Приветствую Вас, Гость

ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА  ПО КУРСУ

 «ИСТОРИЯ  РОССИИ В ЛИЦАХ»

 

Назарова Майя Константиновна, МБОУ «Гимназия № 9»,

г. Усолье Сибирское

 

В тезисах отражен опыт создания учебно-методических комплексов на базе электронных учебников  и использования их в учебном процессе гимназии. Рассмотрены вопросы структурирования учебного материала, функции учебников при обучении и контроле знаний, использование различных средств для развития учащихся.

 

Сегодня направление, связанное с внедрением информационно-коммуникационных технологий в практику преподавания, является одним из приоритетных в работе нашей гимназии. Выработка индивидуальной траектории профессионального саморазвития, повышение уровня мотивации и качества обучения, формирование информационной компетентности педагогов  - все это способствует созданию условий для перехода к качественно новому уровню образования на современном этапе – образованию на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Систематическое использование информационных технологий и компьютера в процессе преподавания способствует:

·     организации проектной деятельности учащихся под руководством учителей информатики, истории и обществознания;

·     изменению взаимоотношений учителя и учеников, повышению авторитета учителя, владеющего информационными технологиями и умеющего пользоваться  компьютером;

·     изменению отношения учащихся к  компьютеру и его возможностям,  они начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности.

Использование информационно коммуникационных технологий способно существенно углубить содержание изучаемого материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала.

С появлением компьютеров и вследствие этого появлением глобальных компьютерных сетей создаются принципиально новые (в отличие от книги, газеты, телевизора) методы человеческого общения, фиксируемые в новых социальных формах человеческих отношений, новых типах деятельности, новых архетипах (устойчивых формах) сознания и самосознания.

Создание электронных учебно-методических комплексов (далее – ЭУМК) в настоящее время приобретает широкую популярность, так как данный вид электронных  образовательных  ресурсов  систематизирует  учебно-методические материалы по предмету и облегчает организацию процесса обучения, формирования  системы знаний и умений,  а также понимания и    запоминания изучаемых понятий.

Обычно структура ЭУМК определяется его составом, в который входят следующие материалы:

·     учебно-программные (учебные программы, календарно-тематические планы, технологические карты занятий);

·      учебно-теоретические (учебник, учебные пособия, курс лекций, презентации);

·     учебно-практические (сборник ситуационных заданий и упражнений сборник задач, сборник контрольных или тестовых заданий, хрестоматии);

·     учебно-методические (методические рекомендации по изучению дисциплины, методические рекомендации по самостоятельной работе учащихся, по выполнению контрольных работ,  рефератов, исследовательских работ);

·     учебно-справочные (глоссарий – словарь терминов и персоналий;  словари, учебно-терминологические словари, учебно-информационные  справочники);

·     учебно-наглядные (альбомы, атласы, комплекты плакатов, фильмы, слайды).

При создании ЭУМК нужно учитывать:

·     возможность организации любой технологии обучения: очной, очно-заочной, дистанционной;

·     возможность постоянного обновления и пополнения практическими заданиями для учащихся и дополнительной информацией;

·     возможность демонстрации при помощи мультивидеопроектора в любой аудитории;

·     возможность выполнения заданий, как в электронном виде, так и в печатном;

·     возможность фрагментарного использования на любом этапе урока.

Учебно-методический комплект по курсу «История России в лицах» включает:

I.Учебную программу курса (АПР);

2.Систему и критерии оценки знаний учащихся;

3. Методическое обеспечение реализации АПР;

   3. 1. Электронный учебник (1,2 части);

   3. 2. Электронный справочно-информационный сборник;

   3. 3. Электронный сборник контрольно-измерительных  материалов (тематических и   обобщающих  тестов);

4.Списки используемой и рекомендуемой литературы;

5. Презентации для уроков.

Все материалы размещаются на компакт-дисках и имеют удобный, понятный интерфейс.

Электронный учебник как основа учебно-методического комплекта  является программным средством, позволяющим представить для изучения теоретический материал, организовать апробирование, тренаж  и самостоятельную творческую работу, помочь учащимся и преподавателю оценить уровень знаний по определенной тематике, использовать необходимую справочную информацию.

Для обеспечения дидактических функций УМК к электронному учебнику предъявлены следующие требования:

1.   Основной материал учебника определяет необходимый объем знаний, которым должен овладеть учащийся. Учебник имеет блочную структуру. Внутри каждой главы учебный материал дается в строгой логической последовательности. Вводимые понятия и алгоритмы предполагают наличие у учащихся знаний предыдущего материала.

2.   Основными структурными единицами учебного материала являются взаимосвязанные базовые фрагменты.

3.   Текстовые фрагменты  сопровождаются аудио- или видеоинформацией для выделения смысловых акцентов. Для представления разнородной или гипертекстовой информации используется  многооконный интерфейс.

4.       Текст учебника  сопровождается многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации.

5.       В электронном учебнике содержится дополнительный материал, а также материал для углубленного изучения тем.

6.       Наиболее важные элементы электронного учебника  имеют подсказки или пояснения.

7.       Справочно-информационный  сборник  содержит основные определения, наиболее важные даты истории, таблицы для сравнения, схемы.

8.       В электронном сборнике  имеются два вида тестов: тесты текущего опроса и итоговые, обобщающие тесты по каждому разделу.

9.       После изучения каждой структурной единицы учебного материала в электронном учебнике содержится материал для обобщения, представляющий изученный материал в более кратком виде (хронологические таблицы).

10.   Электронный учебник открыт для  развития (есть возможность дополнить материал учебника).

11.   Текст учебника  имеет возможность копирования, вывода на печать.

12.   Электронный УМК позволяет применять современные информационные технологи для повышения эффективности учебного процесса.

  Учебник по  курсу «История России в лицах» разработан в двух частях: I часть содержит фактологический материал о первых лицах государства с древнейших времен до начала XX века и II часть посвящена первым лицам государства XX века. Учебник содержит документы, иллюстрации, видеоматериалы. Имеются   рубрики «Это интересно», «Персоналии», «Историческая разноголосица», «Хронология событий», «Проверь себя», к каждой теме составлены проверочные тесты, предлагается список рекомендуемой литературы, адреса сайтов. Учебник не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала, обеспечивает проведение уроков различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса.

В целом, учебно-методические комплекты позволяют:

·     быстро внедрить новый учебный курс в учебный процесс;

·     создать современную учебную базу для профильного обучения;

·     снизить затраты на организацию и мониторинг учебного процесса с помощью ИКТ;

·     заменить регулирующую функцию учителя на консультационную и контролирующую;

·     обеспечить открытость учебно-методической деятельности учителя;

·     обеспечить принципиально новый уровень  доступности образования при сохранении его качества.

Несмотря на высокую трудоемкость процедуры первоначальной разработки электронного учебно-методического комплекса, издержки на его создание вполне окупаются при использовании в процессе обучения.  Грамотно построенный электронный комплекс можно не только применять на лекционных занятиях в качестве наглядного средства, но и предлагать учащимся для самостоятельного освоения учебного материала.

Опыт практического применения ЭУМК в учебном процессе показал, что данный программный продукт позволяет значительно облегчить работу, как учеников, так и преподавателя с учебной и методической документацией, активизировать процесс обучения за счет интеграции в учебный процесс возможности современных информационных технологий.

Яндекс.Метрика