Приветствую Вас, Гость

Использование компьютера для интеллектуального развития учащихся в процессе обучения математике

 

Найманова Татьяна Владилентовна,

«Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа №1

им. В.Б. Борсоева», п. Усть-Ордынский

 

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике  у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажная роль здесь отводиться информационным и телекоммуникационным технологиям, так как в настоящее время информационные и телекоммуникационные технологии стали неотъемлемой частью современного образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе, подготовить их к продуктивной деятельности в новых экономических условиях.

За последние несколько лет персональные компьютеры перестали быть экзотикой и вошли в повседневную жизнь. В нашей стране, как и во всём мире, идёт вытеснение «ручного» умственного труда компьютерным.Одним из основных требований при приёме на работу становиться умение пользоваться компьютером.

Есть разные мнения учителей о целесообразности  использования  компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков в 10,11 профильном  классе и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач. При закреплении изучаемого материала использую компьютерные  презентации  творческого характера по данной теме, которые, на заключительном уроке представляют и защищают учащиеся. Творческое задание позволяет расширить программные рамки. В 10- 11 классе использую уроки–презентации для организации учебного процесса с использованием информационных ресурсов Интернет, в том числе для подготовки к ЕГЭ. Это помогает учащимся проверить свои знания и более успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ.  Учащиеся работают над созданием презентаций по ключевым темам алгебры и начал анализа: «Степенные функции, их свойства и графики», «Методы решения показательных уравнений», «Методы решения логарифмических уравнений», «Методы решения тригонометрических уравнений», «Применение  производной к исследованию функции на экстремумы, отыскание наибольших и наименьших значений функции» и составляют подборку задач из материалов ЕГЭ по заданной теме. Каждый комплект слайдов позволяет отработать прочные навыки по изучаемой теме, неоднократно вернуться к тому или иному вопросу. На таких  уроках  у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой.

На протяжении последних лет в нашей школе на базе 10 классов создаются ИРГУПС – классы с углубленным изучением математики, физики, информатики, черчения.  Обучение  по этим предметам ведется по программам, сопряженным с программами вузов. Перед сессией учащиеся посещают консультации, которые проводят преподаватели вуза. Также проводятся практические и лабораторные работы по физике, информатике на базе лабораторий университета. Учащиеся выступают с докладами на научно-практических конференциях для учащихся профильных классов, региональных технических олимпиадах по вышеназванным предметам. Вся деятельность учащихся невозможна без знания основ ИКТ.

Включение в ход  урока  информационно–компьютерных технологий делает процесс обучения  математике  интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные моменты применения информационно–компьютерных технологий, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Компьютер может и должен рассматриваться как могущественный рычаг умственного развития ребёнка. Решая, компьютерные тесты учащийся получает объективную оценку своих знаний и умений и рекомендации по ликвидации пробелов. Конфиденциальность полученных результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье ребёнка. 

Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. Важной методической задачей, в плане применения компьютера, является обучение решению задач, а так же некоторым основным способам математических действий, алгоритмам. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляет всемирная сеть Интернет, становятся доступны учащимся. Компьютерный урок характеризуется, прежде всего, интенсивностью использования компьютера, которая может быть оценена процентом времени общения учащихся с компьютером по отношению ко всему времени урока. Изменение технологии получения знаний на основе таких важных дидактических свойств компьютера, как индивидуализация и дифференциация учебного процесса при сохранении его целостности; ведёт к коренному изменению роли педагога. Главной его компетенцией становится роль помощника, консультанта, как в мире знаний, так и в становлении у ученика целостного качества быть Личностью.

Компьютер практически решает проблему индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея, в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для ученика, чем штудирование скучных страниц учебника. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т. д. На компьютере ученик получает возможность довести решение любой проблемы до конца, опираясь на необходимую помощь. В связи с ограниченными техническими возможностями школы я использую компьютерные технологии в комплексе с традиционными методами обучения.   Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны  математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Литература:

1.       Зайцева С. А., Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании».

2.       Захарова И.Г.  Информационные технологии в образовании. Москва. Академия. 2003. – 192 с.

Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б. и др. Информационные технологии в сфере образования. Москва. Янус, 2004. -248 с.
Яндекс.Метрика