Приветствую Вас, Гость

Применение икт на уроках в начальной школе

учитель начальных классов Попова Юлия Викторовна НОУ «Школа-интернат №23 ОАО «РЖД»  г. Слюдянка

В современном мире на нас обрушиваются огромные потоки информации. Разобраться в ней, упорядочить и использовать помогает компьютер. Сегодня нашу жизнь уже невозможно представить без этой умной машины. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Научить их обращаться с компьютером, находить нужную информацию призваны  взрослые – родители и учителя. С каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер. Но к сожалению для большинства ребят это только игрушка. Поэтому задача учителей показать детям широкие возможности использования компьютера в обучении.

В начальной школе ведущим видом деятельности долгое время остается игра. Безболезненно заменить игровую деятельность учебной помогают увлекательные обучающие компьютерные игры, которые я использую на уроках и во внеурочное время. В моём классе есть компьютер и проектор. Ни для кого не секрет, что происходящее на экране привлекает детей гораздо больше, чем записи на привычной для них школьной доске. Поэтому я использую ИКТ на разных этапах урока – при объяснении нового материала, закреплении, повторении, при проведении динамических пауз.

На уроках русского языка и математики часто использую диски «Уроки Кирилла и Мефодия» для начальной школы. Этот интерактивный анимированный тренажёр включает в себя задания по всем темам, изучаемым за год. На уроке дети выполняют задания коллективно, с обсуждением и доказательством правильности своего ответа. А во внеурочное время те же и подобные задания выполняются индивидуально или в группах. Это пособие полезно тем, что информация представлена наглядно, обеспечивается обратная связь между учебной программой и ребёнком, имеются широкие возможности поощрения правильных действий, возможность индивидуальной и совместной работы. Таким образом, играя, школьники учатся самостоятельно решать проблему, учатся сотрудничать, принимать во внимание мнение одноклассников и, конечно, закрепляют изученный материал. При помощи различных развивающих игр по предметам удобно вести коррекционную работу. В игровой форме закрепляются навыки, полученные ранее. При выполнении простых заданий легко создать ситуацию успеха, что важно для отстающих детей. Таким образом повышается их самооценка, появляется уверенность в своих силах и дети учатся с большей охотой.

Учитывая возрастные особенности детей 7 – 10 лет, учителю необходимо ярко и наглядно представлять новую информацию. Ещё год назад на подготовку к уроку я затрачивала огромное количество времени, чтобы найти или нарисовать нужные картинки, подготовить схемы, таблицы, размножить карточки с индивидуальными заданиями. Сейчас при наличии компьютера эта проблема решается просто. Используя ресурсы Интернет, можно найти подходящие иллюстрации для уроков окружающего мира и литературного чтения, музыку, которая создаст нужный настрой при чтении литературных произведений.   Компьютер стал незаменимым помощником  при подготовке к урокам. Издательство «Учитель» выпустило поурочные планы на дисках. По программе «Перспективная начальная школа» уже есть математика и окружающий мир для 1-2 классов. Этими планами очень удобно пользоваться, так как программа позволяет редактировать конспект, изменять по желанию учителя в соответствии с уровнем подготовки класса и степенью усвоения программы. Кроме того есть возможность распечатать индивидуальные карточки для всего класса, «вырезать» задания для устного счёта, чтобы показать их на экране, а не рисовать на доске.

Очень выгодно использование на уроках различных презентаций. Они привлекают внимание всех без исключения учеников, позволяют лучше запомнить материал, разнообразить деятельность учащихся на уроке. Презентации готовлю самостоятельно и использую уже готовые, найденные в интернете. Часто благодаря чужим работам возникают собственные идеи для создания презентаций. Дети с удовольствием работают на таких уроках и при последующей проверке знаний показывают хорошие результаты. При создании презентации всегда соблюдаю несколько правил: 1.Не перегружать слайд картинками, чтобы не рассеивать внимание; 2.Анимации должно быть минимум, только необходимая, чтобы не отвлекать от главного; 3.Текста не должно быть много, дети 7-10 лет не воспримут его; 4.Использовать шрифт предельно понятный, без «зарубок». 

При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью учащихся. План урока включает в себя физкультминутки, зарядку для глаз, другие элементы здоровьесберегающих технологий. При этом тоже можно использовать компьютер и проектор. В сотрудничестве с детьми мы сделали небольшой клип, составленный из отрывков из разных мультфильмов о спорте.  Второклассники с удовольствием выполняют упражнения под музыку вместе с героями мультфильмов. Это снимает напряжение, улучшает настроение и придает сил для дальнейшей работы. Кроме того, я использую тренажёр для глаз. Обычные упражнения для расслабления глазных мышц чередую с интерактивными. На большом экране перемещаются, появляются и исчезают яркие божьи коровки, за которыми нужно следить глазами. Это позволяет не только тренировать глазные мышцы, но и развивать внимание.

К сожалению, компьютер в нашем классе не подключен к сети Интернет, поэтому мы не можем на уроках учиться искать информацию. Но у большинства детей есть дома компьютеры с выходом в Интернет. На классном родительском собрании мы договорились с родителями, что при необходимости они помогут своему ребёнку. Тем более, что поиск в интернете заложен в учебную программу «Перспективная начальная школа», по которой я работаю. Я была приятно удивлена наличием в учебнике по окружающему миру ссылок на сайты, где можно найти дополнительную информацию к уроку. Не всегда удаётся использовать ее непосредственно на уроке, но дома дети вместе с родителями могут подробно изучить статьи и фотографии по заданной теме. И можно не сомневаться, что после такого поиска в памяти ребёнка останется гораздо больше сведений, чем после самого интересного урока в школе.

Таким образом, использование ИКТ имеет следующие преимущества:

1. Обучение становится более эффективным;

2. Активизируется познавательная деятельность учащихся;  

3. Повышается мотивация обучения;

4. Облегчается деятельность педагога и создаётся эффективная обратная связь;

5. Индивидуальная работа становится интереснее и продуктивнее;

6. Повышается интерес к изучаемому предмету.   

Учитель, использующий в своей деятельности ИКТ, становится партнером ребенка в процессе обучения. Грамотное использование ИКТ в учебном процессе начальной школы способствует развитию у учащихся теоретического мышления, умения находить нужную информацию, расширяет кругозор и готовит к дальнейшему обучению в среднем и старшем звене школы.

Яндекс.Метрика