Приветствую Вас, Гость

ПРОЕКТ «РАДУГА ЭМОЦИЙ»

 

Полугрудова Алена Юрьевна,

 МБДОУ «Детский сад № 10», г. Усолье-Сибирское

 

Образовательная область, возрастная группа: социализация, коммуникация, художественное творчество, познание, старший дошкольный возраст.

Актуальность проекта связана с тем, что современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы в силу таких обстоятельств как дефицит общения со взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой опыт. Игра – наиболее доступный для ребенка вид деятельности, в процессе которой входит в окружающий мир, знакомиться с ним. У дошкольника эмоциональные переживания успешно формируются в игровой деятельности. С одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения, развивается и обогащается эмоциональный опыт. Именно в игре дети учатся устанавливать и развивать межличностные отношения. Таким образом, именно в игре у дошкольника формируются умения и качества человека 21-го века: адаптивность; коммуникативные умения; межличностное взаимодействие и сотрудничество.

Цель проекта – развитие эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

Для реализации цели проекта необходимо решить ряд задач: развитие у детей умения понимать эмоции по мимике и пантомимике, выражать свои эмоции и чувства в социально-приемлемой форме, способности к саморегуляции своего эмоционального состояния.

Для решения поставленных задач необходимо использовать комплекс взаимодополняющих методов: теоретических (анализ педагогической, психологической, методической литературы, федеральных государственных требований дошкольного образования, программ и технологий развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста); практических (анкетирование, наблюдение, тестирование, подвижные, релаксационные и эмоционально-экспрессивные игры, беседа, анализ жизненных ситуаций, тематическое рисование).

Вид проекта – практико-ориентированный (прикладной). По продолжительности проведения – среднесрочный, (срок реализации – 1 месяц).

Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет), педагоги, родители.

Вопросы, направляющие проект. Основополагающий вопрос: Зачем мы играем?

Проблемные вопросы: Как игра может помощь выразить чувства? Как игра может помощь понять чувства другого? Как мы учимся общаться в игре?  Учебные вопросы: Что такое эмоции? Какие бывают эмоции? Как эмоции проявляются в поведении? Каковы особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста? Может ли игра научить ребенка владеть своими чувствами? Как игра помогает ребёнку понимать свои и чужие эмоции?

Предполагаемые итоги реализации проекта: повышение уровня эмоционального развития детей;  заинтересованность родителей как участников образовательного процесса;  эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Критерии оценки реализации проекта: уровень эмоционального развития детей;  показатель удовлетворенности родителей совместной работой. Для оценки эффективности реализации проекта использовались тест «Эмоциональные лица» Н. Я. Семаго, Изучение особенностей изобразительной деятельности (по материалам Арнаутовой Т.А., Афонькиной Ю.А.) Изучение умения подчинять цветовое решение рисунка задаче выражения его эмоционального содержания (Мелик-Пашаев А.А.), анкета для родителей «Игровое общение с ребенком».

На подготовительном этапе была сформулирована гипотеза проекта, его цели и задач. Прочитана и проанализирована литература по проблеме. Подобраны игр и творческих заданий для организации совместной деятельности с детьми.

Было проведено анкетирование родителей с целью выявления их отношения к игре, изучения опыта применения игр в семейном воспитании. Анкетирование выявило, что всегда одобряют игровую активность ребенка менее половины родителей (41%). Время от времени ее одобряют 48% родителей, а не одобряют совсем – 38%. Постоянно проявляют инициативу в игровом общении с ребенком только 14% опрошенных родителей, время от времени – 31% родителей, а никогда не проявляют инициативы – 28% опрошенных родителей. Таким образом, можно сделать вывод, что родители недостаточно информированы в области игровой деятельности ребенка и общения во время игры, их значения для личностного и интеллектуального развития ребенка. Большинство опрошенных родителей выделяют минимум времени на игры с ребенком, не придавая значения игровому общению с малышом.

Была проведена презентация проекта родителям (показ презентации, видеоролика "Калейдоскоп эмоций") и педагогам (показ презентации, буклетов «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду»).

Была проведена диагностика уровня эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено детей с низким уровнем развития эмоциональной сферы – 36%, со средним уровнем – 54%, с высоким – 11%.   На основе диагностики эмоционального развития были сформированы подгруппы детей для работы над проектом.

На внедренческом этапе была организация совместной деятельности с детьми над проектом. В совместной деятельности использовались разнообразные подвижные игры, беседы, анализ проблемных ситуаций, литературных произведений, тематическое рисование. Для работы с детьми использовались презентации «Эмоции людей», «Детские эмоции на картинах художников», а также различные дидактические материалы с изображением эмоций и чувств. Организовано и проведено заседание тематического семейного клуба для родителей «Волшебная страна внутри нас», где родителям также были представлены буклеты «Сохранить эмоциональное благополучие ребенка: как?». Была проведена консультация для педагогов «Роль подвижных игр в эмоциональном развитии дошкольника», а также тренинги «Сотворение мира», «Путешествие во внутренний мир».

Для оценки эффективности проекта была проведена итоговая диагностика уровня эмоционального развития детей. После реализации проекта детей с низким уровнем – 15%, со средним уровнем – 50%, с высоким – 35%. Таким образом, наблюдается положительная динамика в высоком уровне развития детей – 20%.

По результатам работы над проектом индивидуальные и групповые творческие работы детей были оформлены в виде выставки в холле детского сада, продукты мыслительной деятельности с творческими работами оформлены в видеоролик «Радуга детских эмоций», а также создано и представлено в методическом кабинете детского сада портфолио проекта.

На итоговом этапе была организована презентация результатов работы над проектом для педагогов и родителей: выставка детских творческих работ, показ видеоролика "Радуга детских эмоций", обсуждение и дополнение проекта.

Литература

1.   Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2.   Иванова Н.В., Бардинова Е. Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

3.   Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Генезис, 2007.

4.   Монакова Н.И. Путешествие с Гномом: развитие эмоциональной сферы дошкольников. - СПб.: Речь, 2008.

5.   От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. / под ред.Н.Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.

6. Юрчук Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
Яндекс.Метрика