ОРГАНИЗАЦИЯ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Переломова Марина Петровна,
МБОУ
«Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»,
п. Усть-Уда
В настоящее время
изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога
нового подхода к процессу обучения и воспитания. В современных условиях жизни
не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужно научиться
приобретать все в большом объёме, уметь анализировать, сравнивать, отбирать
нужное, обобщать. Но самое главное в современном динамично развивающемся
информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение
добывать их и умение самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни,
во всевозможных реальных ситуациях. Если ранее результат обучения и воспитания
оценивался по действиям ученика – «послушал», «записал», «прочитал»,
«выполнил», «решил – умница», «не выучил – 2», то сейчас педагог должен
учитывать внутреннюю сторону поведения школьника, раскрывающую сам процесс
познания. Нужно проанализировать, почему один ученик слушает и понимает, а
другой с трудом улавливает, о чём идёт речь.
Для достижения
положительного результата современный учитель одной из первых целей ставит
развитие познавательной активности обучающихся на уроке и во внеурочное время.
Ведущую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения и
применение педагогических технологий, активизирующих творческие познавательные
способности обучающихся. Становление учебно-познавательной деятельности один из
основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.
Метод проектов – это
совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения
возникшей проблемы, ситуации. Ученическое проектирование – это процесс работы
над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде
конкретного «продукта». Ученическое проектирование становится всё более
популярной формой организации творческой активности обучающихся. Включая
младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:
-
определять цель деятельности;
-
планировать свою деятельность;
-
выполнять действия и операции;
-
соотносить результат деятельности и её
цель;
-
контролировать свои действия;
-
выполнять мыслительные операции;
-
проводить наблюдения и ставить
эксперименты;
-
строить простые модели явлений
окружающего мира;
-
анализировать и отбирать нужную
информацию;
-
доказывать, то есть логически мыслить и
рассуждать, а также противостоять (при защите проекта).
Актуальность
использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и
стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых
уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в
жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях,
ребёнку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию
необходимых знаний и умений, приобретению навыков.
Метод проектов представляет
собой развитие идей проблемного обучения, основывается на разработке и создании
обучающимися под контролем учителя и родителей новых «продуктов» в рамках
проекта. Суть его заключается в том, что обучающиеся в процессе работы над
учебным проектом постигают реальные процессы, что очень важно для формирования
компетенций. В процессе работы над проектом ребёнок учится преодолевать
трудности, проживает конкретные ситуации, приобщается к социальным явлениям,
учится брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений,
приобретает навык письменного и устного общения, создаёт новые объекты и т.д.
Проектирование
используется не только на уроках, но и во внеурочное время, в воспитательной
работе с классом. Следует отметить, что проектная деятельность тесно связана с
исследовательской деятельностью. Все стадии работы над проектом, как при
исследовании, предусматривают сбор, обработку и отбор информации с целью
создания продукта.
Структура мыслительной
деятельности обучающихся при решении проблем методом проектов аналогична
мыслительной деятельности профессионального проектировщика. Главная задача
педагога - не инструктирование участников проекта, а направление, содействие
поиску.
Важным этапом при
создании проекта является выбор темы. Тема должна быть интересна ребёнку,
выполнима, решение её должно быть полезно участникам проекта.
Как выработать у
ребёнка стремление к самостоятельному исследованию? Удачными моментами для
такой работы в начальных классах являются те, где есть возможность перевести
ученика из пассивного слушателя и исполнителя в активного участника:
-
уроки с организацией группового
взаимодействия;
-
практические работы;
-
игровые виды деятельности;
-
наблюдения в ходе экскурсий;
-
создание ситуаций на уроке во время
проведения внеклассных, при которых ребёнку захочется «узнать», «выяснить»,
«найти», «творить».
Использование метода
проектов можно начинать с первого класса. Предложите ученикам задание
творческое задание «На что похожа буква» и Вы увидите, что Ваши первоклассники
станут настоящими исследователями, ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им
придётся внимательно осмотреться вокруг, сравнить, найти сходство, спросить у
родителей и, наконец, создать «продукт» - рисунок предмета, похожего на букву.
Результатом нашей
совместной деятельности с детьми стали следующие проекты «На что похожа буква»,
«Кто такие кошки», «Моя первая книжка - малышка», «Дневник здоровья», «Словари
– наши помощники», «Если хочешь быть здоров», «Какой я хочу видеть школьную
форму», «Герои моего народа», «Открытка – что это?», «Аппликация –
увлекательнейший мир».
В рамках проектов были
проведены индивидуальные исследования «Витамины», «От чего зависит правильная
осанка».
К организации проектной деятельности с детьми нужен
особый подход. Учителю нужно самому перестроиться, научиться обучать
«по–новому», не бояться трудностей. Дети должны «идти рядом», а «не позади».
Ищите истину вместе со своими учениками, а не преподносите её в готовом виде.