ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ
СОВРЕМЕННЫХ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ
Малинина А. В.
МОУ «Средняя
образовательная школа №12», г. Усолье-Сибирское
Если ученик не
научится в школе сам ничего творить,
то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые, научившись копировать,
умели делать самостоятельное приложение этих сведений.
Л.Н.Толстой
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено
стремление узнавать и создавать.
Одна из ведущих задач урока изобразительного искусства – это творческое
развитие личности ребёнка и особое внимание обращается на развитие воображения
и фантазии. А как при отсутствии иллюстративной поддержки, музыкального и
литературного сопровождения, на каждом уроке дать возможность творить?
Острая проблема иллюстративной поддержки уроков существовала всегда и, естественно,
назрела необходимость поиска новых средств обучения. Современные информационно
- образовательные технологии, на мой взгляд, именно то, что призвано помочь
учителю ИЗО в его деятельности.
В 5-6 классе использование ИКТ направлено на развитие критичности и
самостоятельности мышления, развитие логического и эвристического мышления, формирование
вариативного мышления и тренировку памяти.
В 7–8 классе с помощью ИКТ можно проводить тренинги мышления решением
нестандартных задач, развивать
ассоциативное и образное мышление, обучить
приемам и методам фантазирования.
Привычную школьную доску заменяет
огромный электронный экран. На этом экране «происходит» с помощью видеоряда,
звука и текста виртуальное «путешествие во времени и пространстве». Взаимодействие
осуществляется одновременно по всем каналам восприятия: «текст – звук – видео - цвет».
Блок презентаций в программе Power Point
по теме: «Связь времен в народном искусстве» позволяет сохранить наглядный
смысл, связь с фольклором, с народными корнями искусства, раскрыть присущий детству
наивно – декоративный язык изображения и образность, игровую атмосферу, связанную
непосредственно с народными формами и декоративными функциями искусства в
современной жизни. Данный акцент на традиции и промыслы несет в себе
историческую связь прошлого с настоящим.
Презентационные наглядные материалы позволяют освоить каждую роспись в отдельности,
требования к обработке, методы нанесения мазков, работу кисти, смешение красок,
распознание определенных сочетаний цветов, характерных для каждой народной
росписи. Заключительный урок - проект,
нацелен на закрепление изученного материала, где так же в игровой
непринужденной обстановке, работая в группах, учащиеся умело пользуются языком декоративного
искусства, понимают значение древних корней народных промыслов, видят
взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором. Хотя урок ориентирован
на работу в группах, есть возможность для
проявления индивидуальности учащихся, что, несомненно, способствует развитию творческих способностей.
По теме «Древние корни народного искусства», помимо подготовленных
презентаций используются и фрагменты мультипликационного фильма «Домовенок
Кузя», что помогает в увлекательной игровой форме научить каждого видеть в элементах мультипликации что-то
необычное, что доставляет воспитанникам море удовольствия и позволяет создать
на уроке сказочную игровую ситуацию. Дети погружаются в виртуальный мир творчества и становятся
непосредственными его участниками. Результатом такого участия стал альбом «Мы
мастера народных промыслов», в который вошли лучшие работы пятиклассников,
выполненные в течение I и II четвертей. Заслужить право поместить в этот альбом
свои работы, стало прекрасным стимулом для творческой деятельности
учащихся. А использование компьютера позволяет создавать на каждом уроке
ситуацию успеха, заставить каждого ребенка поверить в свои возможности, бережно
и нежно тронуть те струнки детской хрупкой души, которые помогают ему
раскрыться, проявить свои творческие способности и получить удовлетворение от
собственного труда.
В 6 классе особый настрой и атмосферу сотрудничества помогают создать
различные мультимедийные учебные пособия. Это и электронные художественные
энциклопедии, и учебные фильмы из серии «Учимся рисовать» и др.
Использование компьютерных технологий позволяет погрузить детей в
мир познания связи искусства с жизнью, развивать их творческие способности. В
ходе обучения изобразительному искусству учащиеся выступают в роли и художников,
и зрителей. Зрительный ряд каждого урока представлен не только произведениями
великих художников, классиков и музыкантов, но и выставкой лучших работ юных
художников.
Уроки с игровым сценарием помогают в творческой атмосфере проверить
полученные ранее знания и умения. Здесь присутствует и дух поддержки товарища
по команде, и дух соперничества со своими же одноклассниками, что не может не
активизировать творческую энергию, раскрепостить, доказывая, отстаивая свою
точку зрения.
