Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(из опыта работы)

 

Матецкая Елена Владимировна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», г. Иркутск

 

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции».

 Сухомлинский.

 

География самая романтическая область знаний, т.к. она изучает нашу планету – такую близкую и многообразную, таящую в себе множество неразгаданных тайн. А все неизвестное издавна манило людей, заставляло отправляться в путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. В наш век практически не осталось белых пятен на карте. И, тем не менее, открытия можно совершать и на школьных уроках, при чтении книг, узнавая что-то новое и необычное. Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, т.к. качество знаний школьников резко ухудшилось.

Урок географии… Этот школьный предмет стоит особняком среди других дисциплин, значащихся в учебном плане. С одной стороны – точная наука, в которой все подчиняется строгим законам, а каждое предположение проверяется на практике путем опыта и исследования. С другой стороны, география – предмет мечтателей и путешественников, позволяющий раздвинуть привычные рамки и границы и обладающий широчайшими воспитательными возможностями.

Почему падает престиж школьной географии?

Возможные причины:

1) Современные ученики стали намного прагматичнее по сравнению с учащимися советского периода и соответственно плотно изучают такие предметы, которые пригодятся даже не в жизни, а при поступлении в вузы. А география, к такого рода, предметам не относится, к сожалению.

2) Как ни странно, научно-технический прогресс. Цифровая революция привела к появлению электронных носителей информации и к возможности получить практически моментальный доступ к любой информации, в т.ч. и географического плана. Интернет, электронные карты, GPS-навигация… Зачем нужно учить суховато написанные учебники по географии и рассматривать бумажные атласы, когда можно зайти в сеть и посмотреть любую информацию о разных территориях Земли. В крайнем случае, приобрести DVD с географическими фильмами и учебниками. При этом ученику как бы все равно, что учебник направлен на выработку системного и комплексного мышления, а в интернете все хаотично. Ему подавай здесь и сейчас.

3) В нашем обществе до сих пор на географию смотрят как на чисто описательную науку, а на географов как на чудаковатых личностей, которые от нечего делать куда-то там ездят и чего-то там собирают (камушки и листочки разные). Соответственно в головах обывателей география представлена в образе несерьезного, а значит не заслуживающего сколь-нибудь почтительного отношения, вида человеческой деятельности. А отсюда (родители – их дети) проистекает и соответствующее отношение к изучению такого школьного предмета, как география.

4) Сокращение часов на школьную географию. Перманентные угрозы ликвидировать сам предмет школьной географии или в лучшем случае инкорпорировать в какие-то другие предметы. Все это создает нервозную обстановку среди учителей географии и явно не способствует прямому предназначению педагога – хорошо учить своему предмету. А родители учеников, видя ситуацию со школьной географией, рассуждают примерно так: «Вот идет сокращение часов на школьную географию. Значит в „начальственно-педагогических верхах" посчитали, что этот предмет не столь актуален и его можно изучать по остаточному принципу. Тогда зачем моему ребенку напрягаться. Лучше пусть больше сил и времени мы уделим изучению каких-то других предметов. 5ем более эти предметы понадобятся при поступлении моего ребенка в вуз!

5) Большинство учебников по школьной географии написано формализованно-сухим языком и не могут вызвать всплеск интереса к изучению данного предмета. Конечно, по содержанию все правильно (хотя и здесь бывают ляпы). Но ученик-это же не научный работник, для которого степень формализации научной дисциплины, безусловно, важна! Или другая крайность, когда учебник превращается в подобие комиксов или какой-то географической книги Гиннеса (обилие картинок и перебор в фактологическим материалом типа самый-самый). А научное содержание выхолащивается в ущерб чисто визуального восприятия. Видимо авторы таких „учебников" считают что этого вполне достаточно для современных молодых людей с их мозаично-клиповым сознанием, не способных к цельному восприятию.

"География для всех не только звук! География - опора и основа всех наук!"

География - самый интересный, романтичный и увлекательный предмет. Каждый объект на нашей планете, каждое природное явление, процесс сверкают многочисленными гранями своей глубинной сущности. Увидеть их на уроках географии помогают компьютерные технологии, которые просто ворвались в современный образовательный процесс. ИКТ стало неотъемлемой частью образовательной среды.

В модернизации системы географического образования одним из направлений является внедрение компьютерных технологий. В настоящее время  мы не мыслим современный урок без возможности показать фрагмент научно-популярного фильма, презентации, теста, схемы, иллюстративного  материала.

Знания ИКТ значительно облегчило  мою подготовку к уроку.  Уроки становятся более интересными, динамичными, запоминающимися, нетрадиционными. При интегрировании современных педагогических технологий и ИКТ стимулируется познавательный интерес к географии, создаются условия для мотивации к изучению  предмета.

Использование ИКТ позволяет повысить интерес  учащихся к географии: проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне; реализовать индивидуализацию и дифференциацию обучения; повысить объём выполненной работы на уроке, усовершенствовав контроль знаний;  рационально организовать учебный процесс; обеспечить доступ к  различным справочным системам, электронным библиотекам;  сделать больший акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу, развивать критическое   мышление.  Это особенно актуально в настоящее время, когда наш предмет переживает не лучшие времена – сокращение часов, многие учащиеся  недостаточно усваивают фактический материал. 

Я работаю по следующим направлениям:

·       использование готовых программных продуктов;

·       работа с ресурсами  Интернет.

Создание презентации – это творческий процесс с элементами проектной деятельности.  Презентация позволяет увеличить темп урока, привлекает внимание учеников, что очень важно. Кроме собственных презентаций широко использую презентации  детей. Учащиеся  оценивают работу одноклассников,  возникает интерес к поиску необходимой информации в различных источниках.  Создается библиотека презентаций по темам географии 6-11 классов. 

Опыт показывает, что применение  ИКТ  на уроках географии и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества, как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших технологий,  что ведёт к интенсификации процесса обучения.  Но нужно помнить и  о живом слове учителя, о работе учащихся с учебником, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

Я твердо убеждена, что ИКТ в работе учителя географии дают необозримые возможности в деле повышения качества обучения, развивают педагогику сотрудничества. Древняя наука География удивительно молодеет, приобретает новое творческое лицо, юных почитателей и талантливых поклонников.

Таким образом, использование современных информационно-коммуникационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности – это не дань моде, а необходимость, позволяющая учащимся и учителю более эффективно решать стоящие перед ними задачи.

Яндекс.Метрика