ОБУЧЕНИЕ
АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ
Который год вхожу я в
этот кабинет, кабинет английского языка.
Окидываю взглядом книжные шкафы и полки: сколько они содержат в себе
учительского труда! Многолетнего, кропотливого труда! Сколько нужно было усилий,
чтобы собрать такое богатство! Но с годами, как любые сокровища, ветшают,
бережно рассортированные по темам, классам и урокам, дидактические, аудио и наглядные пособия, без которых учитель
иностранного языка на уроке как без рук.
Потускнели от времени картинки и карточки
для индивидуальной работы, снова требуют реставрации таблицы и раздаточный материал, как странно выглядывают из старенькой
коробки затертые виниловые
пластинки, при включении издающие жалобно поскрипывающие, шуршащие звуки, а убеленный
сединами магнитофон, сжевавший не одну пленку на своем веку, причем порой
безвозвратно, работает на последнем издыхании... Об этом теперь можно только вспоминать с
иронией, как и о многом другом, что
осталось там, в нашем прошлом веке. Потому что появилась возможность работать с
применением ИКТ и на уроках английского языка.
ИКТ – «как много в этом
звуке», говоря словами нашего великого поэта. ИКТ – это три в одном, нет, даже больше.
Потому что для учителя ИЯ здесь можно
найти все, о чем мечталось годами. Для начальной, средней и старшей школы.
Причем, с учетом разных особенностей. От
просто картинок разного содержания, художественного оформления и эстетической
ценности до практических курсов обучения иностранным языкам, в частности
английскому, от носителей языка с разных концов земного шара. Учитывая
особенности сегодняшних детей, все
задания можно сопроводить звуковым и даже видеорядом без искажения их чистоты и качества, да еще и с движением всего, что в жизни и не
двигается вовсе. Сказка, да и только!
Из всего этого царства
мне бы хотелось привлечь ваше внимание к тем программам, которые мы довольно успешно используем в своей
работе. CD
к УМК Биболетовой «Enjoy English». Куда там «Мистеру Хиггинсу», с которым мы еще лет десять назад делали свои первые шаги
в этом направлении и продолжаем дружить до сегодняшнего дня. Мы используем
компьютерные диски Биболетовой для 2, 3,4 и 5 классов. Насколько проще малышам, для которых мультяшки
– это их привычный мир, усваивать английское произношение и структуры, когда ты не только слышишь, но и видишь
говорящих. Большинство наших детей имеют эти программки дома и родители
безмерно рады, что их чада играют не только в «стрелялки», но и занимаются
серьезными играми. Ведь здесь учтено, на наш взгляд, самое важное для детей
младшего школьного возраста – это желание быть успешным и получить одобрение за
свой, пусть и маленький, шаг к знаниям. Ну, а если и постигнет неудача, так это
ж дело временное. Ничего страшного.
Можно попробовать еще и еще раз. И успех обязательно придет! Мечта
любого учителя о том, как побудить детей повторять одно и то же несколько раз,
без скуки, почти сбылась. Почему почти? Просто не хватает заданий, в которых
можно поговорить с героями нашего учебника.
Такие задания успешно выполняются
учащимися наших 5-х и 6-х классов с помощью «Виртуальной школы Кирилла и
Мефодия. English».
Тут есть раздолье и для любителей пострелять, т.е. поучить слова по темам. А
задания для аудирования помогают и рассказы читать, и песни петь. Под них можно
и подвигаться на уроке с пользой для здоровья, но, что называется, без отрыва
от учебной деятельности. А как дети обожают грамматические задания этого курса!
С удовольствием складывают из фигурок предложения. Оказывается, грамматика –
это не так уж скучно, а даже интересно. Правда,
с похвалами у «Кирилла и Мефодия» дело обстоит посложней. Но
тут на помощь учителю придет вездесущий Интернет, в котором вы найдете массу
любимых вашими учениками смайликов и поздравлялок. Ну а уж как обставить это
дело, тут учителей учить не надо – богатейший опыт у каждого: за что, как, где
и когда. А вот учебный СD
Биболетовой для 5-6 классов, жаль, содержит только аудиоматериалы. Чистый
красивый звук – это, конечно, здорово. Но младшим подросткам пользоваться диском
самостоятельно, вне урока, довольно затруднительно: нет движения, ничего не
видно, потому – не очень-то интересно. Вот то ли дело было в младших классах!
Там даже задания для чтения были видимыми и можно любое слово послушать
несколько раз. Стоит только мышкой щелкнуть. Думается, что зрелищные CD где-то на подходе. (Никому ведь в
наши дни не надо напоминать о том, что результат в обучении ИЯ напрямую зависит от заинтересованности
ученика.) Скорей бы! Ждем.
Но с ИКТ сидеть сложа
руки ни один учитель не будет. Здесь мы свои «презенташки» понаделать можем.
Поначалу только в «POWER
POINTе»
получалось что попроще, а теперь можем и
звук наложить где надо, и видео добавить где хотим. Спасибо, ребята старших
классов потихоньку ненавязчиво приобщают. Да учителя- информатики у нас в этом
деле – двигатели прогресса в сфере образовательных информационно-коммуникационных
технологий – всегда помогут. Теперь вот еще и «образовательные модули»
подоспели, в них содержится много образовательных ресурсов по темам. Могут
помочь не просто сделать урок более красочным и наглядным, но и их практическая
польза неизмерима.
