Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Петрова Ирина Владимировна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9», г. Иркутск

 

Каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное – что делать?

Мысль о том, что интерес ребёнка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит сомнению и обсуждению.

Педагогический коллектив школы работает над проблемой повышения качества знаний обучающихся, развития их творческих способностей, формирования ключевых компетентностей. Анализ опыта работы показал, что наибольший эффект достигается за счет целостной организации образовательного процесса, использования инновационных образовательных технологий и методов, которые позволяют развивать самостоятельность учащихся, гибко организовывать процесс обучения, учитывать индивидуальные интересы и способности, осваивать не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и сугубо житейских задач.

Однако остаётся вопрос: почему для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжёлую повинность, трудную, малопривлекательную работу?

Проблема, над которой начала работать – это низкий уровень активности учащихся на уроках.

Пути решения проблемы вижу во внедрении ИКТ и метода проектов в процесс обучения.

Необходимость прогрессивных образовательных технологий – это объективное требование, и поэтому, как правило, каждый учитель со временем их вырабатывает. И здесь можно пойти двумя путями:

1) создать собственную технологию;

2) перенять то, что открыто другими и адаптировать для себя и своих учеников.

Оптимальным для меня как учителя  представился второй путь и в результате началась работа над проектом.

Участниками проекта являются коллеги, учащиеся, родители.    

Основная цель проекта заключается в повышении математической грамотности, т.е. способности ученика определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие гражданину. А также обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения, воспитания учащегося.

Первый этап – был направлен на изучение научно-методической литературы по исследуемой проблеме:

- работала в творческой лаборатории по теме «Теория и практика реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

- участвовала в экспериментальной работе школы;

- окончила курсы «курсы «Intel Обучение для будущего»;

- участвовала в семинаре-тренинге «Использование интерактивных досок в учебном процессе».

Второй этап – спланирована работа по экспериментальному обучению: были разработаны конкретные уроки и внеклассные мероприятия, которые использовались и используются на протяжении всего проекта.

На третьем этапе – а именно на нём я сейчас нахожусь, идёт пополнение методической копилки уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ и проектных работ учащихся, распространение опыта в работе с учащимися нового набора, включение проекта в программу развития образовательного учреждения.

Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности.

Опыт работы, диагностики, анкетирования показали, что ИКТ – это технология не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня, это хороший выбор для преподавателей.

Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей школьников является метод проектов, базирующийся на компетентностных  и личностно-ориентированных образовательных технологиях, который в настоящее время вновь приобретает довольно широкую популярность. Это обуславливается, прежде всего, наличием кризисных явлений во всех областях общественной жизни, включая сферу образования. Не случайно в базисный учебный план включён новый предмет основы проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования – способность проектировать.

Начиная работу с использованием метода проектов, первое, что сделала – это выявила те теоретические аспекты, которые необходимо знать для правильной организации работы. Необходимые теоретические сведения, которые помогли мне структурировать проектную деятельность.

В своей работе использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. Так же применяю модель учебного занятия в режиме проектного обучения, используя технологию исследовательского проекта.

Метод проектов разрушает школьную рутину. Если содержание первых проектов учащиеся готовили на бумажных носителях, то сейчас они представляют их в электронном виде с помощью презентаций.

В этом учебном году мои учащиеся работают над проектами: «Легко ли быть отличником», «Математические расчёты капитального ремонта школьной столовой», «Благоустройство территории школы», «Проектирование детской площадки», «Симметрия в окружающем мире», «Статистика в жизни моего класса».

ИКТ и метод проектов применяю и во внеклассной работе, например, при проведении недели математики,  во время занятий факультатива.

Хочется отметить, что, являясь классным руководителем, применяю ИКТ и метод проектов в работе с классом и родителями.

Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их решать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску, а значит, войдя в жизнь, ребёнок будет более защищён от стрессов.

Кому от реализации проекта станет лучше?

Я уверена, вы согласитесь со мной, что в первую очередь ученикам.

Они учатся:

- применять знания в измененной и новой ситуации;

- демонстрировать свою математическую и ИКТ-компетентность;

- позиционировать личные достижения и «наращивать» собственную конкурентоспособность;

- осуществлять поиск партнеров для реализации совместных проектов;

- реализуют потребность в самовыражении, самоутверждении, самореализации, признании личных достижений.

Родителям, у которых:

- формируется позитивное отношение к школе;

- появляется удовлетворённость образовательными услугами школы.

Педагогическому сообществу учителей, т.к. они могут использовать опыт как ресурс в своей работе, а также для профессионального развития и творческого роста.

Реализация проекта способствует всестороннему развитию личности, формированию базовых компетентностей современного человека, как конечного результата работы школы, который предусмотрен новым стандартом.

Использование ИКТ и метода проектов вносит дух творчества, превращает коллектив учеников, учителей, родителей в коллектив единомышленников.

 

Литература:

1.     Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации // Народное образование. М., 2000, №9, с. 177-180.

2.     Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. М., 1995, №6, с. 39-47.

3.     Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей/Под ред. А.П Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006

4.     Мелёхина С.И. Основы проектной деятельности 5-9 классы. Уч.-метод. пособие. – Киров: КИПК и ПРО, 2008

5.     Новикова Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование, 2000, №7, с.151-157.

6.     Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии // завуч. – 2005.- №5. – стр. 38-57.

7.     Худин А.Н., Белова С.Н. Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении // завуч. – 2006. - №6.- стр.116-125.

Яндекс.Метрика