Приветствую Вас, Гость

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА В ПОМОЩИ ПО САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

Павлова М. Г.

МОУ «Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа №2

им. И.В.Балдынова», Эхирит-Булагатский район

 

Образование – это крупнейшая индустрия в мире. Только в бизнесе тратятся миллиарды долларов на обучение новым технологиям. Каждый раз, когда возникает новая технология, меняется потребность в определенных специальностях. Они требуют новых знаний, новой информации, новых услуг. Сегодня более актуальным становятся не просто знания, данные в чистом виде, сколько в умении применять эти знания в решении конкретных ситуаций. Образование, прежде всего, должно начинаться с обучения действиям, с понимания того, что именно надо делать, как надо делать, научиться уметь принимать решения, чтобы уметь выстраивать собственную жизнь самостоятельно в соответствии с предназначением, в котором было бы всё: мечты и ум, любовь и счастье, работа и признание, семья и благополучие. Развитию индивидуальных способностей обучаемых, активизации их  познавательной деятельности, формированию информационной культуры, готовности к использованию средств компьютерной техники способствует внедрению в учебно-воспитательный процесс активное применение  информационно-коммуникационных технологий.

Сегодня ИКТ становятся центральным звеном в системе образования, поскольку их применение позволяет изменить содержание, методы и организационные формы обучения, дает возможность  максимально индивидуализировать процесс обучения, способствует  повышению мотивации к изучению предметов, стимулирует  учащихся, а также дает возможность:

- быть эрудированным в науке и  технике, искусстве, культуре, традициях, истории, уметь предвидеть последствия принимаемых решений;

- устойчиво чувствовать себя в обществе, развивающемся в нестабильных условиях;

-   умело организовывать свою жизнь, преодолевать любые препятствия и в будущем обеспечивать благополучие своей семьи.

Таким образом, образовательный процесс сегодня невозможен без компьютерных технологий, а школа уже не мыслима без компьютера, так как отказаться от такого учителя, который мог бы говорить  на любом иностранном языке, знать все науки, а новый материал объяснять в сопровождении видеофильмов и музыки – значит, вернуться в прошлое. Компьютер – друг, собеседник и партнёр. С помощью персонального компьютера ребята  не только играют в компьютерные игры, соревнуются, но и с помощью электронной почты могут отправлять письма в любую страну, в любой город своим друзьям, знакомиться с новыми людьми. Работая в сети Internet, имеют доступ ко всем библиотекам, могут увидеть музеи, хранилища культурных ценностей всего мира.

В компьютер можно заложить целые программы, в том числе обучающие. Не выходя из-за рабочего стола, ученики могут наблюдать физические явления  и высококачественные анимации, могут прослушивать голоса природы, строить собственные модели общества или готовиться к государственным зкзаменам. Так ученики усваивают новое гораздо легче, быстрее и эффективнее. Компьютер способен проверить знания учащихся. Совсем не страшно без свидетелей, один на один с компьютером получить «двойку». Этот учитель не будет «пилить», а дружелюбно предоставит возможность нерадивому ученику заново пройти тренинг по заданной теме.  Компьютер – это замечательной диагност, он найдет ту сферу знаний и даст такую помощь, в которой ученики больше всего нуждаются, даст информацию, дополнительное разъяснение, упражнение, если ученики с чем-то не могут справиться.

Даже простейшие операции работы на нем приносят много пользы. Организация работы с компьютерным текстовым редактором заставляет учеников задуматься над тем, ясны ли их мысли, способны ли они их выразить, представить своё произведение (письмо, документ, реферат, книгу) в системе взаимосвязанных элементов.

В учебной, да и в повседневной деятельности хорошую службу может сослужить компьютерный аппарат баз данных и электронных таблиц. Они дают возможность быстро сосчитать, собрать и упорядочить необходимую информацию, быстро найти данные. Например, на основе системы управления базами данных можно создавать банк аудио- и видеозаписей, на основе электронной таблицы – гибкую систему бюджета школьного мероприятия.

Школьникам часто приходится выполнять не только текущие домашние задания, но и небольшие исследовательские работы, писать рефераты, сочинения. Где же раздобыть интересную информацию? Существуют специальные компьютерные энциклопедии на компакт-дисках, электронные словари и справочники. Найти необходимые данные в них гораздо быстрее, чем в многотомных изданиях.

Наиболее ярко самовыражения учащихся реализуются в компьютерных музыкально – звуковых и графических технологиях. Компьютер дает неисчерпаемые возможности для реализации творческого потенциала школьников. Графические и музыкальные редакторы позволяют преумножать способности в области изобразительного искусства, подняться на новый уровень, попробовать свои силы в роли художников – мультипликаторов или композиторов.

Всем известно высказывание о том, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Сегодня его можно отнести и на счет компьютера, занятий программированием, которым на том или ином уровне приходится заниматься каждому школьнику. С одной стороны, это интересно, можно самому создать программу, заставить компьютер сделать то, что лично  от него требуешь. С другой – такое занятие очень полезно для тренировки ума,  умения формализовать информацию. Эти умения необходимы в любой профессии, в любой деятельности.

Богатейший источник информации – это глобальные компьютерные сети. Самая крупная из них – INTERNET. Сегодня компьютеры, объединенные сетями, представляют собой всемирный банк информации. Здесь можно найти сведения обо всем: как устроен паровой двигатель? Какая тема обсуждалась на последнем Всемерном конгрессе ЮНЕСКО? В чем феномен в поэзии И.Бродского? Как поступить во всемирно известные университеты и  российские учебные заведения?

В начале XXI столетия отношение человека и компьютера представляет собой не простое общение ученика с техникой, а активный процесс взаимодействия человека с информационным богатством  накопленного веками человеческого опыта. Компьютер – это не только мир или всемирная библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и адвокат.

При этом нельзя забывать, что в жизни на первом месте все же стоит человек. Именно от него зависит сознательное и корректное использование аудиовизуальной и электронной информации, которое основывается на нравственных качествах личности. По выражению философа А.Полонского, и в Интернете найдется место для высоких подвигов.

Целью проекта «Учись учиться» является создание условий для развития личности обучающихся, формирования у них ключевых компетентностей. Сегодня актуальным становятся не просто знания, данные в готовом виде, сколько в умении применять эти знания на практике, формирование мотивации учения, обучение школьников методам самостоятельной деятельности по самоорганизации, самообразованию.

Многие дети хотят учиться хорошо, но одного желания недостаточно, надо ещё уметь учиться. Это значит, что учащиеся должны учиться приобретать знания и умения, включаться в самостоятельный поиск источников, их изучать и использовать.

В ходе проекта учащиеся знакомятся с общими, нужными для всех предметов общеучебными знаниями, умениями, навыками. Школьники могут сами себя оценить: умеют ли они учить себя. Ученики ставят перед собой познавательные цели и задачи, определяют пути их достижения. Контролируют ход самостоятельной работы по приобретению знаний и сами оценивают результаты. Даются рекомендации, советы, упражнения для выработки умений правильно и легко учиться.

Работая над самим собой, наши ученики смогут стать хорошими учителями самих себя.

Самостоятельно приобретать знания дополнительно к тем, что получают в школе, применять их в своей практической деятельности.

Научить себя учиться – и ребята избавят себя от многих трудностей, обеспечат себе успех в делах учебы.

Яндекс.Метрика