Начиная со второго класса,
дети наши выполняют соответственно программе проектные работы с применением
ИКТ: используют материалы из сети Интернет, оформляют презентации, а затем
защищают их перед классом. Старшеклассники сидят в «Контакте» и общаются на
английском со сверстниками из разных уголков мира, затем используют интересную информацию
при ответах на уроке, когда нужно сравнить речь, традиции либо особенности
разных народов. Вот он – диалог культур и современный живой английский язык!
Любителям музыки и
поэзии тоже раздолье для творчества. Два раза в год мы проводим ставшие уже
традиционными в нашем интернате «Литературно-музыкальные гостиные» на
английском языке. Здесь без ИКТ никак не обойтись. Ищем в сети слова песен,
музыку. Ищем информацию об авторах, исполнителях. Репетируем до высокого
исполнительского уровня. Оформляем зал. Для каждой песни и стихотворения
подбираем фон, заставку, либо видеоролик так, чтобы дополнить впечатление,
чтобы слушателям было понятно содержание. Эти камерные вечера очень популярны в
нашей школе и собирают множество участников и зрителей. Польза от приобщения к прекрасному налицо.
Конечно, не только
гостиные помогают повысить мотивацию учащихся, но и привычные всем праздники «ABC parties», «Halloween», «St.Valentine’s Day» и другие. И готовить их стало
интересней, так как можно привлечь больше ресурсов Интернет с помощью учащихся.
Провести конкурсы как в Англии, соревнования как в Шотландии, узнать последние
новости, какие хиты самые популярные, что сейчас в моде и так далее. И все это
на иностранном! Узнать о достопримечательностях
можно просто из серии «Золотой глобус», а можно совершить интерактивное
путешествие в Интернете. Конечно, провести «телемост» на английском с соседней группой на какую-либо тему уже можем
и пробуем, но хочется большего,
например, со школьниками колледжа города N, а потом поучаствовать в интернет
форумах…
Но наш уровень знаний
еще оставляет желать лучшего. Нужна индивидуальная работа с одаренными детьми и
с теми, кто еще не смог усвоить ту или иную тему. Вот здесь-то обычно
начинаются проблемы. "Не хотим на дополнительные, у нас и так уроков полно,”-
слышим мы от наших подопечных. Как быть!? Вопрос на размышление. Готовых
рецептов нет. Может снова попробовать с помощью ИКТ? Например, Издательство
«Учитель» «В помощь учителю. Дидактический и раздаточный материал», классы
разные. Неплохо. Но суховато. А вот «Ежедневный курс английского языка» от Oxford University звучит
заманчивей. Для начального и продвинутого
уровня подходит. Да, но выход в Сеть
нужно иметь в кабинете. Либо скачать дома по «безлимитке» и поставить в классе.
Кстати, на наш взгляд, безопасней для неподготовленной детской аудитории:
меньше отвлекающих от дела картинок и прочих неожиданностей.
Вот сайты, на которых
мы сами были. Они дают дополнительные материалы к урокам. Hам понравилось. Используем на уроках
с удовольствием. Судите сами: http://pedsovet.su –
разработки уроков с применением ИКТ
Наши дети - участники различных дистанционных олимпиад и
конкурсов. Использование ИКТ в данном направлении помогает не только кругозор
расширить, узнать языковые тонкости, расширить и обогатить словарный запас,
потренировать свои различные умения: и аудирование, и чтение, и письмо и даже
говорение,- но и, что называется, себя показать и на других посмотреть. А за
это еще и «Сертификат участника» получить, к чему ребята сейчас относятся
крайне внимательно, заслуги все бережно заносят в «Личный портфолио». Как, впрочем, и учителя,
для которых и дистанционные курсы, и различные конкурсы, не отходя от
учительского стола и школьной парты. В общем, возможностей великое множество.
Думается, многие учителя
используют ИКТ в своей работе, каждый по-своему, по-разному, применительно к
своим классам и программам, исходя из условий в своей школе. В моих классах
детям очень нравится, когда мы делаем рисунки или подбираем картинки для
изучения лексики, различных явлений, к песенкам, рифмовкам и стихам как
настоящие оформители. И сразу, на перемене, можем их отсканировать и вставить в
презентацию. А потом, в начале урока, читать, например, Humpty Dumpty с
рисунком Саши, а потом с рисунком Димы, Лизы, Насти, Ильи и всех, кто захотел
поучаствовать. Как здорово, что не надо никого заставлять повторять! Дети
учатся с уважением относиться к чужому труду. И скучный процесс отработки
произношения, правил чтения или грамматических структур становится красивым,
оживленным. Времени на запоминание тратится намного меньше.
Вместе с детьми мы можем ставить реальные
достижимые цели в изучении английского языка и двигаться к ним с помощью ИКТ в
несколько раз быстрее, с большим интересом. Главное же исчезает вечное
противостояние «учитель - ученик», т.к. мотивация к изучению предмета
повышается. Мы переходим на новую ступень в отношениях – сотрудничество в
образовательном пространстве. Мы учим
детей и учимся у них воспринимать мир восторженно и восхищенно. И мир вокруг нас становится богаче, ярче и
красочней. Для взрослых и детей. Потому что мы вместе.