РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ АВТОРСКИХ
КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ
Куприянова Юлия Владимировна,
НОУ «Православная школа во имя
Святой Троицы», г. Ангарск
Весьма важным аспектом педагогической деятельности
является оценивание преподавателем знаний обучаемых. В настоящее время
существует большое количество видов, методов и форм контроля. Одним из способов
быстрой проверки знаний является тестирование[2].
Сегодня в России активно развивается национальная
система тестирования. С 2001 г. проводится эксперимент по единому
государственному экзамену (ЕГЭ).
Большую популярность набирает внедрение компьютера в
образование, и компьютерные технологии в образовании прочно связывают с
тестированием. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования
проводит Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования
(ФЭПО).
Факты неумолимо говорят о
том, что образование выходит за государственные границы, перестает считаться
внутренним делом одной страны. Активизируются
международные исследования, дающие информацию о подготовке учащихся
отдельных стран в сравнении с общепринятыми стандартами. Многие международные
организации проявляют заинтересованность в получении данных об эффективности
образовательных систем различных государств мира.
Компьютерные тесты, тесты, которые
предполагают сбор тестовой информации в режиме диалога испытуемого с
компьютером, тесты хорошо использовать для проверки успеваемости и текущего
учебного контроля знаний учащихся.
На рынке образовательных разработок появилось большое
количество подобных программ различного качества и направленности. Эти тесты не
всегда соответствую требованиям учителя. Остается одно – разрабатывать
компьютерные тесты самостоятельно. Но не каждый педагог владеет необходимыми
знаниями для создания этих компьютерных тестов. В связи с этим весьма
актуальным является создание инструментальных авторских систем – тестовых
оболочек.
В сфере этих технологий разработано большое количество
подобных программ. Но поскольку созданием большинства этих программ занимались
программисты, знающие о тестировании поверхностно, то созданные ими авторские
системы являются функционально ограниченными, так как разработаны они для
узкого спектра учебных дисциплин и не поддерживают различные типы тестов. А без
этого создание качественного компьютерного теста невозможно.
На сегодняшний день данная проблема является
актуальной, так как компьютерное тестирование – это не просто новая линия в
образовательной политике, а свидетельство более серьезных тенденций последних
лет.
Вследствие этого автор данной статьи задался целью
разработать инструментальную тестовую оболочку, которая:
·
Оболочка должна быть проста в использовании, иметь
современный дружественный пользователю интерфейс. Для работы с программой
достаточно владеть начальными навыками обращения с персональным компьютером;
·
Готовый тест должен содержать произвольное количество
заданий;
·
Предоставлять преподавателю, создающему тест, возможность
выбирать тип теста (свободный тест, однозначного выбора и т.д.);
·
Тест должен включать задания как одного типа, так разных
типов;
·
Содержать возможность ввода сложных математических формул;
·
Поддерживать возможность вставки рисунков, графиков;
·
Предоставляет возможность поддержки связи с другими
приложениями (графических объектов из Paint);
·
Давать возможность преподавателю самостоятельно назначать
весовой коэффициент заданиям;
·
Инструментальная система должна автоматически подсчитывать
сумму баллов за выполненные учащимся задания;
·
После завершения создания тест должен записываться в
отдельный динамический HTML – документ, позволяющий проводить компьютерное тестирование
независимо от программного обеспечения, содержащегося на компьютере;
·
Система должна автоматически создавать папку, содержащую все
необходимые файлы теста, а также при желании пользователя удалять ее.
На рисунке 1 приведено
графическое представление разработанной тестовой
инструментальной оболочки «ТесТ».
Рис. 1.
Графическое представление
разработанной
тестовой инструментальной оболочки «ТесТ».
На рисунке 2 приведен внешний вид главного окна
программы «ТесТ». Данное диалоговое окно является «отправной точкой». С этого
окна пользователь начнет создавать тест (кнопка «Создать тест»); просмотреть
готовый тест (кнопка «Просмотреть тест»), удалить тест (кнопка «Удалить тест»),
а также вызвать справку (кнопка «Справка») и выйти из программы (кнопка
«Выход»).
Рис. 2. Внешний вид главного
окна
инструментальной
тестовой оболочки «ТесТ».
С помощью разработанной тестовой оболочки «ТесТ» был
создан тест по геометрии на тему «Теорема Пифагора». Созданный тест может
использоваться как в виде компьютерного теста, так и в виде бланкового. Внешний
вид рабочего окна компьютерного теста приведен на рисунке 3.
Рис. 3. Внешний вид окна
компьютерного теста по теме «Теорема Пифагора», созданный с помощью
разработанной тестовой оболочки «ТесТ».
Литература
1. Садовничий В.А. Компьютерная система
проверки знаний студентов // Высшее образование в России. №3, 1994. С. 20-26.
2. Кабанова Т.А. Проблемы и перспективы
применения тестирования для оценки уровня подготовки // «Качество инновации
образовании», 2003, № 3, с. 46-52
3. Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г.,
Савельев Б.А. О компьютерной технологии оценки качества знаний // Высшее
образование в России. №3, 1993. С. 146-153.
4. Майоров А.Н. Теория и практика создания
тестов для системы образования. (Как выбрать, создавать и использовать тесты
для целей образования). - М., 2000.-352с.
5.
Нардюжев
В.И., Нардюжев И. В. Современные системы компьютерного тестирования // Школьные
технологии, 2001, №3