ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАНИЯ
Низовцева Л.К.
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №5», г. Иркутск
Качественная модернизация
компонентов образовательной системы, ее инновационное обновление невозможно без
широкого применения новейших информационных и коммуникационных технологий. В
нашей школе отмечается возрастающий интерес к новым технологиям в образовании. Педагоги видят в них
возможность значительного повышения мотивации учащихся к учебно-познавательной
деятельности и повышения качества обучения.
Создание единого
информационного пространства школы – процесс достаточно длительный и сложный. Это
оснащение школы компьютерной техникой
В нашем учреждении имеются:
·
2
компьютерных класса, объединенных в локальную сеть, с выходом в Интернет, 2
переносных проектора. Предназначены они для
проведения занятий по информатике, а также по другим предметам с использованием
информационных технологий.
·
2
класса для проведения уроков-лекций, конференций, в которых установлены интерактивные
доски, стационарный проектор и компьютер. Здесь можно работать с
мультимедийными энциклопедиями и справочниками. Использование интерактивной
доски на уроках позволяет поднять процесс обучения на новый уровень.
Наличие компьютера в
библиотеке, позволило создать
медиацентр, который продолжает развиваться,
и востребован учителями и учащимися нашей школы.
Активно используется
вычислительная техника и в управленческой деятельности.
Современное образование
тесно связано с информационными и телекоммуникационными технологиями.
Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать ИКТ будет
во многом определять его жизненный успех, а по-настоящему научиться
использовать данные технологии можно, только активно применяя их в учебном
процессе.
Уроки информатики ведутся
у нас со 2 по 11 класс. Проводятся факультативные занятия по «Программе Macromedia
Flash», «Черчение с элементами компьютерной графики», «Информационные
технологии в бизнесе», «Сайтостроение». Пять лет МОУ СОШ № 5 сотрудничает с Образовательным Центром «Школьный
университет» г. Томска, где дистанционно
обучаются учащиеся 8, 9, 10, 11 классов по различным специальностям. Все это позволяет нашим
ученикам участвовать на городской
олимпиаде по информатики, представлять в течении трех лет практически все направления и показывать хорошие результаты на «Иркутской
компьютериаде». Ученик 10 и ученица 8 класса заняли 1 и 2 места.
Информационную среду
школы характеризуют не только установленные компьютеры и уроки информатики, но
и эффективность применения ИКТ во всем
образовательном процессе.
Единое информационное
пространство школы должно обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную
деятельность школы.
Обеспечить высокий
уровень преподавания в школе невозможно без высокопрофессиональных
педагогических кадров. Поэтому большое значение приобретает непрерывное
повышение профессионального уровня учителей, в том числе и в области
компьютерных технологий.
Для всех членов общества
сегодня возрастает необходимость постоянного повышения квалификации, обновления
знаний, освоения новых видов деятельности. Ежегодно 10 учителей проходят
курсовую подготовку для улучшения знаний в области ИКТ.
В первую очередь
компьютер в школе становится средством для изучения других предметов. Из рук
учителя информатики он переходит в руки предметников.
Педагоги нашей школы
самостоятельно готовят интегрированные уроки: математика – физика, математика –
музыка, используют на истории, географии, технологии и черчения мультимедийные
презентации и образовательные диски.
Еще совсем недавно казалось фантастикой: в
школьном классе вместо обычной доски висит большой сенсорный экран,
подсоединенный к компьютеру, передающему на доску изображения с помощью
проектора. Сегодня это реальность. В школе оборудовано интерактивным
комплексом 2 кабинета. Доска Interwrite
позволяет создавать и показывать слайды,
видео, рисовать, чертить графики и различные схемы, в реальном времени наносить
на проецируемое изображение пометки,
вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов. Использование современных средств ИКТ на
уроках русского языка и литературы, географии, математики, иностранного языка
позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, повышает интерес
к предмету, формирует информационную культуру. Учителя демонстрируют
качественные изображения, легко могут исправить ошибки. Возрастает темп и объём
работы на уроке, используются межпредметные связи.
