ЭЛЕКТРОННОЕ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
КАК ФОРМА
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
В РАМКАХ КУРСОВ
ПО ВЫБОРУ
Кускова Ирина
Николаевна,
МАУ «Центр
развития образования» МО г. Братска
Современное общество,
по мнению многих исследователей (Д. Белл, А. Тоффлер, В.Н. Зинченко и др.)
находится на стадии перехода от
индустриального типа к информационному.
Вопрос адаптации
человека к жизни в высоко динамичном обществе становится в наше время весьма
актуальным. Информационное общество требует информационно грамотных людей. Именно поэтому, информатизация общества
диктует необходимость существенных изменений и в образовании, так как именно
оно является фундаментом для всех областей человеческой деятельности.
Современное человечество включилось в общеисторический процесс, называемый
информатизацией.
Информатизация
образования является важнейшим условием развития постиндустриального общества,
в котором объектами и результатами труда подавляющей части населения являются
информационные ресурсы и научные знания. Информатизация образования
представляет собой сложнейшую и актуальную материально-техническую,
научно-методическую, педагогическую, социальную и организационную проблему.
Информатизация образования – процесс довольно сложный и требующий определенного
времени и поэтапности осуществления:
Внедрение новых информационных технологий в
образовательный процесс приводит к коренному изменению функций педагога,
который вместе с обучаемыми все более становится исследователем, программистом,
организатором, консультантом. Современные педагоги осваивают электронные образовательные
ресурсы и новые информационные технологии. Происходит, пересмотр
организационных форм учебного процесса в сторону увеличения доли самостоятельной, индивидуальной и
коллективной работы учащихся, объема практических и лабораторных работ
поискового и исследовательского характера, более широкого проведения
внеаудиторных занятий.
Использование в
образовательном процессе электронных средств обучения позволяет педагогу
добиться следующих результатов:
· упростить
процесс планирования индивидуальной работы ученика и сократить
время на подготовку, за счет использования программного обеспечения;
· составить
систему заданий для каждого ученика, учитывая его индивидуальные особенности,
увеличить объем используемых заданий, в разы сократить время их отбора и
тиражирования;
· предложить
учащимся дополнительную зрительную и слуховую информацию;
· при
использовании на уроке сетевой версии электронного пособия появляется возможность контролировать индивидуальную
работу каждого ребенка, вносить коррективы и оценивать его деятельность.
Учащиеся могут работать в темпе,
соответствующем их природным задаткам и уровню подготовленности.
Педагоги могут
использовать не только готовые ресурсы, но и самостоятельно их разработать.
При создании
электронных пособий можно использовать кейс-технологию, которая является одной
из форм самостоятельной работы учащихся с использованием электронных средств
обучения и дополнительных источников информации. После выбора технологии
необходимо определить примерный набор курсов и модулей.
В качестве примера рассмотрим более подробно электронное
учебно-методическое пособие «Основы экономики и предпринимательства», одним из
авторов которого я явлюсь. Данное пособие
содержит системное изложение основных разделов комплексной адаптационной
программы «Основы экономики и предпринимательства», которая состоит из пяти
курсов по выбору: «Основы экономики»,
«Основы предпринимательства», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга» и
«Основы бухгалтерского учета».
Именно тех разделов,
которые находятся за рамками учебной программы общеобразовательной школы для
учащихся 8-9 классов и могут повлиять на выбор профиля обучения в
Данное электронное
пособие призвано помочь учащимся изучить
основные вопросы экономики и предпринимательства, расширить их общий кругозор и помочь сформировать
целостное представление о сущности экономической деятельности и применении ее в
профессиональной сфере, а так же способствовать
формированию экономического мышления и
информационной культуры учащихся.
Учебный материал
пособия сгруппирован в пять основных разделов:
· Комплексная
программа курсов по выбору по экономике «Основы экономики и
предпринимательства»;
· Методические
рекомендации по работе с электронным пособием;
· Теоретический
и практический материал курсов по выбору: «Основы экономики», «Основы
предпринимательства», «Основы менеджмента», «Основы маркетинга» и «Основы
бухгалтерского учета»;
· Словарь
экономических терминов;
· Список
используемой и рекомендуемой литературы;
· Информация
об авторах пособия.
Каждый курс по выбору,
в свою очередь разбит на семь основных подразделов:
· Тематическое
планирование курса;
· Теоретические
основы;
· Практические
основы;
· Вопросы
для самостоятельного рассмотрения;
· Задания
для самостоятельного выполнения;
· Рекомендуемая
литература и другие источники информации для самостоятельного изучения и углубления знаний по данному курсу.
Данное электронное
пособие рассчитано на широкий круг лиц, интересующихся вопросами экономической теории и практики, а так же учителей технологии, экономики,
обществознания и географии. При проведении учебных занятий в качестве
самостоятельного учебного пособия, и в качестве дополнительного
материала.
Преимущества данного электронного учебно-методического
пособия в том, что информация в нем представлена нелинейно, а, следовательно, можно открывать разделы
содержания в любой последовательности. Сочетание текста, использование
различных шрифтов, выделение цветом, наличие графических изображений способствуют
лучшему усвоению материала.
Пользоваться данным
пособием достаточно просто: для этого необходимо выбрать в содержании
понравившийся раздел, (название разделов являются гиперссылками) и щелчком левой кнопкой мыши осуществить
переход к материалу, выбранного раздела.
Для удобства
пользователя учебный материал пособия сгруппирован в пять основных разделов, а
каждый элективный курс, в свою очередь разбит на семь подразделов.
В теоретических
разделах раскрывается содержание основных теоретических вопросов данных курсов
в доступной, понятной форме с применением примеров из жизни, что облегчает понимание фактического материала.
Выполнение практических
заданий помогает учащимся лучше усвоить теоретических материал, и способствует
оптимальному выбору профиля обучения в старшей школе.
Разработанное
учебно-методическое пособие проходило апробацию
на базе образовательных учреждений в рамках проведения курсов по
выбору среди учащихся 9-х классов. 50%
учащихся выбравших курсы экономического профиля, остановили свой выбор на
данной форме самостоятельной работы. Это те учащиеся, которые успешно владеют
информационными технологиями и имеют дома компьютер.
На основе выше
изложенного можно сделать вывод о том, что внедрение
кейс-технологии как формы самостоятельной работы учащихся способствует:
§ Индивидуализации
учебно-воспитательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей,
индивидуально-типологических особенностей усвоения материала, интересов,
занятости и потребностей обучаемых;
§ Стимулированию
стремления учащихся к постоянному самосовершенствованию и готовности к
самостоятельному обучению;
§ Усилению
междисциплинарных связей в обучении, комплексному изучению явлений и событий;
§ Повышению
гибкости, мобильности учебного процесса, его
постоянному и динамическому обновлению.
Литература
1.
Гозберг
Г.С. Информационные технологии: учебник для сред. проф. образования/ Г.С. Гохберг, А.В. Зафиевский, А.А. Короткин.
– М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2.
Захарова
И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие для студ. высш.
пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.