Приветствую Вас, Гость

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

 

Никитенко Зоя Александровна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №63», г. Иркутск

 

В современном мире, когда информационные технологии занимают все более и более значимое место в жизни и трудовой деятельности людей,  учителя, которые занимаются очень важным делом воспитанием и образованием подрастающего поколения, не могут стоять в стороне, и не использовать их. Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, обучение становится личностно-ориентированным, и применение современных информационных технологий, как нельзя лучше могут помочь учителю спланировать свою работу в этом направлении.

Применение ИКТ в образовательном процессе позволяют повысить учебную мотивацию у учащихся, разнообразить формы и методы работы учителя и учащихся, позволяют объективно оценивать знания, умения, навыки учащихся, позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, позволяют расширить информационную базу при изучении нового материала

Система современного образования имеет разные  технологические возможности для реализации этих задач: ПК, проектор, компьютерные сети, ноутбуки, интерактивные классные доски, электронные книги и Интернет.

В педагогической и методической литературе выделяются несколько направлений применения информационных технологий в образовании, среди них востребованы в школьной учебной практике – четыре основных:

·     компьютер как средство контроля знаний;

·     лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования;

·     мультимедиа технологии, как иллюстративное средство при объяснении нового материала;

·     компьютер как средство самообразования.

Для достижения положительного эффекта от применения информационных технологий необходимо соблюдение определенных условий:

1)     Каждый предмет школьной программы имеет свои организационно-методические и содержательные особенности, в соответствии с которыми должен быть выбран момент «включения» в него ИКТ.

2)     Техническая обеспеченность школы, доступ всех учителей к компьютерным классам, ноутбукам, интерактивным доскам.

3)     Учитель должен сам уметь пользоваться компьютером, интерактивной доской, электронной книгой и т.д.

Необходимо выделить ступени,  которые должен пройти учитель для успешного использования и применения ИКТ.

1.     Набор текста, подготовка печатного материала для урока, печать отчетных документов (Microsoft office  WordMicrosoft office Excel) .

2.     Использование готовых учебных пособий, для проведения мультимедиа  уроков.

3.     Проведение зачета в компьютерном классе.

4.     Создание собственных презентаций и мультимедиа уроков.

5.     Участие в телекоммуникационных проектах, интернет конкурсах.

6.     Дистанционное обучение.

7.     Участие в интернет-конференциях и педсоветах.

8.     Публикация своих работ на сайте.

9.     Создание сайта и  блога.

Лишь пройдя все эти ступени, учитель может утверждать, что он в полной мере владеет современными информационными технологиями, и успешно  применяет их в своей трудовой деятельности.

Структуру деятельности учителя, в рамках использования современных информационных технологий можно представить следующими пунктами: урочная деятельность, внеурочная деятельность, научно-методическая деятельность, научно-исследовательская деятельность.

а) Урочная деятельность учителя включает в себя следующие возможности использования ИКТ: обычный урок с использованием дидактических и контрольно- измерительных пособий; урок – презентация нового материала; выход в компьютерный класс для проведения урока или тестирования; проектные задания для учащихся предусматривающие использования компьютерной техники.

б) Внеурочная деятельность учителя включает в себя следующие возможности использования ИКТ: участие в телекоммуникационных проектах; участие в конкурсах,  проводимых в сети Интернет и дистанционных олимпиадах; проведение классных часов с использованием ИКТ; проведение классных и школьных мероприятий.

в) Для научно- методической деятельности учителя ИКТ можно использовать в следующих направлениях: проведение диагностик и анализа ЗУН учащихся (графики, диаграммы); создание документов отчетности учителя, методических служб; подготовка дидактического материала для проведения урока; создание программ, элективных курсов; изучение школьной медиатеки.

г) В научно-исследовательской деятельности можно применять ИКТ в следующих направлениях: руководство научной деятельностью учащихся; проведение исследований; публикация своих работ в различных научных сборниках; развитие дистанционного обучения; участие в интернет – конференциях и педсоветах.

Таким образом, можно сделать вывод, что современные информационные технологии учитель может использовать не только на уроках, но и в своей методической, исследовательской деятельности, а также в работе с учащимися во внеурочное время.

  Проблемы применения компьютерных средств в процессе обучения во многом связаны с недостаточным уровнем компьютерной грамотности современного учителя. Средний возраст современных педагогов составляет примерно 40-45 лет, а это значит,  что большинство педагогов  не изучали информатику не в школе не в ВУЗе. Поэтому в основном применяют информационные технологии молодые педагоги, либо те педагоги, которые овладевали компьютером самостоятельно, либо на курсах.

Еще одна проблема, которую хотелось бы выделить, это техническое оснащение школ современной компьютерной техникой. На данном этапе почти все школы города и многие сельские школы имеют в своем распоряжении компьютерный класс. Но имеют ли учителя школ доступ в эти кабинеты, ведь нужно учитывать и такие факторы как занятость кабинета информатики, загруженность или нежелание учителей информатики оказывать помощь своим коллегам в подготовке и проведении уроков и других мероприятий. Доступ к интерактивной доске.

Еще одна проблема это подбор материала для урока, не всегда готовые пособия для проведения уроков отвечают требованиям программы и поэтому учитель должен сам уметь найти, отобрать материал и оформить для проведения урока.

Учитель должен знать какую долю учебного материала,  и в каком виде представить учащимся для реализации поставленных педагогических и дидактических задач. Важно это делать так, чтобы учащиеся не перенасытились, чтобы современные технологии из средства повышения мотивации не превратились в обыденность и повседневный способ обучения.  Так же важно помнить, что компьютер не может заменить учителя и выполнять его функции, необходимо живое общение между учащимися и учителем.

Современные информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы педагоги, выполняющие важную миссию – образование и воспитание  подрастающего поколения, не можем от этого поколения отставать.

Очень важно применять компьютер для проведения зачетов и экзаменов. Компьютер объективен, непредвзят, нет возможности списать, подсмотреть. На лицо истинные знания детей.

За информационными технологиями будущее и педагогам в нем есть место.

Яндекс.Метрика