Приветствую Вас, Гость

Применение информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Учитель информатики и  математики НОУ «Школа-интернат №23 ОАО «РЖД»  - Нечаева Светлана Анатольевна

Под влияние процесса информатизации в настоящее время складывается новая общественная структура – информационное общество. Информационное общество характеризуется высоким уровнем информационных технологий, развитыми инфраструктурами, обеспечивающими производство информационных ресурсов и возможности доступа к информации, процессами ускоренной автоматизации всех отраслей производства и управления изменениями социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности.

Процесс информатизации образования поддерживает интеграционные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциалов новых информационных технологий для развития личности обучаемого, повышения его креативности,  развития способности к альтернативному мышлению, формированию умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

Жизнь  показывает, что преуспевает только тот, кто умеет активно применять свои знания и опыт. В настоящее время уже никого не удовлетворяет простой пересказ фактов. Требования к ведению урока изменились: раньше использовали только мел и учебную доску; теперь – умение плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать, представлять и использовать информацию, применять мультимедиа и коммуникационные технологии.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставило меня задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активности на протяжении всего урока. Хочется использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания. За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача учителя состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся. Однако не факт, что использование компьютера на уроке даёт возможность легко овладеть математикой.

Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся. Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов.

На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании математики и информатики по следующим направлениям:

·        подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS Office Word, MS Office Excel, MS Office Publisher);

·        создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов;

·        использование тематических CD для организации деятельности обучающихся;

·        использование ЦОР сети Интернет;

·        использование тематических компьютерных тренажеров;

·        использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера;

·        применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся (тесты создаются в MS Office Excel, MS Office FrontPage, MS Office PowerPoint, конструкторе тестов).

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть, например, ребусы, занимательные задачи. На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности, так как дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи.

На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD, тренажеров для выполнения тренировочных упражнений.

Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту рефератов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации). Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие или обучающе-корректирующие. Я считаю, что тесты незаменимы для проведения контроля, т.к. помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля).

Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока.

Для того чтобы внеклассные мероприятия проходили продуктивного, красочно, наглядно, содержательно – использую интерактивные мультимедийные презентации, интерактивную доску.

Апробация моего преподавания по новой информационной технологии  показывает, что учащиеся с большим интересом изучают предметы «Математика» и «Информатика и ИКТ», охотно участвуют во Всероссийских и региональных олимпиадах, в школьных предметных декадах и внеклассных мероприятиях по предмету, в конкурсах газеты «Информатика. Приложение к 1 сентября», занимая призовые места. 

Яндекс.Метрика