопрос: Прочитайте, что у вас получилось? (клик мышкой)( Движение)

Вопрос: Что такое движение?

Дети:  Движение – это перемещение  ...   в пространстве 

Запомните. Это ключевое слово нашего урока.

-Учитель: А математическая разминка – это движение мысли.   

 II. Актуализация знаний.                     

Вопрос: Какие величины не используются  в задачах на движение?

              Слайд 5. ( кг, т, м2)

Вопрос:  По  каким признакам можно  разделить  данные  величины на группы? ( клик мышкой)   Слайд 5.

Дети : скор, время,  расстояние.

Учитель:  Запишите у себя в тетрадях, дополните таблицу (проверка по слайду) Слайд 6.

Вопрос: Что такое скорость? Почему она измеряется в таких единицах?

Д. Скоростью называют расстояние, пройденное за единицу времени.

Вопрос: Ребята, какие действия можно производить с величиной?

Д: Измерять, сравнивать, складывать, вычитать, умножать, делить.

Вопрос: Какие ещё величины характеризуют процесс движения?

Д: Расстояние, время

Вопрос: Какими буквами мы обозначаем скорость, время, расстояние? Соберите формулы (на партах, один у доски на магнитах)

Проверка. Проговаривание формул.

III.                 Постановка учебной задачи (слайды, чтение темы) Слайд 7.

Вопрос: А какой может быть скорость движения предметов в зависимости  от   направления?

Д: Скорость сближения, скорость удаления.

 Посмотрите на слайд, как движутся объекты, определите тему урока. Какие задачи мы сегодня будем решать?  Слайд 8.

Фронтальная работа с проговариванием вопросов подводящего диалога вслух.

 Составьте задачу по рисунку.

Вопрос: Какие величины известны? (Скорость и время)  Какие нет? (Расстояние)

Вопрос:  Какое время для этих поездов?  Что значит 2 часа

Дети :  Каждый был в пути   2 часа

Вопрос:  С помощью чего мы решаем задачи на движение?

Дети:  чертеж, таблица

  Начертите чертеж.    

  Проверьте. Слайд 8.

Вопрос: Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? ( Нет) Почему? (Не знаем расстояние, которое прошел каждый поезд)

Вопрос: Можно ли узнать расстояние, которое прошел первый поезд? (Да)

Второй?  (решение)   (учащиеся выходят к доске, решают)

Вопрос: А теперь мы можем узнать все расстояние?

Вопрос: А есть ли другой способ решения задачи? Как по – другому  можно найти расстояние, более  коротким, рациональным способом?

Д: Можно узнать скорость сближения

Вопрос: Что это такое?

Дети: На сколько км они сближаются  за 1 час.

Вопрос: На сколько  км  каждый час сближаются поезда?

Вопрос: Каждый час расстояние между поездами будет увеличиваться или уменьшаться?

 - Запишите этот вариант решения задачи. Почему он более короткий?

 Дети: Выполняется меньше действий. (Один ученик объясняет у доски)

Вопрос: Кто прокомментирует ответ?

Вопрос: Кому не понятно решение задачи?

Учитель: Мы говорили о том, что в задачах на движение могут быть неизвестны разные величины.  Есть  задачи, которые  нельзя решить  первым способом.

 

2. Предлагаю посмотреть на экран.  Составьте задачу. Слайд 9.

Дети:  «Из двух сёл выехали одновременно навстречу друг другу трактор и повозка с сеном. Скорость трактора 9 км/ч, а скорость повозки 7 км/ч.  Расстояние между сёлами 30 км.

Учитель: Задайте вопрос? 

Дети : Через какое время они встретились.

Вопрос: Что нужно для решения задачи? Сделайте чертеж. Проверим. ( на слайде) Слайд 9.

Вопрос:  Какая величина в задаче общая?

Дети :  Расстояние

Вопрос: Можно ли сразу найти  время движения? (Нет)

Вопрос:  Что надо найти в этой задаче вначале?

 Дети : Скорость сближения

( на доске по действиям).

 Решение самостоятельно. Проверка.

Вопрос:  Что найдём? (Время)  Как найти время? (самост, проверка)

Запись ответа (проверка)

Физминутка.

    От зелёного причала

    Оттолкнулся теплоход.

    Раз, два.

    Он назад поплыл сначала.

    Раза, два,

    А потом поплыл вперёд.       

    Раз, два.

    И поплыл, поплыл по речке

    Набирая полный ход.

 

IV.                  Самостоятельная работа с самопроверкой    по эталону. Слайд 10.

       Самостоятельное решение задач.

Учитель: Перед вами 3  задачи. Они разные по сложности.  Выберите любую из них. Представьте  в виде   чертежа или таблицы.  Решите самостоятельно.

 

1.     Два мальчика плыли одновременно навстречу друг другу с двух концов бассейна со скоростью  20 м / мин. Через  сколько минут они встретятся, если длина бассейна 100 м.

2.      От двух причалов вышли одновременно навстречу друг другу 2 катера и встретились через 5 часов. Один катер шёл  со скоростью  29 км / ч,  а другой 35 км / ч. Каково расстояние между причалами.

 

3.     Из двух городов вышли одновременно  навстречу друг другу два автобуса и встретились через 4 часа. Скорость одного 60 км/ч, а другого на 5 км больше. Найдите расстояние между городами.

 Вопрос: Кто решал первую задачу? И т. д.

 Проверка задач. ( на слайде) Слайд 11.

 

2. Учитель: При движении  по дороге всем участникам движения надо быть очень внимательными. И сейчас я вам предлагаю задание, которое развивает внимание.   Найдите ошибки в решении примера. Решите правильно.  Слайд 12. (проверка)

 

4001 053

  832 974

-----------

3169 079

 

V. Рефлексия деятельности.

 

Учитель: Составьте пословицу. «Тише едешь, дальше будешь» Слайд 13

Вопрос: Как вы понимаете её? ( Нужно соблюдать скорость движения на дорогах, никуда не торопиться)

Вопрос:  Как вы думаете, с одинаковой скоростью перемещаются  предметы? (Нет)

Вопрос: Помогите мне, распределите скорость движения предметов  ( на слайде) Слайд 14.

Учитель: Я приготовила для вас еще одно интересное задание. Это блиц, быстрый ответ на вопрос.

 -  У вас на партах карточки с примерами, около каждого примера стоит номер. Задание, быстро решить примеры.  Слайд 15.

Итак, проверяем на таблице (ученики решают примеры, называют ответы)

Вопрос:  Какая цифра получилась? В будущем мы все должны научиться решать задачи на движение только на 5.

 

Домашнее задание. Слайд 16

Итоговая рефлексия. Слайд 17

 

ü Какие виды работ выполняли на уроке?

ü Какое задание было для вас интересным?

ü Нужно ли быть внимательными при движении на дорогах и почему?

ü Пригодятся ли вам  знания на расчет пути, времени и скорости в жизни?


Посмотреть презентацию:


 К уроку

Яндекс.Метрика