ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ПРИМЕНЕНИЕМ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Литвина Светлана Анатольевна,
МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа №2», р.п. Усть-Уда
Внедрение ИКТ
в практику школы – это не влияние моды, а необходимость,
диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования
ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими
достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность
просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это
видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий,
интерес, желание узнать и увидеть больше.
Средства ИКТ являются
наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
Применение ИКТ в проектной деятельности помогает учащимся осваивать новые
способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа
энциклопедии и пр.), формировать основы информационной культуры. В результате
самостоятельной работы у учащихся возрастает мотивация к изучению школьных
предметов.
Заниматься проектной
деятельностью с детьми мне
помогает авторская программа
по краеведению « Мой
край родной».
Программа
построена на принципах
развивающего обучения, где интеграция природоведческих и социальных знаний, формируют целостный взгляд на природу, общество, место
человека в них, причем
происходит это во взаимосвязи с изучением красоты родной природы, ее
экологических особенностей, истории края и
истории своей семьи. Все это предполагает расширение
краеведческого кругозора, развитие
способностей учеников. Один
из главных методов
реализации программы – метод проектов. Несомненный
плюс этого метода – то,
что он способствует
формированию надпредметных навыков
и умений, позволяет
находить оптимальные пути
достижения поставленных целей,
обеспечивает единство и
преемственность различных сторон
процесса обучения и
является средством развития
личности.
С опорой на
Интернет развиваю проектную деятельность
учащихся по нескольким направлениям. С одной стороны, можно давать ребятам
задания сделать мини-проект, результатом которого будет устное выступление на
занятие. С другой стороны, можно усложнить задание и попросить создать
слайд-шоу по данной теме с перспективой демонстрации результатов во время
занятия. Сначала дети при
помощи родителей, а
потом и самостоятельно подбирают иллюстрации к работе пользуясь
графическим редактором, находят дополнительный материал, самостоятельно печатают находки в текстовом редакторе,
сохраняют полученную информацию. Материал школьники
ищут в Интернете сами или при
помощи взрослых. Такие способы деятельности очень нравятся
ребятам. Использование Интернета увеличивает их познавательную активность,
делает учебную деятельность необычной
и интересной. Школьники понимают,
что Интернет – это не только развлечение, но и источник знаний.
Проектные работы с использованием ИКТ, которые могут иметь место в начальной
школе: слайд – презентация, электронные
экскурсии, издательское дело,
электронное портфолио, объявления, буклеты, листовки.
В
программе имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся
друг с другом, обмениваются информацией о себе,
о своих интересах и увлечениях. План реализации проекта составляем все вместе:
родители, учащиеся, учитель. У родителей и детей возникают общие творческие
интересы, выходящие за круг привычного домашнего общения. Это проекты «Я и мое
имя», «Моя семья». Каждый ребенок нашел
информацию о своем
имени, сделал слайд- презентацию.
А в результате, у
нас появился целый
электронный альбом класса. Дети
видят свой результат.
С большим удовольствием дети участвовали в проекте « Моя семья». Были
созданы семейные газеты,
альбомы, презентации. На защиту
проекта были приглашены
родители. Как результат – участие
семей в конкурсе
«Моя семья – моя крепость».
«Профессии моих родителей» – сделаны буклеты,
фотовыставка.
Интересно прошел
проект «Вот моя улица,
вот мой дом
родной» Мы несколько раз ходили на экскурсии по всем достопримечательным
местам нашего села и просто по красивым улицам, там, где они родились, живут со
своими родителями.
Мне
хотелось, чтобы ребята поняли, что любить можно и нужно эту тихую улочку в
деревне, что любят не за красоту, а потому что это своё, родное. Дети фотографировали свои
дома, улицу. А вот брать интервью у старших, чтобы узнать историю название улицы, пришлось учиться. Мы посетили краеведческий
музей, школьную и сельскую библиотеки. Узнали
много нового о
своем поселке, улицах. На
выходе получилась замечательная
презентация «Экскурсия
по Усть-Уде».
Материал предлагается
детям таким образом,
что каждая из
тем курса может
быть углублена и
развита учениками, индивидуализирована, дополнена
сведениями, не только
добытыми самостоятельно из
различных источников, но
и почерпнуто из
личного, пусть и
небольшого опыта. (История
своей малой родины, знаменитые люди, этнография и др.).
В преддверии юбилея нашего
земляка В.Г. Распутина мы с детьми
закончили проектную работу
целью, которой была
расширить свои знания
о В.Г. Распутине как
о земляке и о
писателе, познакомиться с местами,
дорогими сердцу писателя.. Организовали встречи
с библиотекарями по
изучению творчества писателя, дети посетили
музей, где к
юбилею организована выставка
«Малая родина»). Ученики нашли
биографический материал,
нарисовали рисунки к
произведениям, принесли фотографии. Результаты исследовательской работы
оформляем в проект (мультимедийная презентация). В результате работы
у детей возникло
чувство гордости за
писателя с мировым
именем. Ведь благодаря ему о нашем крае
знают во всех
уголках страны, и даже мира. В
области краеведения по
природе и экологии готовим небольшие
проекты, например: «Растения из Красной книги, произрастающие в нашем крае»,
«Реки Иркутской области» и др. Работы
состоят из нескольких слайдов с картинками, рисунками, фотографиями, схемами и
сопровождаются устным рассказом детей. Некоторые детские работы или их
фрагменты включаю и в свои презентации. Такие проекты вызывают большой
интерес одноклассников, дети очень ждут таких занятий! Такая работа во много
раз повышает мотивацию к учению, познавательную активность учащихся,
их самооценку, развивает навыки самостоятельной работы по отбору
материалов, учит детей выступать перед аудиторией, четко излагать свои мысли,
комментировать, чувствовать уверенность в своих знаниях и делать свои выводы.
Таким образом, ученик становится полноценным участником учебного процесса,
«соучителем», получая, знания и умения, которые становятся для ребенка
личностно-значимым приобретением.
Внедрение ИКТ в практику работы существенно
окрасило и оживило, усовершенствовало образовательный процесс, позволило
разнообразить формы и средства обучения.