Приветствую Вас, Гость

Повышение эффективности обучения истории на основе информационных технологий

Михайлова В.М.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10» г. Зима

 В процессе обучения истории и обществознанию наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит через интерактивные формы, методы и технологии обучения, что значительно активизирует познавательную деятельность учащихся.

Именно поэтому в своей педагогической деятельности я использую интерактивные формы, методы и технологии.

Особое место в моей  работе занимает вовлечение учащихся в учебную деятельность на основе исследовательских технологий. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и индивидуальную работу учащихся. Учащиеся в рамках работы проектных групп выполняют следующие виды деятельности:

·               поиск и обработка информации

·         анализ документов

·         проведение опроса;

·               выдвижение  гипотез и проверка  их

·               написание и защита творческих работ

·               подготовка презентации

·               участие в научно-практических конференциях

В ходе проектной работы учащиеся осваивают определенные методы работы в Интернете: поиск социальной информации по теме, используя различные поисковики, носители; учатся различать в социальной информации факты; приобретают умения работать с первоисточниками, составлять таблицы, интерактивные карты, готовят презентации. Все это позволяет решать многообразные учебные и развивающие задачи.

Век информационных технологий требует от нас умений быстро и эффективно работать с информацией. Методы «инсерт», «мозговая атака», «кластер» и «синквейн» позволяют научиться обрабатывать информацию в большом объеме. Главное - соответствуют трем стадиям познания: вызов, осмысление, рефлексия. На стадии «Вызова» нужно заинтересовать школьника, создать ассоциации, мотивировать. Здесь  можно применить прием «мозговой штурм».  «Инсерт» (осмысление)- прием маркировки текста – это интерактивная системная разметка для эффективного чтения и размышления (работа с историческими документами). Часто  на уроке во время работы с текстом с этим приёмом у нас возникают оживлённые дискуссии, поскольку отношение к получаемой информации у всех разное.  Анализируя текст, мы используем следующие знаки для пометок:

·               Совпало с моими представлениями

·               Новое содержание

·               Не совпало с моими представлениями

·               Вызывает сомнение или непонимание

·               Интересно

·               Важная мысль

Благодаря методу «инсерт» развиваются аналитические способности учащихся.

Ещё один интересный приём, который используется в этой технологии — кластеры.  Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником — текстом в виде вопросов или заголовков смысловых блоков, так и для разработки стратегии урока в целом. Кластеры (гроздья) — выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди.

 С помощью «Кластера» учащиеся  графически отображают свои размышления. В центре — главное понятие, а вокруг — смысловые единицы.

Следующий этап «рефлексия». Данный прием заставляет ученика обдумывать, рассуждать, сравнивать, давать свою оценку происходящему - происходит возврат к заданиям на стадии вызова. Здесь важно установление причинно-следственных связей, написание эссе или письменного ответа.

Возможна также организация дискуссий, круглых столов. На этой стадии возможно составление синквейна. С помощью «синквейна» можно оценить понятийный багаж учащихся.

Там, где есть нескольких вариантов решения проблемы и, соответственно, получение нескольких верных ответов применяется технология кейс-стади. Для  доказательства правильности и обоснованности своей позиции  школьники используют систему аргументов.

        На  лабораторно-практических занятиях вместе  с детьми  обращаемся к электронной базе данных: «Персоналии», «Словарь», «Статистика». Провожу   конкурсы «Угадаете кто?» (для этого использую фотографии, и биографические справки из раздела «Персоналии»); «О каком событии рассказывает документ?» (формируется на основе подборки документов); «Определите события, отраженные на карте»;

Постигая методику исторического исследования, ученики овладевают основными способами познавательной работы:

·               работа с источниками,

·                учащиеся овладевают историческим анализом,

·               восстанавливают последовательность событий, устанавливают причинно- следственные связи, восстанавливают целостную картину событий по фрагментам, строят свои версии,

·               развивают умение формулировать сделанные выводы.

Применение  ИКТ в учебном процессе повышает  мотивацию учения, познавательный интерес учащихся, эффективность самостоятельной работы;  коллективную  исследовательскую деятельность учащихся, создают необходимый уровень вариативности, дифференциации обучения.

Использование   ИКТ позволяет  воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повышает интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

Яндекс.Метрика