Повышение эффективности обучения истории на основе
информационных технологий
Михайлова В.М.
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 10» г. Зима
В процессе обучения истории и обществознанию
наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит через
интерактивные формы, методы и технологии обучения, что значительно активизирует
познавательную деятельность учащихся.
Именно
поэтому в своей педагогической деятельности я использую интерактивные формы,
методы и технологии.
Особое
место в моей работе занимает вовлечение
учащихся в учебную деятельность на основе исследовательских технологий. Для реализации исследовательских проектов организую
групповую и индивидуальную работу учащихся. Учащиеся в рамках работы
проектных групп выполняют следующие виды деятельности:
·
поиск
и обработка информации
· анализ документов
· проведение опроса;
·
выдвижение гипотез и проверка их
·
написание
и защита творческих работ
·
подготовка
презентации
·
участие
в научно-практических конференциях
В
ходе проектной работы учащиеся осваивают определенные методы работы в
Интернете: поиск социальной информации по теме, используя различные поисковики,
носители; учатся различать в социальной информации факты; приобретают умения
работать с первоисточниками, составлять таблицы, интерактивные карты, готовят
презентации. Все это позволяет решать многообразные учебные и развивающие
задачи.
Век
информационных технологий требует от нас умений быстро и эффективно работать с
информацией. Методы «инсерт», «мозговая атака», «кластер» и «синквейн»
позволяют научиться обрабатывать информацию в большом объеме. Главное -
соответствуют трем стадиям познания: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии
«Вызова» нужно заинтересовать школьника, создать ассоциации, мотивировать.
Здесь можно применить прием «мозговой
штурм». «Инсерт» (осмысление)- прием маркировки текста – это интерактивная
системная разметка для эффективного чтения и размышления (работа с историческими
документами). Часто
на уроке во время работы с текстом с этим приёмом у нас возникают
оживлённые дискуссии, поскольку отношение к получаемой информации у всех
разное. Анализируя текст, мы используем
следующие знаки для пометок:
·
Совпало с моими представлениями
·
Новое содержание
·
Не совпало с моими представлениями
·
Вызывает сомнение или непонимание
·
Интересно
·
Важная мысль
Благодаря
методу «инсерт» развиваются аналитические способности учащихся.
Ещё один интересный приём, который
используется в этой технологии — кластеры.
Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем
информацию до знакомства с основным источником — текстом в виде вопросов или
заголовков смысловых блоков, так и для разработки стратегии урока в целом. Кластеры (гроздья) — выделение смысловых единиц
текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди.
С помощью «Кластера» учащиеся графически отображают свои размышления. В центре — главное понятие, а вокруг —
смысловые единицы.
Следующий этап «рефлексия». Данный прием заставляет ученика обдумывать,
рассуждать, сравнивать, давать свою оценку происходящему - происходит возврат к заданиям на
стадии вызова. Здесь важно установление причинно-следственных связей, написание
эссе или письменного ответа.
Возможна также организация дискуссий, круглых столов. На этой стадии
возможно составление синквейна. С помощью «синквейна» можно оценить понятийный багаж
учащихся.
Там,
где есть нескольких вариантов решения проблемы и, соответственно, получение
нескольких верных ответов применяется технология кейс-стади. Для доказательства правильности и обоснованности
своей позиции школьники используют
систему аргументов.
На
лабораторно-практических занятиях вместе
с детьми обращаемся к электронной
базе данных: «Персоналии», «Словарь», «Статистика». Провожу конкурсы «Угадаете кто?» (для этого
использую фотографии, и биографические справки из раздела «Персоналии»); «О
каком событии рассказывает документ?» (формируется на основе подборки
документов); «Определите события, отраженные на карте»;
Постигая
методику исторического исследования, ученики овладевают основными способами
познавательной работы:
·
работа
с источниками,
·
учащиеся овладевают историческим анализом,
·
восстанавливают
последовательность событий, устанавливают причинно- следственные связи,
восстанавливают целостную картину событий по фрагментам, строят свои версии,
·
развивают
умение формулировать сделанные выводы.
Применение
ИКТ в учебном процессе повышает мотивацию учения, познавательный интерес
учащихся, эффективность самостоятельной работы; коллективную
исследовательскую деятельность учащихся, создают необходимый уровень
вариативности, дифференциации обучения.
Использование
ИКТ позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической
эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в
конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.