Приветствую Вас, Гость

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

В РАМКАХ КУРСОВ ПО ВЫБОРУ

 

 Кускова Ирина Николаевна,

МАУ «Центр развития образования» МО г. Братска

 

Современное общество, по мнению многих исследователей (Д. Белл, А. Тоффлер, В.Н. Зинченко и др.) находится  на стадии перехода от индустриального типа к информационному.

Вопрос адаптации человека к жизни в высоко динамичном обществе становится в наше время весьма актуальным. Информационное общество требует информационно грамотных людей.  Именно поэтому, информатизация общества диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности. Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый информатизацией.

Информатизация образования является важнейшим условием развития постиндустриального общества, в котором объектами и результатами труда подавляющей части населения являются информационные ресурсы и научные знания. Информатизация образования представляет собой сложнейшую и актуальную материально-техническую, научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему. Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определенного времени и поэтапности осуществления:

Внедрение  новых информационных технологий в образовательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога, который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом, организатором, консультантом. Современные педагоги осваивают электронные образовательные ресурсы и новые информационные технологии. Происходит, пересмотр организационных форм учебного процесса в сторону увеличения  доли самостоятельной, индивидуальной и коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ поискового и исследовательского характера, более широкого проведения внеаудиторных занятий.

Использование в образовательном процессе электронных средств обучения позволяет педагогу добиться следующих результатов:

·     упростить процесс планирования индивидуальной работы ученика и сократить время на подготовку, за счет использования программного обеспечения;

·     составить систему заданий для каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности, увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и тиражирования;

·     предложить учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию;

·     при использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется  возможность контролировать индивидуальную работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность. Учащиеся  могут работать в темпе, соответствующем их природным задаткам и уровню подготовленности.

Педагоги могут использовать не только готовые ресурсы, но и самостоятельно их разработать. 

При создании электронных пособий можно использовать кейс-технологию, которая  является одной из форм самостоятельной работы учащихся с использованием электронных средств обучения и дополнительных источников информации. После выбора технологии необходимо определить примерный набор курсов и модулей.

В качестве примера  рассмотрим более подробно электронное учебно-методическое пособие «Основы экономики и предпринимательства», одним из авторов которого я явлюсь.  Данное пособие содержит системное изложение основных разделов комплексной адаптационной программы «Основы экономики и предпринимательства», которая состоит из пяти курсов по выбору:  «Основы экономики», «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга» и «Основы бухгалтерского учета».

Именно тех разделов, которые находятся за рамками учебной программы общеобразовательной школы для учащихся 8-9 классов и могут повлиять на выбор профиля обучения в 10-11 классе.

Данное электронное пособие призвано помочь  учащимся изучить основные вопросы экономики и предпринимательства, расширить их   общий кругозор и помочь сформировать целостное представление о сущности экономической деятельности и применении ее в профессиональной сфере, а так же  способствовать формированию экономического мышления и  информационной культуры учащихся.

Учебный материал пособия сгруппирован в пять основных разделов:

·     Комплексная программа курсов по выбору по экономике «Основы экономики и предпринимательства»;

·     Методические рекомендации по работе с электронным пособием;

·     Теоретический и практический материал курсов по выбору: «Основы экономики», «Основы предпринимательства», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга» и «Основы бухгалтерского учета»;

·     Словарь экономических терминов;

·     Список используемой и рекомендуемой литературы;

·     Информация об авторах пособия.

Каждый курс по выбору, в свою очередь разбит на семь основных подразделов:

·     Тематическое планирование курса;

·     Теоретические основы;

·     Практические основы;

·     Вопросы для самостоятельного рассмотрения;

·     Задания для самостоятельного выполнения;

·     Рекомендуемая литература и другие источники информации для самостоятельного изучения  и углубления знаний по данному курсу.

Данное электронное пособие рассчитано на широкий круг лиц, интересующихся вопросами  экономической теории и практики, а   так же учителей технологии, экономики, обществознания и географии. При проведении учебных занятий  в качестве  самостоятельного учебного пособия, и в качестве дополнительного материала.

Преимущества  данного электронного учебно-методического пособия в том, что информация в нем представлена нелинейно, а,  следовательно, можно открывать разделы содержания в любой последовательности. Сочетание текста, использование различных шрифтов, выделение цветом, наличие графических изображений способствуют лучшему усвоению материала. 

Пользоваться данным пособием достаточно просто: для этого необходимо выбрать в содержании понравившийся раздел, (название разделов являются гиперссылками)  и щелчком левой кнопкой мыши осуществить переход к материалу, выбранного раздела.

Для удобства пользователя учебный материал пособия сгруппирован в пять основных разделов, а каждый элективный курс, в свою очередь разбит на семь подразделов.

В теоретических разделах раскрывается содержание основных теоретических вопросов данных курсов в доступной, понятной форме с применением примеров из жизни, что  облегчает понимание фактического материала.

Выполнение практических заданий помогает учащимся лучше усвоить теоретических материал, и способствует оптимальному выбору профиля обучения в старшей школе.

Разработанное учебно-методическое пособие проходило апробацию  на базе образовательных учреждений в рамках проведения курсов по выбору  среди учащихся 9-х классов. 50% учащихся выбравших курсы экономического профиля, остановили свой выбор на данной форме самостоятельной работы. Это те учащиеся, которые успешно владеют информационными технологиями и имеют дома компьютер.

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, что внедрение кейс-технологии как формы самостоятельной работы учащихся способствует:

§  Индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов, занятости и потребностей обучаемых;

§  Стимулированию стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к самостоятельному обучению;

§  Усилению междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;

§  Повышению гибкости, мобильности учебного процесса, его  постоянному и динамическому обновлению.

 

Литература

1.     Гозберг Г.С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования/  Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

2.     Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001
Яндекс.Метрика