Приветствую Вас, Гость

ОРГАНИЗАЦИЯ  ПРОЕКТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ С  ПРИМЕНЕНИЕМ  ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Литвина  Светлана  Анатольевна, 

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», р.п. Усть-Уда

 

Внедрение  ИКТ  в  практику  школы – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов.

Заниматься  проектной  деятельностью с  детьми  мне  помогает  авторская  программа  по  краеведению «  Мой  край  родной».

Программа  построена  на  принципах  развивающего обучения,  где интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место человека в них, причем происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее экологических особенностей, истории края  и  истории своей  семьи. Все это предполагает  расширение  краеведческого  кругозора,  развитие  способностей  учеников.  Один  из  главных методов реализации  программы – метод проектов. Несомненный  плюс  этого  метода – то,  что  он  способствует  формированию  надпредметных  навыков  и  умений,  позволяет  находить  оптимальные  пути  достижения  поставленных  целей,  обеспечивает  единство  и  преемственность  различных  сторон  процесса  обучения  и  является  средством  развития  личности.

С опорой на Интернет  развиваю проектную деятельность учащихся по нескольким направлениям. С одной сто­роны, можно давать ребятам задания сделать мини-проект, результатом кото­рого будет устное выступление на занятие. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации ре­зультатов во время занятия. Сначала  дети  при  помощи  родителей,  а  потом и самостоятельно подбирают иллюстрации к работе пользуясь графическим редактором, находят дополнительный материал,  самостоятельно печатают находки в текстовом редакторе, сохраняют полученную информацию. Материал школьники ищут в Интернете сами  или  при  помощи  взрослых.  Та­кие способы деятельности очень нравят­ся ребятам. Использование Интернета увеличивает их познавательную актив­ность, делает учебную деятельность не­обычной  и  интересной. Школьники понимают, что Интернет – это не только развлечение, но и источник   знаний.

Проектные работы  с использованием  ИКТ, которые могут иметь место в начальной школе: слайд – презентация, электронные   экскурсии, издательское  дело, электронное  портфолио, объявления,  буклеты, листовки.

В  программе имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе,  о своих интересах и увлечениях. План реализации проекта составляем все вместе: родители, учащиеся, учитель. У родителей и детей возникают общие творческие интересы, выходящие за круг привычного домашнего общения. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья». Каждый  ребенок  нашел    информацию  о  своем  имени, сделал  слайд- презентацию. А в  результате,  у  нас  появился  целый  электронный  альбом  класса. Дети  видят  свой  результат.  С  большим  удовольствием дети  участвовали в проекте « Моя  семья». Были  созданы  семейные  газеты,  альбомы,  презентации. На  защиту  проекта  были  приглашены  родители. Как результат – участие  семей  в  конкурсе  «Моя  семья – моя крепость». «Профессии  моих  родителей» – сделаны буклеты, фотовыставка.            

Интересно  прошел  проект «Вот  моя  улица,  вот  мой  дом  родной» Мы несколько раз ходили на экскурсии по всем достопримечательным местам нашего села и просто по красивым улицам, там, где они родились, живут со своими родителями.

Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любить можно и нужно эту тихую улочку в деревне, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Дети  фотографировали  свои  дома, улицу. А вот брать интервью у старших, чтобы узнать историю  название улицы,  пришлось учиться. Мы посетили краеведческий музей, школьную и сельскую библиотеки. Узнали  много  нового  о  своем поселке, улицах. На  выходе  получилась  замечательная  презентация             «Экскурсия по Усть-Уде».

Материал  предлагается  детям  таким  образом,  что  каждая  из  тем  курса  может  быть  углублена  и  развита  учениками,  индивидуализирована,  дополнена   сведениями,  не  только  добытыми  самостоятельно  из  различных  источников,  но  и  почерпнуто  из  личного,  пусть  и  небольшого  опыта.  (История  своей  малой  родины, знаменитые  люди, этнография  и  др.). В преддверии  юбилея  нашего  земляка В.Г. Распутина  мы  с детьми  закончили  проектную  работу  целью,  которой  была  расширить  свои  знания  о  В.Г. Распутине   как  о  земляке  и о  писателе, познакомиться  с  местами,  дорогими  сердцу  писателя.. Организовали  встречи  с  библиотекарями  по  изучению  творчества  писателя, дети  посетили  музей,  где  к  юбилею  организована  выставка  «Малая  родина»). Ученики  нашли  биографический  материал, нарисовали  рисунки  к  произведениям,  принесли  фотографии. Результаты  исследовательской  работы  оформляем  в  проект (мультимедийная  презентация). В результате  работы  у  детей  возникло  чувство  гордости  за  писателя  с  мировым  именем.  Ведь  благодаря ему о нашем  крае  знают  во  всех  уголках  страны,  и  даже  мира. В  области  краеведения  по  природе  и  экологии готовим небольшие проекты, например: «Растения из Красной книги, произрастающие в нашем крае», «Реки Иркутской области» и  др. Работы состоят из нескольких слайдов с картинками, рисунками, фотографиями, схемами и сопровождаются устным рассказом детей. Некоторые детские работы или их фрагменты включаю и  в свои презентации. Такие проекты вызывают большой интерес одноклассников, дети очень ждут таких занятий! Такая работа во много раз  повышает мотивацию к учению, познавательную активность учащихся, их  самооценку, развивает навыки самостоятельной работы по отбору материалов, учит детей выступать перед аудиторией, четко излагать свои мысли, комментировать, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы. Таким образом, ученик становится полноценным участником учебного процесса, «соучителем», получая, знания и умения, которые становятся для ребенка  личностно-значимым приобретением.

 Внедрение ИКТ в практику работы существенно окрасило и оживило,  усовершенствовало образовательный процесс, позволило разнообразить формы и средства обучения.

Яндекс.Метрика