Приветствую Вас, Гость

Г.О. Лукашкова, О.А. Овчинникова

(Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №3, г. Иркутск, Российская Федерация)

 

Курсы дистанционного обучения по русскому языку в системе лицейского интернет-образования

 

Введение  с 2009 г. обязательного ЕГЭ  во всех регионах России, с одной стороны, и большая наполняемость классов  в лицее, а также недостаточное количество времени  для подготовки к экзамену  в рамках классно-урочной системы, с другой,  делает необходимым поиск новых эффективных внеклассных форм подготовки к итоговой аттестации обучающихся. Одной из таких форм, по нашему мнению, может явиться дистанционное обучение.

 

Под дистанционным обучением мы понимаем совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Актуальность  данной проблемы побудила педагогический коллектив лицея №3 к разработке интегрированного инновационного проекта «Курсы дистанционного обучения по подготовке к ЕГЭ».  В рамках этого проекта было разработано семь авторских программ курсов дистанционного обучения, которые получили рецензии ОГОУ ИПКРО и ДО ГОУ ВПО «ВСГАО».  Авторы курсов прошли  подготовку в Байкальской  международной   бизнес-школе ГОУ ВПО «Иркутский государственной университет» Сибирско-американского  факультета менеджмента и получили сертификаты о прохождении обучения по созданию электронных учебных курсов в системе дифференцированного интернет-обучения  ГЕКАДЕМ 3.0.

Уникальность данного проекта заключается в том, что аналогов подобных курсов в регионе не разработано. Предметные курсы дистанционного обучения (далее – ДО)  включают наиболее сложные вопросы (разделы) учебных программ и авторские разработки учителей лицея  контрольно-измерительных материалов. Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс с хорошо созданным структурированным  информационно-образовательным пространством  или средой, в которой содержатся  учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения. Каждый курс включает библиотеку  (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, семинары и мини-конференции, дополнительную информацию (экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Кроме того, предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках конференций и  форумов.

По русскому языку в рамках подготовки к Единому государственному экзамену учителями лицея были разработаны и с 2009-2010 учебного года внедрены в практику лицейского образования два дистанционных курса: для обучающихся 10,11 классов «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения (задания типа  С ЕГЭ по русскому языку)» (автор О.А. Овчинникова); для обучающихся   9, 10, 11 классов «Трудные вопросы орфографии» (автор Г.О. Лукашкова).

Необходимо отметить, что при подготовке к ЕГЭ по русскому языку следует учитывать специфику данной формы контроля знаний, обращать внимание на трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся при выполнении заданий уровней А и В, а также самой сложной части экзамена – Части С.

Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку в 2007 – 2010 гг. обнаружил, что ошибки выпускников в выполнении третьей части работы в основном связаны:

-                   с композиционным оформлением сочинения;

-                   с логическим оформлением (в частности, отмечены многочисленные нарушения абзацного членения текста сочинений);

-                   с неумением учащихся составить аргументированное собственное мнение по проблеме исходного текста и позиции автора;

-                   с нарушением норм современного русского литературного языка (отмечены многочисленные ошибки, связанные с нарушением грамматических, логических, синтаксических и стилистических норм).

Поэтому при создании курса «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения» этим аспектам уделялось повышенное внимание. Данный спецкурс поможет обучающимся 10 и 11 классов вне зависимости от степени подготовки по данному вопросу и учебных занятий подготовиться к успешному выполнению непростой задачи – написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту. Теоретические сведения, задания и тренировочные упражнения, представленные в рамках курса «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения (задание типа С ЕГЭ по русскому языку)», позволят старшеклассникам:

-                   вспомнить, что такое сочинение-рассуждение и в чем его особенности;

-                   определить последовательность анализа исходного текста;

-                   представить, какие требования предъявляются к сочинению-рассуждению на основе исходного текста;

-                   познакомиться с основными темами и проблемами, которые рассматривают авторы текстов;

-                   пополнить словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения-рассуждения;

-                   научиться анализировать исходные авторские тексты в разных аспектах (стилистическом, композиционно-содержательном, орфографическом, синтаксическом, пунктуационном и др.)  и писать собственные сочинения;

-                   познакомится с основными видами ошибок, которые допускают выпускники в сочинениях Части С, и узнать способы их исправления.

В основе курса-практикума по русскому языку лежит принцип «от простого – к сложному». Учебные блоки (лекции, информационный материал, задания и упражнения) рассчитаны на последовательную, поэтапную подготовку к написанию Части С: от разноаспектного анализа исходных текстов – к успешному ответу на задания Частей А и В, где присутствует такой анализ, от выполнения заданий разработчика курса и записи своих размышлений – к сочинению-рассуждению.

Таким образом, владея различными формами работы по разноаспектному анализу текста, учащиеся имеют широкие возможности для самостоятельной творческой деятельности, получают навыки лингвистического исследования, осуществляют глубокую целенаправленную подготовку к выпускному экзамену по русскому языку в формате ЕГЭ.

В  течение курса каждый обучающийся должен  выполнить практические задания и тренировочные упражнения (текущий контроль), в конце изучения курса – написать сочинение-рассуждение (итоговая (зачетная) форма контроля), которое будет оценено в соответствии с критериями оценивания, предъявляемыми к работам такого рода.      

Курс «Трудные вопросы орфографии» предназначен для реализации в системе дистанционного обучения и рассчитан на учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, заинтересованных в повышении уровня грамотности, в восполнении пробелов в знании правил русской орфографии.

Курс содержит несколько наиболее сложных тем орфографии, в него входят особые случаи, вторичные орфограммы, сложные лингвистические задачи.

Процесс обучения включает в себя изучение теоретических материалов курса, выполнение практических заданий, тестирование, индивидуальные задания преподавателя. Однако, с учетом специфики дистанционного обучения, основной упор делается на самостоятельную работу слушателя.

Программа курса состоит из 6 учебных блоков, 4 из них включают 2 учебных единицы, после каждой учебной единицы – выходной контроль (тест, индивидуальные, практические задания), итоговый контроль – мини-конференция.

Цель курса – повторить, закрепить и расширить учебный материал средней школы для подготовки и сдачи экзамена по русскому языку на основе требований к вступительным экзаменам в вуз.

Задачи курса:

1) повторить усвоенные в школьном курсе орфографические  нормы;

2) сформировать представление о русской орфографии как системе, построенной и функционирующей по определенным принципам;

3) способствовать развитию навыков грамотного письма;

4) обучить пользованию специальными справочниками.

По окончании курса обучающиеся должны знать нормы современного русского правописания, руководствоваться ими при создании письменных текстов, иметь представление об орфографии как организованной определенным образом системе.

Основными объектами изучения в курсе являются орфографические нормы русского языка.

Результаты обучения:  слушатель дистанционных курсов по окончании обучения должен овладеть последовательностью  орфографического анализа: от смысла – к грамматической характеристике слов и словосочетаний; написанием орфограмм в сложных случаях.

Познавательная деятельность учащихся предполагает овладение навыками практического применения норм русского языка в письменной  форме.

Таким образом, работа над проектом «Курсы дистанционного обучения по подготовке к ЕГЭ» является важным звеном в системе работы лицея.

Яндекс.Метрика