Приветствую Вас, Гость

ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО МУЗЫКЕ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ В СВЕТЕ ЦЕЛОСТНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

Плотников К.Ю.

МОУ «Центр образования №47», г. Иркутск

 

«Мы должны сконцентрироваться на своеобразных четырёх «и» - институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях» (Д.А.Медведев; из выступления в г.Красноярске на форуме «Россия 2008 – 2200. Управление ростом»). Объединив четвёрку «и» в следующую фразу «Инвестиции в инфраструктуры для инновации института», можно представить её как программу «создания педагогических новшеств, их оценке и освоении педагогическим сообществом, использовании и применении на практике актуальных изменений, внедрений» [11]. В данной статье с позиций целостного анализа педагогической проблемы на примере опыта разработки и внедрения электронного учебника  (в дальнейшем – ЭУ) рассказывается, как это выглядит в образовательной области «Искусство: музыка».

Понятно, что под инвестициями мы подразумеваем не только и не столько финансовые, сколько интеллектуальные (в определённой степени, что свойственно педагогике и музыке как искусству, - интуитивные) вложения: собственные, индивидуальные и общие, коллективные. Совершенно наивно было бы считать объектом приложения наших усилий лишь один из институтов общества: либо только семью, либо только школу, либо, к примеру, систему высшего образования или административно-управленческий аппарат. И в наших взаимодействиях с конкретными «инфрастуктурами» только комплексный подход способен привести к наиболее надёжным позитивным изменениям.

Необходимость, равно как и реальная возможность, создания и внедрения в образовательный процесс массовой школы такого ресурса как ЭУ музыки давно очевидна как специалистам, так и общественности.

Виртуальная справочная служба Российской национальной библиотеки [3] на примере работы Е.А.Суховиенко [9] позволяет представить масштабность и перспективность использования возможностей такого образовательного ресурса, каким является электронный учебник. Методологические аспекты реализации данной идеи довольно разносторонне и детально показаны в работе С.А.Христочевского [10]. Но вот в отношении образовательной области «Музыка», не смотря на неоднократное за последние годы обращение автора статьи к этой теме, как в сети Интернет, так и (по каналам системы среднего и высшего образования) на различных региональных и международных образовательных форумах, найти примеры, обнаружить подобные образцы не удаётся. Существуют практика создания различными издательствами мультимедийных энциклопедий (отдельных композиторов, «Мировой классической музыки», «Русской классики», «Джаза, рока, поп-музыки» и др.), в Казахстане и в некоторых институтах России начата работа по созданию электронных справочников для учителей музыки (1), но мы сегодня заявили своей темой именно учебник.

В нашем случае ЭУ [7] – это cd-диск, загрузив который в компьютер, ученик слушает музыку (подпевая, подыгрывая, танцуя, фантазируя…), видит картинки, читает тексты, выполняет творческие задания, проверяет себя. Также, кроме представленных возможностей компьютера, на mp3- или DVD–плейере можно прослушать музыку диска (на DVD- возможен просмотр картинок). То есть, подготовленный для учащихся учебник обладает главным преимуществом в отношении музыки – с его «страниц» можно услышать собственно музыку.

Какие же шаги* понадобилось предпринять для реализации столь необходимого и ответственного проекта? (Ведь, действительно, раз достижения современной техники позволяют каждому стать не только «худ.советом» и собственным рецензентом, но и «Апрелевским заводом»,  это должно не только окрылять, но, ещё более – обязывать, призывать к ответственности).

* Вопрос изучения литературы (диссертаций [8], отдельных статей) по проблемам, связанным с ЭУ, в рамки данной статьи не рассматривается.

1. Автором статьи была разработана авторская учебная программа «Практика и история музицирования» (музыка в 1 – 7 классах общеобразовательной школы), прошедшая период апробации в условиях различных учебных заведений (т.н. массовая школа, спецшкола для детей с девиантным поведением, зарубежная школа-пансион и др.), утверждённая в 2006 году на областном уровне. В настоящее время она дополняется курсом для 8 класса. Представление этой программы – тема отдельного разговора. В контексте данной статьи можно отметить следующее: в основе и архитектоники, и механизмов практического освоения программы учащимися лежит идея целостности (т.н. «целостная педагогика»), которая рассматривается в следующих, в свою очередь взаимодополняющих, направлениях (пластах, ракурсах…): панорамный анализ существующих противоречий, проблем; единство теории и практики; время и пространство; онтическое, личностное единство.