Межпредментые связи на уроке — это путь к получению воспитанниками
наиболее глубоких знаний по всем предметам. Так в 7 классе на
интегрированном уроке – исследовании «В
поисках гармонии», разработанным совместно с учителем литературы, учащиеся сопоставляют
три, казалось бы, несопоставимых произведения – это притча о добром самаритянине,
сказка-быль А. Платонова «Неизвестный цветок» и картина Рембрандта «Блудный
сын». Рассуждают, раскрывают философские понятия добра и зла, жизни и смерти,
любви и предательства. Самостоятельно находят живописный строй каждого произведения. На заключительном этапе
урока учащиеся садят маленький, хрупкий росток в горшок, поливают и делают
вывод, что самое важное – «ближнему делать добро», потому что только для этого послан
человек в жизнь. А ведь все это и есть самостоятельный творческий поиск
подростка!
В развитии творческой активности учащихся особое место занимает проектная
деятельность. Восьмиклассниками с огромным удовольствием был принят проект «Уютная квартира». В технологии «метод проекта» привлекает его нацеленность на
актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и
общественно значимый результат, атмосфера делового сотрудничества учителя и
учащегося.
Для осуществления поставленных задач создается особое пространство
взаимоотношений, обеспечивающее деятельность и учителя, и ученика в новом образовательном
пространстве. Именно в проектной деятельности создаются условия для появления у
ребят мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации
собственной "Я-концепции” ("Я могу”, "Я хочу”, "Я нравлюсь” и т.д.), для
освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. Участие в
проекте позволяет приобрести воспитанникам уникальный опыт, невозможный при
других формах обучения.
Ребята привлекаются к самостоятельной подготовке к урокам – создание сообщений,
докладов, рефератов и творческих работ по искусству. При выполнении заданий ученики
пользуются как средствами Интернета, так и энциклопедиями, учебными пособиями
на CD-ROM, которые имеются в наличии в школьной медиатеке и в домашних
коллекциях самих учащихся.
Такой вид деятельности позволяет формировать способности учащихся к
самостоятельному поиску необходимой информации, развивать умения не только
найти, но правильно работать с такой информацией. А для того, чтобы их работа была
продуктивной и планомерной, даются рекомендации по поиску и обработке
информации.
А главное, учителю легко увидеть «звездочек» - творчески-одаренных,
неординарных детей. Ведь каждая работа неповторима, уникальна, и ребенок,
выполняя ее, вкладывал свою душу, свое видение мира, свою фантазию. А открытие
в себе неповторимой индивидуальности помогает в дальнейшем реализовать себя в
учебе, творчестве, в общении с друзьями. Взволновав, побудив интерес на уроках,
дети задумываются, идут дальше, ищут нестандартные решения. Свой творческий
поиск одаренные дети представляют на научно – практических конференциях разного
уровня, где являются не только участниками, но и победителями и призерами.
Компьютерные технологии и новые электронные технологии, которые активно
используются в практике преподавания изобразительного искусства, способствуют
развитию творческих способностей учащихся. Об этом свидетельствуют результаты
мониторинга, который проводится по методике «5 рисунков» Н. А. Лепской в начале и в конце учебного года. Результаты диагностики
фиксируются в таблице, что позволяет наглядно проследить стабильный рост
развития творческих способностей учащихся в динамике.
В заключение хочется отметить, что учащиеся уже не представляют уроки
искусства без использования компьютерных технологий.
Использованные литература и ресурсы:
1.
"Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия” – диски CD-ROM, г. Москва, 1997-
2.
«Интернет
на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования
информационно-коммуникативной среды», М.: УЦ «Перспектива», 2004 год
3.
«Педагогика
искусства», Б.М. Неменский, М.: «Просвещение», 2007
4.
«Педагогические
технологии в образовательном процессе», О.М.Новрузова, Волгоград, издательство
«Учитель»,
5.
«Проектная
деятельность как важное направление в современной школе», Голованова Е.А., г.
Москва,
6.
А.Злыгостаев.
«Всеобщая энциклопедия искусств». http://artyx.ru
7.
Волков
И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. — М.: Просвещение,
1982.
8.
Мультимедийное
учебное пособие по курсу «Мировая художественная культура». Компания «Новый
Диск», г.Москва,