ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ
В УЧЕБНОМ
ПРОЦЕССЕ
Пешкова Татьяна Александровна,
ОГАОУ НПО
«Профессиональное училище № 62»,
р.п. Балаганск
Любая педагогическая
технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В ИКТ
эти средства составляют основу эффективности результатов. При применении ИКТ
осуществляется ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и
ответственности обучающихся за результаты своей деятельности. Использование
технологии позволяет применять элементы модульного, проблемного обучения,
игровые технологии. Развивает у обучающихся логическое мышление, память,
внимание, зрительное восприятие и воспроизведение материала, а также умения
рассуждать, анализировать и принимать решения.
Хочу показать
эффективность применения ИКТ на примере использования интерактивной
мультимедийной системы обучения. По рекомендациям межрегиональной ассоциации
автошкол (МААШ) в училище был приобретен учебно – методический комплекс
«3DИнструктор. Интерактивная автошкола», предназначенный для профессиональной
подготовки водителей транспортных средств различных категорий. Никто не будет
оспаривать важность и необходимость освоения таких дисциплин, как Правила
дорожного движения, Основы управления и безопасность дорожного движения,
Оказание первой помощи при подготовке водителей. Полученные знания будущие
водители будут применять на практике, и от их качества освоения, ответственности,
внимательности на дороге будет зависеть жизнь и здоровье всех участников
дорожного движения.
Качество подготовки
повышается с использованием интерактивной мультимедийной системы обучения.
Использование в своей педагогической практике учебно – методического комплекса
«3DИнструктор. Интерактивная автошкола» расширяет возможности применения
активных методов обучения, повышает мотивацию обучающихся и эффективность
усвоения учебного материала. Используя дерево модулей, мною создаются уроки по
темам, программа позволяет легко подбирать нужные слайды, возвращаться к ним
при необходимости. Программа дает возможность создавать и записывать ролики, а
главное, их воспроизводить. Так, например, при проведении уроков по темам
«Проезд перекрестков неравнозначных и равнозначных дорог», «Порядок движения на
регулируемом перекрестке», «Остановка и стоянка» и других создаю ролики для
решения ситуаций обучающимися на занятиях. При этом можно сознательно допускать
ошибки при воспроизведении ролика, а учащиеся должны их обнаружить. На панели
инструментов имеется блок рисования. Маркером можно делать пометки (например,
показать траектории движения транспортных средств) на созданных ситуациях в
уроках. Такие элементы урока вызывают повышенный интерес, оживление, требуют
внимательности, создают условия для анализа, рассуждений, принятия верного
решения. Обучающиеся самостоятельно работают в данной программе, быстро
осваивают навыки ее применения, создают сами ситуации, ролики, что способствует
эффективному закреплению учебного материала. В учебно – методическом комплексе
имеется модуль «Тесты» для тренировки и подготовки к экзамену, они
соответствуют экзаменационным билетам. По ним обучающиеся работают как
индивидуально, так и парами, группами, что способствует принятию коллективного
решения, обсуждениям, отстаиванию своего мнения и проверке своих знаний. Ошибки
обсуждаются, уточняются правила на каждую ситуацию, задание. Данный комплект
мультимедийного оборудования позволяет расширить границы его применения. Так,
были установлены программы «Автошкола 2011: виртуальный водитель + ПДД»,
«Экзаменационные билеты для приема теоретического экзамена по безопасной
эксплуатации самоходных машин всех категорий», «Экзаменационные билеты для
приема теоретического экзамена, отнесенных к квалификации тракториста –
машиниста всех категорий» и другие. Они позволяют подготовить к сдаче
теоретического экзамена в Гостехнадзоре на получение удостоверения тракториста,
к овладению практическими навыками вождения по участкам дорог. Кстати, это снижает
затраты на практическое обучение вождению, так как позволяет отработать
первоначальные навыки управления транспортным средством в учебной аудитории.
Подтвердить
эффективность обучения с использованием ИКТ можно, показав итоги успеваемости
обучающихся (итоги текущей и итоговой аттестации).
Итоги
успеваемости по предмету «Правила дорожного движения»
за
1 полугодие 2011-2012 учебный год
транспортным
средством и безопасность движения»
за 1 полугодие
2011-2012 учебный год
Итоги
успеваемости по предмету
«Правила
дорожного движения»
за 2010-2011 учебный год
В 2010-2011 учебном году 70 % учащихся
выпускной группы сдали квалификационный экзамен в ГИБДД.
Интерактивная
мультимедийная система обучения позволяет использовать на занятиях материал
библиотеки учебных фильмов, электронные учебники и другие образовательные
ресурсы. Есть возможность подготовки презентаций, что позволяет их применять не
только на учебных занятиях, но и на внеклассных мероприятиях. Преимущества и
большие возможности применения ИКТ очевидны, их стоит и следует освоить и
использовать в педагогической деятельности для подготовки будущих высококвалифицированных,
конкурентно способных на рынке труда специалистов.