2. Создана серия авторских учебных плакатов для уроков музыки (дизайн, как и во всём УМК – Ю.В.Егранова), которая была представлена на городских и областных «Образовательных форумах» (Иркутск, 2007), на международной научно-практической конференции «Музыкально-художественное образование и культура: актуальные проблемы развития и инноваций» (Екатеринбург, 2008).

3. С участием администрации ЦО №47, родительской общественности и учителей музыки в школе создан специализированный кабинет музыки, который способен обеспечивать технологический процесс обучения музыке, и соотносится с государственными «Требованиями к оснащению образовательного процесса…».

4. Собрана авторская «Малая энциклопедия мировой музыки» [5], используемая в первые годы как учебно-методическое сопровождение учебной программы. На базе данной коллекции в предыдущие годы для обучения учащихся эстетического центра школы были созданы «Хрестоматия по зарубежной музыкальной литературе» (для 5 класса ДМШ), «Хрестоматия по русской музыкальной литературе» (для 6-7 классов ДМШ).

5. В настоящее время музыка, тексты, фото и рисунки «МЭММ» стали основой иллюстративного материала ЭУ для каждого класса. К моменту написания статьи для 1 и 2 класса подготовлен (для остальных классов – находится в работе) полный комплект авторского УМК, включающий кроме ЭУ видео-хрестоматию на DVD и т.н. «бумажный» учебник («Гид на год» - путеводитель по ЭУ).

6. Собственно при помещении дидактического смысла и фактического материала в оболочку ЭУ были использованы следующие приёмы:

·        система гиперссылок как основа управления навигацией;

·        набор названий звуковых mp3-файлов латинскими буквами для устранения сбоя кодировок при чтении на mp3- и DVD-плейерах;

·              соблюдение наиболее щадящего для глаз цветового режима для фона окна (светло-зелёный), для текстов: красный – выделение самой важной информации – идеи (основным шрифтом), формулировка задания, которое нужно выполнить учащемуся (курсивом); синий цвет – название музыкального произведения; чёрный цвет основного текста (все шрифты – размер «20»);

·              введение системы иконок, избавляющих от необходимости пояснять принадлежность к соответствующему разделу:  «нотка в наушниках» - «послушай музыку»; детский рисунок «ребёнок, которого ведут за руку взрослые» - «творческое домашнее задание для всей семьи»; «занавес» - «театрализация» и др..

Данный подход, учитывая специфику музыки, в основных моментах повторяет рекомендации разработчикам ЭУ [2].

7. Отдельно упоминания заслуживают шаги, предпринятые разработчиками учебника по его внедрению в образовательный процесс:

·                   В предыдущие учебные годы проходила апробация тем (блоков и отдельных уроков) с классами каждой параллели в режиме работы по ЭУ; «консультации» с учащимися по формам самостоятельной работы, вариантам творческих заданий; апробация музыкального материала и авторских наглядных учебных пособий.

·                   С сентября 2008 по настоящее время – проводятся консультации для родителей и классных руководителей, открытые уроки с применением ЭУ, мастер-классы для студентов, коллег-учителей и др..

·                   Для представления опыта ЭУ родительской и педагогической общественности публикуются отдельные уроки и их фрагменты в выпусках журнала «Созвучие» (музыкально-эстетическое воспитание в детском саду, семье и школе; г. Иркутск: НАНОО ЦТР «Созвучие»; с 7 по 11№№, 2008-2009 гг.); состоялась презентация ЭУ на городской конференции «Педагогические идеи – 2008» и т.д. Опыт разработки и внедрения ЭУ выносится на суд научного сообщества: доклад автора на межвузовской конференции «Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного образования» (НИЛ ВШ при ГОУ ВПО «ИрГПУ», Иркутск, 2009), в печати статья «Авторский электронный учебник музыки как образовательный ресурс: проблемы и перспективы»; [6] и др.).

·                   Замышлявшийся в 1-ый год как школьный эксперимент, по предложению учительского сообщества процесс внедрения данных ЭУ (отдельных тем, блоков, самого механизма обучения, социологического исследования готовности семей учащихся заниматься по электронному учебнику) в настоящее время начат отдельными учителями школ Иркутска, Иркутской области, Екатеринбурга, Магнитогорска и др.

