Приветствую Вас, Гость

ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ

 

Который год вхожу я в этот кабинет, кабинет английского языка.  Окидываю взглядом книжные шкафы и полки: сколько они содержат в себе учительского труда! Многолетнего, кропотливого труда! Сколько нужно было усилий, чтобы собрать такое богатство! Но с годами, как любые сокровища, ветшают, бережно рассортированные по темам, классам и урокам, дидактические, аудио  и наглядные пособия, без которых учитель иностранного языка на уроке как без рук.  Потускнели  от времени картинки и карточки для индивидуальной работы, снова требуют реставрации таблицы и раздаточный материал,  как странно выглядывают из  старенькой  коробки  затертые виниловые пластинки, при включении издающие жалобно поскрипывающие, шуршащие звуки, а убеленный сединами магнитофон, сжевавший не одну пленку на своем веку, причем порой безвозвратно, работает на последнем издыхании...  Об этом теперь можно только вспоминать с иронией,  как и о многом другом, что осталось там, в нашем прошлом веке. Потому что появилась возможность работать с применением ИКТ и на уроках английского языка. 

ИКТ – «как много в этом звуке», говоря  словами  нашего великого поэта.  ИКТ – это три в одном, нет, даже больше. Потому что для  учителя ИЯ здесь можно найти все, о чем мечталось годами. Для начальной, средней и старшей школы. Причем, с учетом разных особенностей.  От просто картинок разного содержания, художественного оформления и эстетической ценности до практических курсов обучения иностранным языкам, в частности английскому, от носителей языка с разных концов земного шара. Учитывая особенности сегодняшних детей,  все задания можно сопроводить звуковым и даже видеорядом без искажения  их чистоты и качества,  да еще и с движением всего, что в жизни и не двигается вовсе. Сказка, да и только!

Из всего этого царства мне бы хотелось привлечь ваше внимание к тем программам, которые  мы довольно успешно используем в своей работе. CD к  УМК Биболетовой «Enjoy English».  Куда там «Мистеру Хиггинсу», с которым мы  еще лет десять назад делали свои первые шаги в этом направлении и продолжаем дружить до сегодняшнего дня. Мы используем компьютерные диски Биболетовой для 2, 3,4 и 5 классов.  Насколько проще малышам, для которых мультяшки – это их привычный мир, усваивать английское произношение и структуры,  когда ты не только слышишь, но и видишь говорящих. Большинство наших детей имеют эти программки дома и родители безмерно рады, что их чада играют не только в «стрелялки», но и занимаются серьезными играми. Ведь здесь учтено, на наш взгляд, самое важное для детей младшего школьного возраста – это желание быть успешным и получить одобрение за свой, пусть и маленький, шаг к знаниям. Ну, а если и постигнет неудача, так это ж дело временное. Ничего страшного.  Можно попробовать еще и еще раз. И успех обязательно придет! Мечта любого учителя о том, как побудить детей повторять одно и то же несколько раз, без скуки, почти сбылась. Почему почти? Просто не хватает заданий, в которых можно поговорить с героями нашего учебника.

Такие задания успешно выполняются учащимися наших 5-х и 6-х классов с помощью «Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. English». Тут есть раздолье и для любителей пострелять, т.е. поучить слова по темам. А задания для аудирования помогают и рассказы читать, и песни петь. Под них можно и подвигаться на уроке с пользой для здоровья, но, что называется, без отрыва от учебной деятельности. А как дети обожают грамматические задания этого курса! С удовольствием складывают из фигурок предложения. Оказывается, грамматика – это не так уж скучно, а даже интересно.  Правда, с похвалами  у  «Кирилла и Мефодия» дело обстоит посложней. Но тут на помощь учителю придет вездесущий Интернет, в котором вы найдете массу любимых вашими учениками смайликов и поздравлялок. Ну а уж как обставить это дело, тут учителей учить не надо – богатейший опыт у каждого: за что, как, где и когда. А вот учебный СD Биболетовой для 5-6 классов, жаль, содержит только аудиоматериалы. Чистый красивый звук – это, конечно, здорово. Но младшим подросткам пользоваться диском самостоятельно, вне урока, довольно затруднительно: нет движения, ничего не видно, потому – не очень-то интересно. Вот то ли дело было в младших классах! Там даже задания для чтения были видимыми и можно любое слово послушать несколько раз. Стоит только мышкой щелкнуть. Думается, что зрелищные CD где-то на подходе. (Никому ведь в наши дни не надо напоминать о том, что результат в обучении  ИЯ напрямую зависит от заинтересованности ученика.) Скорей бы! Ждем.

Но с ИКТ сидеть сложа руки ни один учитель не будет. Здесь мы свои «презенташки» понаделать можем. Поначалу только в «POWER POINTе» получалось что попроще, а теперь можем  и звук наложить где надо, и видео добавить где хотим. Спасибо, ребята старших классов потихоньку ненавязчиво приобщают. Да учителя- информатики у нас в этом деле – двигатели прогресса в сфере образовательных информационно-коммуникационных технологий – всегда помогут. Теперь вот еще и «образовательные модули» подоспели, в них содержится много образовательных ресурсов по темам. Могут помочь не просто сделать урок более красочным и наглядным, но и их практическая польза неизмерима.

