Приветствую Вас, Гость

Использование ИКТ во внеклассной работе

 

Кудякова Л. М.

МОУ «СОШ №24», г. Иркутск

 

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационно-коммуникационных технологий в средней школе. Это не только новые  технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый  подход  к  процессу обучения.

Основной целью обучения иностранным языкам  является  формирование и  развитие  коммуникативной  культуры  школьников,  обучение  практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия  практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы  обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя – активизировать познавательную деятельность учащегося в   процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых  информационных технологий, Интернет-ресурсов, помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и   дифференциацию обучения  с  учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка и вне урока включают:

      - изучение лексики;

      - отработку произношения;

      - обучение диалогической и монологической речи;

      - обучение письму;

      - отработку грамматических явлений.

Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет  создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации,   находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни  молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.

Преимущество компьютера в использовании его как устройства для обучения  других и как помощника в приобретении знаний – это его неодушевленность. Машина  может  "дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты "поддерживать”  его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст  почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания.

Учащиеся принимают участие в тестировании, в викторинах, конкурсах,  олимпиадах,  проводимых  по сети Интернет, переписываются со сверстниками из других стран, участвуют в чатах, видеоконференциях и т.д. К примеру, учащиеся нашей школы Е.Житова и Ю.Домбровская, принимая участие в конкурсах Snail, Helloween, заняли 1-е и 2-е места.

Учителя нашей школы (Кудякова Л.М. и Антонова И.В.) сами составили и провели дистанционный конкурс «Великие писатели». Участники его должны были обменяться знаниями о писателях и их произведениях и сами составить сказки по мотивам произведений Киплинга (6-7 классы) и иллюстрированное с помощью компьютера сочинение свободного жанра, состоящее из 50 слов (8-9 классы).  

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная,  развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.  Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой  функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла – это международное  многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность  основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих  одновременно, – самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка и во внеклассной работе, мы создаем модель реального общения. Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной  Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях.

Компьютер лоялен  к разнообразию ученических ответов: он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их  самостоятельность и создает благоприятную социально-психологическую атмосферу на уроке, придавая  им  уверенность  в  себе. 

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо   овладение учащимися информационной культурой, а также компьютерно-экранной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернет.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор  услуг  может  включать  в себя:

      - электронную почту (e-mail);

      - телеконференции (usenet);

      - видеоконференции;

      - возможность публикации собственной информации, создание собственной        домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

      - доступ к информационным ресурсам:

      справочные  каталоги  (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

      - поисковые системы  (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

      - разговор в сети (Chat).

Эти ресурсы могут быть активно использованы не только на уроке, но и во внеклассной работе. Учащиеся часто прибегают к использованию вышеперечисленных материалов при составлении презентаций, создании проектов и научно-исследовательских работ. Количество учащихся, занимающихся исследовательской работой по языку и страноведению, увеличивается.

Овладение коммуникативной и межкультурной компетенцией невозможно без практики общения, и использование ресурсов Интернет просто незаменимо: виртуальная среда Интернет позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя  ее  пользователям возможность аутентичного общения с  реальными  собеседниками  на  актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что  Интернет – лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его  использование  в  процессе работы.

Как нельзя, кстати, нам помогает составленный нами элективный курс «Виртуальная переписка». После прохождения этого курса ученицы Е.Плюснина и А.Панькова участвовали в конкурсе «E-mail», проводимом Snail, и заняли 1-е и 3-е места.

В ходе переписки учащиеся  могли обсудить темы: обзор книг, сказок, газетных статей, телепередач, цитаты  и поговорки,  высказывания,  анекдоты  и  загадки,  местные рецепты, меню, средства народной медицины, фольклор, спорт, школа  и  ее  проблемы  и  т.д. они изучили правила переписки, познакомились с принятыми сокращениями и смайликами.

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты через установление дружеской переписки.

Обмен письмами можно осуществлять в любом  классе  и  на любом  уровне  владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучения таким образом культуры, электронная переписка  имеет  свои  преимущества  по  сравнению  с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле. Не на все письма приходят ответы, что влечет за собой глубочайшее разочарование. Чтобы этого не случилось, можно предложить ученикам  общаться сразу с несколькими партнерами (в  той  же  группе  или  в  параллельной,  в другом городе и даже стране).

Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка. Помимо  формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, нельзя  отрицать  и  развитие  межкультурной  компетенции.

Более того, можно смело утверждать, что на  сегодняшний день использование ресурсов интернет, в т.ч. e-mail – наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях реального общения.

Как уже отмечалось выше, для повышения эффективности использование e-mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может быть следующим:

поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по переписке;

напишите информацию о себе;

вышлите несколько сообщений, например, 2-3 в неделю;

для того чтобы получить ответ, задайте в конце  сообщения  интересующие  вас вопросы;

примите не меньше трех ответов на свои сообщения;

предоставьте полный отчет о проделанной  работе:  что  вы  сделали,  что  из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них.

Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации. 

Использование Интернета в коммуникативном  подходе  как  нельзя  лучше мотивировано: его цель состоит  в  том,  чтобы  заинтересовать  обучаемых  в изучении иностранного языка посредством накопления и расширения их знаний и опыта.  Обучаемые  должны  быть  готовы  использовать  язык   для   реальной коммуникации вне занятий, например, во  время  посещений  страны  изучаемого языка, во время приема иностранных гостей дома, при  переписке,  при  обмене аудио- и видеокассетами,  результатами  заданий  и  т.п.  со  школами  или друзьями в стране изучаемого языка.

Развитие самостоятельности обучаемого с помощью глобальной  сети  представляет  собой постепенный процесс, который следует постоянно поощрять. Возможно,  наиболее важной задачей, стоящей  перед  преподавателем  языка,  является  нахождение оптимальных способов вести обучаемых  к постепенно возрастающей самостоятельности.

Интернет предоставляет возможность наблюдать  и  копировать  использование  языка,  навыки,  образцы  поведения партнеров;  извлекать  новые  значения  проблем  во  время их совместного обсуждения.

Большим плюсом использования  ресурсов Интернета  является  развитие межкультурной компетенции, т.е.,  знакомству  с   различными   культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения  друг в друга, формированию   культурных   универсалий,    необходимых    для    достижения взаимопонимания  и   плодотворного   сотрудничества   при   непосредственном общении.

World Wide Web с огромным количеством  сайтов  и  домашних  страничек, предоставляющих  информацию  на  все  вкусы – является бескрайним полем деятельности в плане использования на уроке иностранного языка для  развития межкультурной компетенции.

И использование Интернет, и адаптация оригинальных материалов в классе сейчас  набирают ход. Т.о., путешествуя по сети, учащийся непременно встретится с таким количеством печатной информации, которую  он  никогда бы не собрал во время  посещения  страны.  Проводя недели английского языка, учителя адресуют учеников к сети Интернет.

Одним из новейших направлений в последнее время является использование интерактивных технологий в процессе обучения. Появление интерактивных досок (Smart, InterWrite) в школах делает возможным внедрение данных технологий на различных уроках в школах и во внеклассной работе. Что такое интерактивная доска? Это комплект современных достижений техники, состоящий из интерактивной доски, компьютера и проектора. Эти три простые вещицы позволяют творить чудеса на уроках.

Считаю, что использование интерактивной доски Smart значительно помогает повысить эффективность обучения, так как предоставляет огромные возможности использования наглядности подачи материала, быстрого поиска дополнительной информации (при прямом выходе в Интернет), творческого подхода к проведению уроков иностранного языка в школе.

Работая со Smart доской, учащиеся могут одновременно видеть, слышать, произносить и писать, что способствует наилучшему усвоению предлагаемого материала. Передвижения по экрану доски грамматических структур, слов, картинок; выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров; использование звуковых роликов, возможность записи фрагмента урока и т.п. доставляет огромное удовольствие учащимся разных уровней, что повышает их мотивацию к изучению иностранного языка и эффективность учебного процесса.

Учителя школы проводили семинары для студентов-заочников ИГЛУ и завучей иркутских школ по использованию интерактивной доски на уроках и во внеклассной работе. Таким образом, используя интерактивную доску, мы можем организовать постоянную работу учащихся с использованием последних достижений науки и техники. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе.

Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно  эффективно  решать  целый   ряд дидактических задач:

а)            формировать  навыки  и  умения  чтения,

б)           совершенствовать умения аудирования,

в)            совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения представленных учителем или кем-то из учащихся материалов сети;

г)            совершенствовать  умения  письменной речи, индивидуально или письменно составляя  ответы  партнерам,  участвуя  в  подготовке  рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;

д)           пополнять свой словарный  запас, как активный, так и пассивный, лексикой  современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;

е)            знакомиться  с  культуроведческими  знаниями,  включающими  в  себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;

ж)          формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке  на  основе   систематического   использования   «живых»   материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и  актуальных  проблем, интересующих всех и каждого.

При работе с информационно-коммуникационными технологиями  меняется  и  роль  педагога, основная задача которого – поддерживать и  направлять  развитие  личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся  на  принципах сотрудничества  и  совместного  творчества.  В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение  самостоятельной  индивидуальной  и  групповой  работы  учащихся, отход от традиционного урока с  преобладанием  объяснительно-иллюстративного метода  обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского  характера.  В  данном  виде  сотрудничества Интернета и урока часто используется проектная форма учебной деятельности. Проект предполагает самостоятельную исследовательскую работу  школьников, в процессе  которой  ребята  ищут  способ решения некоторой комплексной многоуровневой задачи.
Яндекс.Метрика