Приветствую Вас, Гость

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

 

Переломова Марина Петровна,

МБОУ «Усть-Удинская средняя общеобразовательная школа №2»,

п. Усть-Уда

 

В настоящее время изменения в Российском образовании и обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения и воспитания. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, нужно научиться приобретать все в большом объёме, уметь анализировать, сравнивать, отбирать нужное, обобщать. Но самое главное в современном динамично развивающемся информационном обществе нужны даже не столько сами знания, сколько умение добывать их и умение самостоятельно применять добытые знания в реальной жизни, во всевозможных реальных ситуациях. Если ранее результат обучения и воспитания оценивался по действиям ученика – «послушал», «записал», «прочитал», «выполнил», «решил – умница», «не выучил – 2», то сейчас педагог должен учитывать внутреннюю сторону поведения школьника, раскрывающую сам процесс познания. Нужно проанализировать, почему один ученик слушает и понимает, а другой с трудом улавливает, о чём идёт речь.

Для достижения положительного результата современный учитель одной из первых целей ставит развитие познавательной активности обучающихся на уроке и во внеурочное время. Ведущую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения и применение педагогических технологий, активизирующих творческие познавательные способности обучающихся. Становление учебно-познавательной деятельности один из основных факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников.

Метод проектов – это совместная деятельность педагога и обучающихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, ситуации. Ученическое проектирование – это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта». Ученическое проектирование становится всё более популярной формой организации творческой активности обучающихся. Включая младших школьников в проект, можно сформировать у них следующие умения:

-  определять цель деятельности;

-  планировать свою деятельность;

-  выполнять действия и операции;

-  соотносить результат деятельности и её цель;

-  контролировать свои действия;

-  выполнять мыслительные операции;

-  проводить наблюдения и ставить эксперименты;

-  строить простые модели явлений окружающего мира;

-  анализировать и отбирать нужную информацию;

-  доказывать, то есть логически мыслить и рассуждать, а также противостоять (при защите проекта).

Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребёнку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний и умений, приобретению навыков.

Метод проектов представляет собой развитие идей проблемного обучения, основывается на разработке и создании обучающимися под контролем учителя и родителей новых «продуктов» в рамках проекта. Суть его заключается в том, что обучающиеся в процессе работы над учебным проектом постигают реальные процессы, что очень важно для формирования компетенций. В процессе работы над проектом ребёнок учится преодолевать трудности, проживает конкретные ситуации, приобщается к социальным явлениям, учится брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, приобретает навык письменного и устного общения, создаёт новые объекты и т.д.

Проектирование используется не только на уроках, но и во внеурочное время, в воспитательной работе с классом. Следует отметить, что проектная деятельность тесно связана с исследовательской деятельностью. Все стадии работы над проектом, как при исследовании, предусматривают сбор, обработку и отбор информации с целью создания продукта.

Структура мыслительной деятельности обучающихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика. Главная задача педагога - не инструктирование участников проекта, а направление, содействие поиску.

Важным этапом при создании проекта является выбор темы. Тема должна быть интересна ребёнку, выполнима, решение её должно быть полезно участникам проекта.

Как выработать у ребёнка стремление к самостоятельному исследованию? Удачными моментами для такой работы в начальных классах являются те, где есть возможность перевести ученика из пассивного слушателя и исполнителя в активного участника:

-  уроки с организацией группового взаимодействия;

-  практические работы;

-  игровые виды деятельности;

-  наблюдения в ходе экскурсий;

-  создание ситуаций на уроке во время проведения внеклассных, при которых ребёнку захочется «узнать», «выяснить», «найти», «творить».

Использование метода проектов можно начинать с первого класса. Предложите ученикам задание творческое задание «На что похожа буква» и Вы увидите, что Ваши первоклассники станут настоящими исследователями, ведь для того, чтобы ответить на вопрос, им придётся внимательно осмотреться вокруг, сравнить, найти сходство, спросить у родителей и, наконец, создать «продукт» - рисунок предмета, похожего на букву.

Результатом нашей совместной деятельности с детьми стали следующие проекты «На что похожа буква», «Кто такие кошки», «Моя первая книжка - малышка», «Дневник здоровья», «Словари – наши помощники», «Если хочешь быть здоров», «Какой я хочу видеть школьную форму», «Герои моего народа», «Открытка – что это?», «Аппликация – увлекательнейший мир».

В рамках проектов были проведены индивидуальные исследования «Витамины», «От чего зависит правильная осанка».

К организации проектной деятельности с детьми нужен особый подход. Учителю нужно самому перестроиться, научиться обучать «по–новому», не бояться трудностей. Дети должны «идти рядом», а «не позади». Ищите истину вместе со своими учениками, а не преподносите её в готовом виде.

Яндекс.Метрика