Региональная научно-практическая конференция «Информационно-
коммуникационные технологии в педагогической деятельности»
Тема: «Организация проектной
деятельности с использованием ИКТ»
Автор: Масленникова Елена Анатольевна, учитель английского языка МОУ «СОШ №8
им.А.С.Пушкина» г . Черемхово, Иркутской области
Стиль жизни современного человека
сильно повлиял на его возможности в получении информации. Объективно существующая
информационная среда включает в себя следующие области:
Ø книги (художественные, учебные, а
также справочная, научно-популярная литература);
Ø периодическая печать;
Ø радио- и телевизионное вещание;
Ø мультимедийные аппаратные и программные средства;
Ø глобальные и локальные сети
образовательного , общего и специального назначения.
Проникновение компьютеров
и информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) во все сферы жизни
современного человека не могло не затронуть
и образование.
Использование ИКТ актуально на современном этапе развития образования,
т.к. формирует различного рода компетенции: коммуникативную, кооперативную,
информационную, IT- компетенцию.
Чем раньше учитель начинает использовать
возможности компьютерной поддержки урока, тем результативнее работы
учащихся, выше их познавательная активность и учебная мотивация к уроку.
Принцип индивидуально- личностного обучения больше
всего реализуется на этапе самостоятельной работы учащихся с использованием компьютеров. Организация
парной работы над различными упражнениями, с включением учащихся из разных
групп, способствует формированию навыка рефлексии, взаимоконтроля и различного
вида компетенций, указанных выше.
Использование
слайдовой презентации при подготовке
урока значительно облегчает работу
учителя , вносит «живые нотки» в
содержание и ход урока: помогает
плавному переходу от одного этапа урока к другому, координирует виды деятельности
учащихся - от теоретических до практических, оказывает огромное влияние на развитие психических процессов (внимание,
память, мышление, наблюдательность, догадка и т.п.).
Как показывает современная практика,
использование Интернета в учебных целях - реалия сегодняшнего дня. Участие в
различных телекоммуникационных проектах, конференциях, возможность подключения
к библиотекам мира, просто опроса о насущных проблемах жителей любой точки
планеты - все это расширяет мир ученика, привносит в его жизнь большое
количество информации.
Проектная деятельность является одной их технологий, обеспечивающей
личностно - ориентированное воспитание и обучение, так как она вбирает в себя и другие современные
технологии, например, обучение в сотрудничестве, информационно - коммуникационную
технологии и другие.
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый
учащимися вид творческой деятельности, а также результат этой деятельности,
которым присущи отличительные особенности:
– наличие личностно значимой
проблемы, социально значимых целей и задач, средств достижения поставленных
целей и задач;
- самостоятельное планирование действий
по разрешению проблемы;
– самостоятельный поиск информации
через интернет и мультимедийные
библиотеки, ее обработка и осмысление;
– творческое оформление «продукта»,
представляющего результаты этой деятельности (плакат, реферат, изделие, модель,
альманах, мультимедийная презентация и т.п.);
– презентация «продукта» и его
социальной значимости;
– наличие сопровождающей и отчетной
документации;
– рефлексия собственной деятельности.
Внешний
результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний
результат – опыт
деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе
знания и умения, компетенции и ценности.
Е.С. Полат выделяет следующие типы
проектов:
компоненты тип |
Структура |
Мотивация учащихся |
Результат |
Исследовательский |
Хорошо продуманная |
Заинтересован- ность |
Экспериментальные и опытные
работы |
Творческий |
Не детально проработанная |
Принимают схему структуры |
Сочинения, фильмы, стенгазеты и
т.д. |
Ролево - игровой |
Намечается и остается открытой
до окончания проекта |
Выбор роли каждым участником |
Может быть обговорен , а может
вырисовываться к концу работы |
Практико-ориентированный |
Возможен сценарий |
Социальные интересы |
Видеофильм, спектакль, программа
действий, проект закона и т.д. |
Метод проектов можно и нужно
применять. Он позволяет закреплять полученные на уроках ЗУНы, усваивать новую
информацию в ходе проектной деятельности, способствует развитию общеучебных умений и навыков и компетенций.
Практика работы по УМК М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием»
помогла ввести и систематизировать уроки—проектной деятельности . Неудовлетворительных
оценок, как правило, на таких уроках ученики не получают, так как
осуществляется дифференцированный подход и возможность постоянного динамического
общения учащихся между собой в рамках учебной деятельности, которая
инициируется со стороны любого из участников.
Примерная тематика
учебных проектов учащихся, разработка которых
осуществлялась параллельно с изучением определенной темы учебника:
четверть |
5 класс |
6 класс |
7класс |
9 класс |
1 |
«Мое расписа- ние» Unit1/Section1 |
«Моя любимая книга» Unit5/Section3 |
«Суеверия: из прошлого
в настоящее» Unit1/Section8 |
«Друзья в моей
жизни» Unit1/Section1 |
2 |
«Наши планы на выходные» Unit2/Seсtion3 |
«Животные в нашей жизни» Unit6/Section2 |
«По странам и
континентам» Unit2/Section9 |
«Откуда пришли
эти географи- ческие названия?» Unit2/Section1 |
3 |
«Мое хобби» Unit3/Section2 |
«Мое семейное
древо» Unit7/Section1 «Моя любимая еда» Unit7/Section3 |
«Моя школа-
моя крепость!» Unit3/Section8 |
«Наши права и обязанности» Unit3/Section3 |
4 |
«Мой взгляд на
Лондон» Unit4/Section3 |
«Любимые
праздники моей семьи» Unit8/Section2 |
«Мы - за
здоровый образ жизни!» Unit4/Section4 |
«Экстрим-это для
меня!» Unit4/Section3 |
Итоговые презентации
проектов учащихся являются ценным материалом для пополнения методической
копилки учителя, а так же рабочим материалом при рассмотрении того или
иного аспекта выдвигаемой учащимися проблемы, помогают организовать
сопоставительный анализ приобретенных умений и навыков учащихся разных
поколений, являясь своеобразной «капсулой времени».
Литература:
1.О.В.Захарьина. Английский язык.4-11
классы. Современные образовательные технологии: конспекты уроков. - Волгоград: учитель,2009.-169с.
2.В.В.Копылова. Методика проектной
работы на уроках английского языка: методическое пособие.-2-е изд., стереотип.
- М.:Дрофа,2004.-96с.