·                   Проверке и корректировке правильности методической части ЭУ послужило участие одного из его авторов (автора статьи) в профессиональных конкурсах «Учитель года (г. Иркутск, 2008; победитель городского и лауреат областного), «Учитель музыки XXI века» им. Д.Кабалевского (г. Магнитогорск, 2009; один из 7 финалистов-победителей).

Вышеуказанные разработки получили высокую оценку специалистов – учёных, методистов, учителей-практиков – Э.Б.Абдуллина (проф. МПГУ, доктор пед.наук), Е.В.Николаевой (проф. МГПУ, доктор пед.наук), К.П.Матвеевой (проф. УрГПУ, кандидат пед.наук), И.А.Чижовой (доцент Ирк.муз.колледжа, канд. искусствоведения), Л.А.Бабицкой (декан факультета МХО ИрГПУ, канд. псих.наук), Т.А.Затяминой (доцент Волгоградской гос.академии ПКПРО, канд. пед.наук), участников-финалистов IV Международного конкурса «Учитель музыки XXI века» и др..

Конечно, по замыслу авторов, свою эффективность данный ЭУ, наряду с другими составляющими авторского УМК, может полноценно продемонстрировать при работе по соответствующей учебной программе. Несомненно, что при обучении по другим программам данный УМК может быть рекомендован как учебное пособие, иллюстративный, дополнительный материал, как для учителя, так и для учеников и их родителей. Но главное достоинство этого образовательного ресурса в том, что с появлением ЭУ музыка УМК дисциплины «выносится» за пределы урока – домой, в семью каждого учащегося.

Предстоит выяснить, насколько возможно с помощью данного учебника, используя представленные в статье подходы, создать для уроков музыки технологию, которая наиболее соответствует природе искусства и содействует развитию учащихся. Предстоит определить оптимальный в возрастном отношении в контексте конкретных учебных тем, баланс народной и профессиональной традиции музыкального образования [4].

Литература:

1. Айдарова И.Р. «Электронный учебник на уроке музыки: мечта или реальность?» [Текст] / И.Р.Айдарова // Искусство в школе: обществ.-пед. и науч.-метод. журн. - 2008. – N4, с.64-66

2. Богомолов А.А. «Электронный учебник как новое педагогическое средство» [электронный ресурс] / А.А.Богомолов // «Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты» (электронный журнал; вып. 2-2007) – Интернет-адрес http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2007_2/03.htm

3. Виртуальная справочная служба Российской национальной библиотеки [электронный ресурс] – http://vss.nlr.ru/index.php

4. Николаева Е.В. «Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты» [текст] / Е.В.Николаева // монография - М.: «Прометей» (МПГУ), 2002, 345 с.

5. Плотников К.Ю. «Малая энциклопедия мировой музыки» («МЭММ» - аудио, фото, текстовые материалы в цифровом формате) [электронный ресурс] / К.Ю.Плотников // на 5 электрон.-опт.дисках (DVD)

6. Плотников К.Ю. «Целостная педагогика: инновационный опыт использования ИКТ в музыкальном образовании в общеобразовательной школе [текст] / К.Ю.Плотников // «Музыкальное и художественное образование и воспитание детей и юношества: проблемы и поиски» - Екатеринбург, 2008 – с. 56-63

7. Плотников К.Ю., Плотникова Л.А. «МУЗЫКА: Практика и история музицирования: электронный учебник для общеобразовательной школы» [электронный ресурс] / К.Ю.Плотников, Л.А.Плотникова // на электрон. опт. дисках (CD-ROM – для каждого года обучения) – Иркутск, 2008

8. Список защищённых диссертаций [электронный ресурс] – http://diss.rulib.com/13040.htm

9. Суховиенко Е.А. «Электронный учебник и требования к нему» - [электронный ресурс] / Е.А.Суховенко // [1]

10. Христочевский С.А. «Методические основы проектирования электронных учебников» [текст] / С.А.Христочевский // Проектирование образовательных информационных ресурсов, систем и технологий. - М., 1998. – с. 9-17.

11. Хуторской А.В. «Современные педагогические инновации на уроке»  [электронный ресурс] / А.В.Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-4.htm.  

 

Яндекс.Метрика