ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(из опыта работы)
Матецкая Елена
Владимировна,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», г. Иркутск
«Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции».
Сухомлинский.
География
самая романтическая область знаний, т.к. она изучает нашу
планету – такую близкую и многообразную, таящую в себе множество неразгаданных
тайн. А все неизвестное издавна манило людей, заставляло отправляться в
путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. В наш век практически не
осталось белых пятен на карте. И, тем не менее, открытия можно совершать и на
школьных уроках, при чтении книг, узнавая что-то новое и необычное. Проблема
активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала
весьма актуальной, т.к. качество знаний школьников резко ухудшилось.
Урок географии… Этот
школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном
плане. С одной стороны – точная наука, в которой все подчиняется строгим
законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и
исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и
путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий
широчайшими воспитательными возможностями.
Почему
падает престиж школьной географии?
Возможные причины:
1) Современные ученики
стали намного прагматичнее по сравнению с
учащимися советского периода и соответственно плотно изучают такие предметы,
которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география, к
такого рода, предметам не относится, к сожалению.
2) Как ни странно,
научно-технический прогресс. Цифровая революция
привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить
практически моментальный доступ к любой информации, в т.ч. и географического
плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация… Зачем нужно учить суховато
написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно
зайти в сеть и посмотреть любую информацию о разных территориях Земли. В
крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами и учебниками. При
этом ученику как бы все равно, что учебник направлен на выработку системного и
комплексного мышления, а в интернете все хаотично. Ему подавай здесь и сейчас.
3) В нашем обществе до
сих пор на географию смотрят как на чисто описательную науку,
а на географов как на чудаковатых личностей, которые от нечего делать куда-то
там ездят и чего-то там собирают (камушки и листочки разные). Соответственно в
головах обывателей география представлена в образе несерьезного, а значит не
заслуживающего сколь-нибудь почтительного отношения, вида человеческой
деятельности. А отсюда (родители – их дети) проистекает и соответствующее
отношение к изучению такого школьного предмета, как география.
4) Сокращение часов на
школьную географию.
Перманентные угрозы ликвидировать сам предмет школьной географии или в лучшем
случае инкорпорировать в какие-то другие предметы. Все это создает нервозную
обстановку среди учителей географии и явно не способствует прямому
предназначению педагога – хорошо учить своему предмету. А родители учеников,
видя ситуацию со школьной географией, рассуждают примерно так: «Вот идет сокращение
часов на школьную географию. Значит в „начальственно-педагогических верхах"
посчитали, что этот предмет не столь актуален и его можно изучать по
остаточному принципу. Тогда зачем моему ребенку напрягаться. Лучше пусть больше
сил и времени мы уделим изучению каких-то других предметов. 5ем более эти
предметы понадобятся при поступлении моего ребенка в вуз!
5) Большинство
учебников по школьной географии написано формализованно-сухим языком и не могут
вызвать всплеск интереса к изучению данного предмета.
Конечно, по содержанию все правильно (хотя и здесь бывают ляпы). Но ученик-это
же не научный работник, для которого степень формализации научной дисциплины,
безусловно, важна! Или другая крайность, когда учебник превращается в подобие
комиксов или какой-то географической книги Гиннеса (обилие картинок и перебор в
фактологическим материалом типа самый-самый). А научное содержание
выхолащивается в ущерб чисто визуального восприятия. Видимо авторы таких
„учебников" считают что этого вполне достаточно для современных молодых людей с
их мозаично-клиповым сознанием, не способных к цельному восприятию.
"География для
всех не только звук! География - опора и основа всех наук!"
География - самый интересный,
романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое
природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной
сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии,
которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало
неотъемлемой частью образовательной среды.
В модернизации системы географического
образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В
настоящее время мы не мыслим современный урок без возможности показать
фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного
материала.
Знания ИКТ значительно облегчило мою
подготовку к уроку. Уроки становятся более интересными, динамичными,
запоминающимися, нетрадиционными. При интегрировании современных педагогических
технологий и ИКТ стимулируется познавательный интерес к географии, создаются
условия для мотивации к изучению предмета.
Использование ИКТ позволяет повысить
интерес учащихся к географии: проводить уроки на высоком
эстетическом и эмоциональном уровне; реализовать индивидуализацию и
дифференциацию обучения; повысить объём выполненной работы на уроке,
усовершенствовав контроль знаний; рационально организовать учебный
процесс; обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным
библиотекам; сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную
работу, развивать критическое мышление. Это особенно
актуально в настоящее время, когда наш предмет переживает не лучшие времена
– сокращение часов, многие учащиеся недостаточно усваивают
фактический материал.
Я работаю по следующим направлениям:
·
использование готовых программных продуктов;
·
работа с ресурсами Интернет.
Создание презентации – это творческий
процесс с элементами проектной деятельности. Презентация позволяет
увеличить темп урока, привлекает внимание учеников, что очень важно. Кроме
собственных презентаций широко использую презентации детей.
Учащиеся оценивают работу одноклассников, возникает интерес к
поиску необходимой информации в различных источниках. Создается
библиотека презентаций по темам географии 6-11 классов.
Опыт показывает, что применение
ИКТ на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет
возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к
предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий, что ведёт к
интенсификации процесса обучения. Но нужно помнить и о живом слове
учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно
быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе
обучения и воспитания.
Я твердо убеждена, что
ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения
качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука География
удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и
талантливых поклонников.
Таким образом,
использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и
во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая
учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.