Приветствую Вас, Гость

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

 

Преловская О.А.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8», г. Черемхово

 

Бурное развитие информационно-коммуникационных технологий и внедрение их в образование России в последние годы наложило определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Самым веским доводом в пользу применения компьютера в школьном образовании вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты. Сегодня уже можно говорить, что введение компьютера в систему дидактических средств является мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры. Использование ИКТ в структуре урока начальной школы повышает интерес к предмету и соответствует возрастной группе, полезно для усвоения материала и способствует развитию креативного мышления учащихся.

Следует отметить, что на уроках  в начальной школе  я достаточно активно внедряю и использую информационные технологии. Понимаю, что, с одной стороны, современные средства обработки информации позволяют существенно повысить эффективность подготовки учащихся, с другой стороны, школа является пространством, где формируются члены общества, живущие в условиях повсеместной информатизации. Сегодня я  имею возможность использовать информационно-коммуникационные технологии как повышение наглядности обучения, его сопровождение аудио- и видеоинформацией, содействие формированию у школьников мотивации к изучению различных учебных тем, а также как средство организации творческой самостоятельной работы учащихся с высокой учебной мотивацией. Особенно эффективно использование ИКТ при разработке учебных проектов. Ежегодно в школе проводятся фестивали детских учебных проектов «Молодость. Творчество. Талант». Мои дети – активные участники данного фестиваля. В течение года дети выполняют проекты после изучения крупной темы или раздела. Например, выполнены проекты по разделам «История Древнего мира», «Строение человека», «Единицы времени», «В мире сказок» и др. Особенно интересна работа по созданию  учебных проектов  по окружающему миру. Так, при обобщении знаний по разделу «Насекомые в природе» учащиеся создали следующие учебные проекты: «Такие удивительные бабочки», «Зачем паутина пауку?», «Почему муравьи такие трудолюбивые?». Участниками школьного фестиваля проектов оригинальным признан учебный проект на тему «Почему кузнечик зеленый?».  Это была демонстрация результатов самостоятельной работы как один из главных этапов обучения учебному проектированию. В ходе защиты разработчик проекта Бутакова Дарья показала, насколько продуктивна деятельность ребенка в учебном проекте. Приведем фрагмент защиты проекта «Почему кузнечик зеленый»:

«Как показывают многочисленные исследования, на нашей планете живет два миллиона видов насекомых. Они обитают в почве, на земле, в воздухе – везде, от холодных полярных льдов до жарких тропиков.

А вот загадка про насекомое, о котором я хочу рассказать:

На лугу живет скрипач,

Носит фрак и ходит вскачь

Ну, конечно – же, это кузнечик! В ходе исследования было установлено, что в нашей стране обитает около 170 видов кузнечиков. Этих насекомых мы встречаем в лесу, в поле или на лугу, и знаем их как неутомимых музыкантов, которые поздним летом и ранней осенью радуют нас своей музыкой.

А кузнечик маленький

На скрипочке играл

Словно всем по горсточке

Счастье раздавал

Но почему кузнечик никогда не показывает нам свою скрипочку? И откуда же берется тогда эта музыка? Мы выявили, что кузнечики трут крылышко о крылышко, как ладошку о ладошку. На левом крылышке у них особые зубчики, на правом – особые жилки. Зубчики трутся о жилки, и получается стрекотание. За такую музыку кузнечика и называют музыкантом, скрипачом. А разве может быть музыкант без слуха? Конечно же, нет. По данным наших исследований, кузнечики обладают слухом, уши у них довольно необычные, и рассоложены они в неожиданных местах. У одних на брюшке у основания задних лапок, у других на передней паре лапок.

Наши наблюдения показали, что кузнечики – прекрасные прыгуны, совершающие прыжки, почти в двести раз превышающие их собственную длину. Существует много разновидностей кузнечиков, но все они похожи, выглядят почти одинаково.

Зелёный кузнечик

Весь он ярко – зелёного цвета. Его крылья вдвое длиннее брюшка. В утренние часы зелёный кузнечик принимает «солнечную ванну». Он лежит на боку, подставляя тело солнечным лучам и время, от времени переворачивается на другую сторону.

Кузнечик дыбка

Один из самых крупных кузнечиков. Его длина 6-8 сантиметров. Он часами неподвижно сидит в траве в ожидании своих жертв, которых ловит передними ногами. Его жертвами являются довольно крупные насекомые – сверчки, жуки и клопы

Певчий кузнечик

Похож на зеленого кузнечика, как по внешнему виду, так и по образу жизни. Певчий кузнечик обитает в лесной зоне.

Хвостатый кузнечик

Похож на зеленого кузнечика, как по внешнему виду, так и по образу жизни.

У них сильные челюсти, три пары ножек и обычно две пары крылышек. Первая пара крыльев жесткая и прямая, вторая пара тоненькая, складывающаяся под первой парой. Задняя пара ног, используемая для прыжков, как правило, длинная и хорошо развита.

В зависимости от длинны усиков, кузнечики разделяются на две основные группы – длинноусые и короткоусые.

Цель нашего исследования – понять, почему кузнечик зелёный?

Благодаря зелёной окраске тела кузнечики незаметны летом среди растений. Такая окраска защищает кузнечика от врагов, например, от птиц. Да и лягушки не прочь полакомиться кузнечиками. В этом мы убедились, проведя следующие опыты и наблюдения:

·              Мы рисовали разноцветных кузнечиков на фоне зёленой травы. Представим, что кузнечик был бы не зелёный, а, например, красный. Выпустим красного кузнечика на зелёную полянку. Трава зелёная, листочки на деревьях зелёные. Как же быть бедному кузнечику? Ведь теперь, если мы захотим поймать кузнечика, нам не придется долго его искать. В зелёной травке его – красного – сразу отыщешь!  И птицы тоже обрадовались бы такой легкой добыче.

·              Проведенное исследование выявило, что питаются кузнечики цветами и почками, а порой насекомыми, живущими в траве, а при содержании кузнечиков в неволе они могут поедать друг друга.

А следующее наблюдение представилось нам в виде сказки. Называется она: «Кузнечик и краски»

На солнечной опушке, под березкой, в своём маленьком домике жил кузнечик. С утра до обеда он учился играть на скрипке. Потом он бежал на опушку к своим друзьям. Их любимой игрой были прятки. Но как бы хорошо они не прятались, найти их было легко. Ведь все они были белого цвета.

И вот один раз, когда кузнечик торопился к друзьям, по дороге он нашел коробочку. Это была краска зелёного цвета. Кузнечик даже запрыгал от радости. «Но что же мне с ней делать?» - подумал кузнечик. Но так как кузнечик был еще и большим выдумщиком, он тут, же придумал, что ему делать с краской. Кузнечик позвал всех своих друзей – кузнечиков. И что вы думаете, он сделал? Он взял кисточку и раскрасил всех кузнечиков в зелёный цвет.

И теперь, когда они играют в прятки в зелёной траве, попробуй, отыщи их!

Таким образом, зелёная окраска защищает кузнечика от врагов и делает его незаметным среди зелёной травы. Кузнечик приспосабливается к среде обитания».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение ИКТ в учебном процессе – перспективное направление в деле развития каждого учащегося, в частности в развитии информационно, проблемной, кооперативной и коммуникативной компетенции ученика новой школы.

Яндекс.Метрика