Приветствую Вас, Гость

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Кузнецова Валентина Александровна,

МБОУ г. Иркутска «Лицей №1»

 

В повседневной жизни компьютеры занимают все большее место. Будущее образования, несомненно, связано с компьютерными технологиями. Данные технологии дают большую возможность для учителя, так как компьютер может выступать в роли преподавателя, партнера по совместной деятельности, инструмента для деятельности.

Компьютерным уроком называют любой урок с применением компьютера как обучающего средства. Разнообразие компьютерных уроков зависит от общей дидактической структуры урока, варианта использования средств ИКТ, объема делегируемых компьютеру функций учителя, вида используемых компьютерных средств.

Все формы работы с использованием компьютерных технологий можно разделить на три группы: применение в учебном процессе специализированных учебных программ, использование на уроке знаний и умений, приобретенных учащимися на уроках информатики, привлечение к работе Интернет – ресурсов. Существует огромное число готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителями - предметниками при проведении современных уроков с применением новых информационных технологий. Подобные уроки позволяют повысить мотивацию учащихся в изучении предметов естественно- математического цикла, активизировать их познавательную деятельность, формировать общее мировоззрение на научном уровне. Причём подобные программы могут быть использованы как в полном предложенном объёме, так и моделироваться учителем под конкретный урок и конкретные задачи. Из всего многообразия учебных электронных программ можно выделить несколько программ, которые активно используются. Это следующие программы:

·        1С: Школа. Физика, 7-11 классы «Библиотека наглядных пособий»;

·        Физикон. Открытая физика. Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела. Часть 1,2;

·        Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики. 10-11 класс.

В методической литературе приводятся различные классификации специализированных учебных компьютерных программ, основой для выделения которых является вид учебной деятельности. Основные типы программ: обучающие, тренировочные, контролирующие, комбинированные. Контролирующие программы наряду с заданиями содержат средства учета ошибок, время выполнения и выставляют итоговые оценки. Обучающие компьютерные программы содержат информацию о новом учебном материале, а также средства поддержки обучения. Тренировочные – предназначены, прежде всего, для тренировочной работы. На уроке возможно применение нескольких типов программ.

В настоящее время существует множество методологических и организационных моделей информатизации учебного процесса, которые позволяют реализовать различные формы проведения занятий. Возможна индивидуальная и групповая форма работы учащихся с информационными и коммуникационными технологиями, а также общеклассная форма проведения занятий с применением иллюстративно-демонстрационных приложений, проецируемых на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора. В случае выбора общеклассной формы проведения занятий используются различные библиотеки электронных наглядных пособий и созданные на их основе презентации по теме урока. Информационные объекты, входящие в эти библиотеки можно классифицировать по следующим типам:

·        Видеофрагменты, представляющие собой снятые физические эксперименты, занимательные опыты, современные игрушки (сувениры), в которых наблюдаются эффектные физические явления, и современные технические устройства.

Видеофрагменты имеют звуковое сопровождение, в котором объясняются принципы действия устройства, излагается элементы содержания курса физики, связанные с происходящим на экране явлением. Возможна остановка фрагмента в ходе просмотра и повторный его просмотр. Видеофрагменты полезно использовать при недостаточной укомплектованности кабинета физики средствами, позволяющими проводить демонстрационные опыты и эксперименты. Однако не следует забывать, что цель учителя поставить перед учеником интересную задачу, заинтересовать проблемой. Именно в этом случае урок оказывается эмоционально окрашенным, появляется мотивация к изучению нового материала и он лучше усваивается. Поэтому, интересный эпизод, снятый в реальной практике, можно поставить в начале урока, чтобы в течение урока ответить на вопрос, как же это происходит. Кроме того, в современных программных продуктах имеются видеосъемки различных занимательных игрушек, которые особенно интересны для школьников. Среди них – классические демонстрации (китайский гусь, артезианский водолаз) и современная сувенирная продукция (тлеющий разряд).

·        Звуковые фрагменты, являющиеся записанными в файл дикторскими комментариями к рассматриваемому физическому процессу или явлению. Их можно проиграть, остановить, перемотать вперед, перемотать назад, поставить на паузу.

·        Анимации, представляющие собой динамичные иллюстрации теоретических представлений, работы технических устройств или природных явлений. Некоторые из них является короткими фрагментами без звука, которые могут сопровождать рассказ учителя, другие анимации имеют звуковое сопровождение, согласованное с визуальными смысловыми акцентами, и может использоваться для самостоятельного просмотра учащимися с последующим обсуждением.

·        Компьютерные интерактивные модели, представляющие собой схемы, графики, имитации процессов и экспериментов, задания, игры, исходные параметры которых задаются пользователем, протекание процессов рассчитывается с использованием физических законов. Результат расчетов представляется в виде статичной или динамичной картины. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов.

Интересным методом использования компьютерных технологий является создание презентаций. Здесь учащиеся могут проявить свои знания не только в области физики, но и информатики, проявить свои творческие способности. Огромную возможность открывает сеть Интернет. Работа в Интернете не требует каких-либо особых компьютерных умений, использовать этот вид работы можно в различных направлениях: поиск информации, использование интернет - ресурсов при подготовке к уроку, различные виды тестирования, электронные учебные материалы, выполнять виртуальные лабораторные работы, которые невозможно выполнить в школьной лаборатории.

          Таким образом, использование компьютерных технологий дает возможность шагать в ногу со временем, необходимость работы с использованием данных методов становится все более очевидной и актуальной, но при этом главной фигурой на уроке остается учитель, который контролирует эффективность усвоения изучаемого материала учащимися.

 

Литература

1.     Кавтрев А. Ф. Брошюра «Методические аспекты преподавания физики с использованием компьютерного курса «Открытая физика 1.0». – ООО "Физикон", Москва, 2000 [Электронный документ].  Режим доступа: www.college.ru/booklet/1st.html. - Загл. с экрана.

2.     Гомулина Н. Н, Михайлов С. В. Методика использования интерактивных компьютерных курсов с элементами дистанционного образования [Текст] / Н. Н. Гомулина , С. В. Михайлов // Газета «Физика».- 2000.- № 39.

3.     Гомулина Н. Н. Компьютерные обучающие и демонстрационные программы [Текст] / Н. Н. Гомулина // Газета «Физика».- 1999.- № 12.

Яндекс.Метрика