Приветствую Вас, Гость

·        ИКТ в образовательном процессе

«Применение ИКТ на занятиях факультативного курса как один из методов формирования положительной мотивации младших школьников»

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогические технологии. В понимании этого понятия и его употреблении существуют большие разночтения. Например. Д.Т.Лихачев понятие педагогическая технология определил так: « … совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно методический инструментарий педагогического процесса». В.П.Беспальков назвал педагогические технологии «содержательной техникой реализации учебного процесса».

ИКТ – информационно-коммуникационная технология – это современная технология обучения с использованием компьютера.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать  компьютеры на всех этапах учебного процесса. Компьютерные технологии позволяют моделировать различные процессы и явления.

Во время проведения занятий факультативного курса «Обычаи русского народа», использую компьютер и мультимедийное сопровождение для активизации познавательной деятельности учащихся. Интернет технологии не столь важны для работы на занятиях, но они помогают мне и моим ученикам при изучении какой-либо темы, при составлении презентаций или методических рекомендаций к занятиям, предоставляя обширный  учебный и методический материал.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс познания на качественно новый уровень: современному ребёнку  намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на занятиях факультатива, информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичным видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения изучаемого материала.  Большое количество иллюстративного, занимательного  материала,  анимационные эффекты, фрагменты мультипликационных фильмов по русским народным сказкам и фрагменты научно-познавательных фильмов, музыкальное сопровождение при знакомстве с народными песнями, при организации физминуток, использую  в презентациях. Всё это очень оживляет каждое занятие, делает их содержание доступным для понимания  младшими школьниками обычаев, обрядов русского народа и помогает мне в достижении поставленных целей каждого занятия и факультативного курса в целом. 

ИКТ, в частности, предполагает создание одним учеником (или группой) мультимедийной презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы. Предлагаю учащимся темы и для самостоятельного изучения.  Дети с желанием и интересом занимаются исследовательской работой. Оформление работ бывает различным. Но есть работы, к которым дети составляли  презентации. Например, работа «Откуда музыка пришла» была выполнена ученицей 4 класса Ременчик Валерией,  работа «История дома: от древности до наших дней» выполнена учеником 3 класса Авдохиным Владимиром.

Понимая, что большое значение для учеников имеет возможность делиться своими личными наблюдениями, результатами экспериментов, опытов, проводимых в домашних условиях, я предоставляю им такую возможность. При этом я не теряю своей руководящей, организующей роли, но в то же время становлюсь участником коллективного процесса познания.  Например, попросила второклассников изучить коллекцию своих игрушек и узнать, из какого материала изготавливаются современные игрушки.  После проведенного ими наблюдения, мы начали изучение темы «Тайны детских народных игр и игрушек» с составления слаида в презентации «Материал, из которого изготавливаются современные игрушки» и каждому хотелось рассказать о своих наблюдениях. 

Межпредметные связи прослеживаются на протяжении всего курса «Обычаи русского народа». Проектная работа второклассников по теме «Кормушки» была использована на занятии факультатива «Синичкин день», где знакомились с народными традициями встречи зимующих птиц и  образцами кормушек. Но вызвал у детей восторг в презентации слайд-шоу с фотографиями  кормушек, изготовленных их руками. 

Учащимся нравится составлять тестовые задания для одноклассников после изучения тем, а ответы к заданиям оформлять в презентациях. Таким образом, мы организуем не только этап изучения нового материала, но и совместно проводим контроль качества знаний.

В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. Сегодня его главные цели – развитие творческой личности. Применительно к современной школе можно процитировать древнюю мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без побуждения интереса, без внутренней мотивации освоения не произойдёт, это лишь будет видимость учебной деятельности. На уроке должны быть созданы все условия, способствующие становлению и развитию у младших школьников личностных функций свободы и избирательности в поведении и учебной деятельности, нравственной рефлексии. 

Яндекс.Метрика