В школе создан банк
данных, в котором находятся: конспекты уроков и мастер классов, различные
графические изображения, презентации, работы детей, представленные на
научно-практических конференциях и различных конкурсах, фотографии мероприятий,
набор тестирующих программ по предметам, информационные источники в сети
Интернет.
В компьютерном классе
проводятся факультативные занятия по курсу
«Я в редакторы пойду!».
В школе компьютер в
качестве инструмента используется для: создания печатной продукции, в том числе
и школьной газеты, монтажа видеофильмов, для доступа к хранящейся в Internet
информации и ее использование в подготовке уроков как учителями, так и
учащимися.
Всё это ради того, чтобы
учащийся мог получать самые передовые знания, умел активно их применять,
научился диалектически мыслить.
Большое значение в
настоящее время имеет формирование у школьников коммуникативной культуры,
которая поможет им общаться и выполнять совместную работу, устанавливать
психологический контакт с другими людьми.
В основе коммуникации
лежат общепринятые нравственные требования к общению: вежливость, корректность,
тактичность, скромность, точность, предупредительность, которые особенно важны
для успеха совместной работы.
Работая вместе,
формулируя новые гипотезы и теории, участвуя в критическом обсуждении идей
других людей, учащиеся переходят на более глубокие уровни понимания проблемы,
осваивают приемы рефлексии.
В настоящее время большую
роль не только в передаче информации, но и в общении играют сетевые технологии.
Организация локальной сети и использование возможностей Интернета являются
обязательными компонентами для создания школьного информационного пространства.
Наши учащиеся принимали
участие в различных телекоммуникационных мероприятиях.
Наши результаты
В 2007-2008 учебном году
- 18 дипломов и грамот за 1-3 места и звание победитель. Всего 68
благодарственных писем и грамот участников.
В 2008-2009 учебном году
- 9 дипломов и грамот за 1-3 места и звание победитель. Всего 71
благодарственных писем и грамот и сертификатов участников.
Хотелось бы отметить
руководителей проектов: учителей английского языка, истории, математики,
экологии, русского языка и литературы, рисования и географии.
Уже традиционным стал
конкурс «Школьный репортаж» о дне открытых дверей, школьная проектная неделя. С
интересом участвовали в проектах «Охраняемые растения Сибири», «Улицы города
рассказывают» в рамках всероссийского конкурса «Сетевая Радуга» на letopisi.ru
и wiki.
Сетевые технологии
помогают сформировать инициативную, творческую личность, успешную не только в
электронной информационной среде, но и в обычной жизни.
Формирование информационной
культуры предполагает комплекс мероприятий по обучению учителей, учащихся
современным информационным технологиям, вовлечению их в активное использование
глобальной информационной сети Интернет.
У нас прошли два
обучающих семинара по использованию Вики-технологии, как инструмента
коллективного творчества: «Экологическая культура в школе» и «Гражданское
образование». План мероприятий по данным направлениям был выставлен на letopisi.ru.
На протяжении трех лет
ученики работают в проекте «Лицо школы» на letopisi.ru.
В современных условиях сайт школы является важным звеном
информационного пространства ОУ. Он выполняет функцию визитной карточки школы.
Создание единого
информационно – образовательного
пространства на уровне школы и открытого, доступного потока информации между всеми
участниками образовательного процесса,
рациональное использование компьютерных технологий как средства повышения
мотивации в обучении, помогает реализовать деятельностные, индивидуализированные формы
обучения с целью повышение качества образования, повышение компетенции
участников педагогического процесса. ИКТ,
преодолевая пространство и время, могут обеспечить обучение в любом месте и в
любое время, что делает их мощным средством для изменений в сфере образования.
Приоритетом школы
является выпуск ученика компетентного, способного ориентироваться в социальной
среде общества. «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».