Начиная со второго класса, дети наши выполняют соответственно программе проектные работы с применением ИКТ: используют материалы из сети Интернет, оформляют презентации, а затем защищают их перед классом. Старшеклассники сидят в «Контакте» и общаются на английском со сверстниками из разных уголков мира, затем используют интересную информацию при ответах на уроке, когда нужно сравнить речь, традиции либо особенности разных народов. Вот он – диалог культур и современный живой английский язык!

Любителям музыки и поэзии тоже раздолье для творчества. Два раза в год мы проводим ставшие уже традиционными в нашем интернате «Литературно-музыкальные гостиные» на английском языке. Здесь без ИКТ никак не обойтись. Ищем в сети слова песен, музыку. Ищем информацию об авторах, исполнителях. Репетируем до высокого исполнительского уровня. Оформляем зал. Для каждой песни и стихотворения подбираем фон, заставку, либо видеоролик так, чтобы дополнить впечатление, чтобы слушателям было понятно содержание. Эти камерные вечера очень популярны в нашей школе и собирают множество участников и зрителей. Польза  от приобщения к прекрасному налицо.

Конечно, не только гостиные помогают повысить мотивацию учащихся, но и привычные всем праздники «ABC parties», «Halloween», «St.Valentines Day» и другие. И готовить их стало интересней, так как можно привлечь больше ресурсов Интернет с помощью учащихся. Провести конкурсы как в Англии, соревнования как в Шотландии, узнать последние новости, какие хиты самые популярные, что сейчас в моде и так далее. И все это на иностранном! Узнать о достопримечательностях  можно просто из серии «Золотой глобус», а можно совершить интерактивное путешествие в Интернете. Конечно, провести «телемост» на английском с  соседней группой на какую-либо тему уже можем и пробуем, но  хочется большего, например, со школьниками колледжа города N, а потом поучаствовать в интернет форумах…

Но наш уровень знаний еще оставляет желать лучшего. Нужна индивидуальная работа с одаренными детьми и с теми, кто еще не смог усвоить ту или иную тему. Вот здесь-то обычно начинаются проблемы. "Не хотим на дополнительные, у нас и так уроков полно,”- слышим мы от наших подопечных. Как быть!? Вопрос на размышление. Готовых рецептов нет. Может снова попробовать с помощью ИКТ? Например, Издательство «Учитель» «В помощь учителю. Дидактический и раздаточный материал», классы разные. Неплохо. Но суховато. А вот «Ежедневный курс английского языка» от Oxford University звучит заманчивей.  Для начального и продвинутого уровня подходит.  Да, но выход в Сеть нужно иметь в кабинете. Либо скачать дома по «безлимитке» и поставить в классе. Кстати, на наш взгляд, безопасней для неподготовленной детской аудитории: меньше отвлекающих от дела картинок и прочих неожиданностей.

Вот сайты, на которых мы сами были. Они дают дополнительные материалы к урокам. Hам понравилось. Используем на уроках с удовольствием. Судите сами: http://pedsovet.su – разработки уроков с применением ИКТ

Наши дети  - участники различных дистанционных олимпиад и конкурсов. Использование ИКТ в данном направлении помогает не только кругозор расширить, узнать языковые тонкости, расширить и обогатить словарный запас, потренировать свои различные умения: и аудирование, и чтение, и письмо и даже говорение,- но и, что называется, себя показать и на других посмотреть. А за это еще и «Сертификат участника» получить, к чему ребята сейчас относятся крайне внимательно, заслуги все бережно заносят  в «Личный портфолио». Как, впрочем, и учителя, для которых и дистанционные курсы, и различные конкурсы, не отходя от учительского стола и школьной парты. В общем, возможностей великое множество.

Думается, многие учителя используют ИКТ в своей работе, каждый по-своему, по-разному, применительно к своим классам и программам, исходя из условий в своей школе. В моих классах детям очень нравится, когда мы делаем рисунки или подбираем картинки для изучения лексики, различных явлений, к песенкам, рифмовкам и стихам как настоящие оформители. И сразу, на перемене, можем их отсканировать и вставить в презентацию. А потом, в начале урока, читать, например, Humpty Dumpty с рисунком Саши, а потом с рисунком Димы, Лизы, Насти, Ильи и всех, кто захотел поучаствовать. Как здорово, что не надо никого заставлять повторять! Дети учатся с уважением относиться к чужому труду. И скучный процесс отработки произношения, правил чтения или грамматических структур становится красивым, оживленным. Времени на запоминание тратится намного меньше.

 Вместе с детьми мы можем ставить реальные достижимые цели в изучении английского языка и двигаться к ним с помощью ИКТ в несколько раз быстрее, с большим интересом. Главное же исчезает вечное противостояние «учитель - ученик», т.к. мотивация к изучению предмета повышается. Мы переходим на новую ступень в отношениях – сотрудничество в образовательном пространстве.  Мы учим детей и учимся у них воспринимать мир восторженно и восхищенно. И мир  вокруг нас становится богаче, ярче и красочней. Для взрослых и детей. Потому что мы вместе.

Яндекс.Метрика