Приветствую Вас, Гость

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ИКТ

 

Кравченко М. А.

МОУ «СОШ № 9» г. Ангарск

 

Точка, точка, запятая – Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик,- Получился человечек!

Что увидят эти точки? Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете – Вот за  это мы в ответе!

Это известное стихотворение Юлия Кима является подтверждением огромной роли учителя перед будущим школьников.

Современный педагогический процесс имеет в своей основе развитие новой образователь­ной среды, создание которой позволит существенно усилить влияние школы на ход самореализации личности обучающегося. Это веление времени, во многом определяющее содержание преобразований учебного процесса современной школы, явилось одной из причин непрерывного поиска новых, более эффективных педа­гогических технологий.

Современные педагогические техно­логии отдают предпочтение формам и методам обучения, призванным содействовать выявлению и форми­рованию компетенций учеников в за­висимости от их личных склонностей и интересов. При этом, учитывая все возрастающий объем подлежащей усвоению информации, концентрирующей накопленный социальный опыт, следует от­давать предпочтение формам и методам обучения, способным обеспечить процесс интегрирования знаний.

Метод проектов является уникальной возможностью для его участников не только реализовать свои потенциальные возможности, но также вовлечься в поисковую, творческую, самостоятельную деятельность по решению определенной проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, и достичь результата этой деятельности, то есть стать более компетентным в тех или иных вопросах. Использование метода проектов позволяет сформировать у школьников умение ориентироваться в огромном море информации, акцентируя внимание на главном, брать ответственность на себя и принимать решения, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, что является необходимым условием успешной жизни в современном обществе.

Анализ литературы показал, что главным образом рассматривается процесс организации проект­ной деятельности в целом. Однако использование компьютерных информационных тех­нологий при подготовке проектов исследовано недостаточно. В условиях информатизации обра­зования владение компьютерными информационными технологиями рассматривается как вторая грамотность, которая готовит молодое поколение к жизни в информатизированном обществе, где значительный удельный вес занимают различные виды деятельности по обработке информации.

Школьный возраст является сензитивным периодом для развития креативности, творческого мышления. Проектная деятельность обучающихся с ис­пользованием компьютерных информационных технологий позволяет реализовать деятельностный подход в обучении, создает условия для внедрения в педагогический про­цесс индивидуального подхода и обеспечивает успешность последующего обучения де­тей в современной школе, их саморазвитие и профессиональное самоопределение.

Существенную роль при этом призван сыграть факультативный курс "Юный исследователь", который позволит обучающимся самостоятельно использовать информацию в целях имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Актуальность темы обусловлена противоречиями между:

1) требо­ваниями современной педагогической парадигмы, выдвигающей на первый план идею творческого развития личности, рассматривающей ИТ, как средство развития учащих­ся и ориентацией учителей на формирование у обучающихся, в основном, знаний и уме­ний;

2) между необходимостью формирования готовности школьников к проект­ной деятельности с использованием компьютерных информационных технологий в современных организационно-педагогических условиях и недостаточной разработанностью научно-обоснованных и практических подходов к решению этой задачи;

3) между возрастающим числом  ученических проектов с исполь­зованием компьютерных технологий, участием их в различных конкурсах, олимпиадах и теоретико-педагогической недостаточностью раскрытия дидактических условий под­готовки таких проектов и развития, учащихся в этой деятельности.

Выявленные противоречия, обозначили проблему: каковы педаго­гические условия организации проектной деятельности школьников с исполь­зованием ИКТ для формирования готовности учащихся к такой деятельности в процессе дальнейшего обучения?

Цель – разработка факультативного курса «Юный исследователь», теоретическое обоснование этапов формирования готов­ности школьников к проектной деятельности с использованием информационных компьютер­ных технологий.

Актуальность - ежегодный рост количества внеклассных, внешкольных, муниципальных, региональных, Всероссийских мероприятий требует от учащихся не только владение знаниями проектной деятельности, но все чаще и умения представить результат своего труда, продемонстрировав информационную грамотность и умение владеть основами информационных технологий. Предлагаемый учебный курс знакомит обучающихся с особенностями проектной деятельности, настраивает мышление ученика на проектное восприятие жизненных, учебных проблем, и учит грамотно использовать ИТ.

Учебное время факультативного часа, распределено между занятиями проектной деятельностью с занятиями теоретической информатики.

Факультативный курс рассчитан на 34 часа.

Основная задача курса - получение учащимися обязательного минимума теоретических и практических знаний, умений и навыков по предлагаемой для изучения программе.

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

·          Отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических и практических понятий в курсе факультатива, в соответствии с возрастными особенностями школьников, уровнем их знаний в соответствующем классе;

·          Формирование логического мышления, развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

·          Индивидуально-личностный подход к обучению школьников;

·          Овладение  поисковыми, проблемными, исследовательскими и репродуктивными типами деятельности во время индивидуальной и коллективной работы на уроке, дополнительная мотивация через игру;

В процессе работы  учащиеся научатся основам:

1. проектной деятельности:

·          планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;

·          использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;

·          анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;

·          аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;

·          распределять обязанности внутри группы;

·          представлять созданный проект перед аудиторией;

·          оценивать себя и других;

 2. овладеют основами информатики:

·          запускать программы WordPad, Microsoft Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint, Paint, из меню Пуск;

·          вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

·          понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

·          изменять размеры и перемещать окна, реа­гировать на диалоговые окна;

·          применять текстовый редактор для набора, редактирования  и  форматирования  текстов;

·          применять графический редактор Paint, для редактирования растровых изображений;

·          применять программу Power Point, для защиты проекта;

·          кодировать информацию;

·          пользоваться программным и аппаратным обеспечением компьютера, ПК, Интернетом, носителями информации;

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических работ.

Итоговый контроль реализуется в форме урока-конференции с защитой авторских проектов учащихся.

Требования к учебной проектной деятельности  обучающихся:

ü темы проектов - близкие к содержанию учебных предметов, а про­блема - знакома и значима;

ü длительность выполнения проекта индивидуальна;

ü осмысление и целенаправленное приобретение и применение знаний, необходимых в проекте;

ü Наличие разных форм, приемов и методов деятельности в процессе проектирования;

ü дети выполняют проекты: фантастические, эмпирические и теоретиче­ские (исследовательские).

Разработанное педагогическое программное средство (ППС) является компонентом методической поддержки факультативного курса «Юный исследователь», размещенным на школьном FTP – сервере. ППС доступно обучающимся и педагогам и помогает им самостоятельно,  в индивидуальном режиме работать с необходимыми темами.

Практика показала, что формирование готовности школьников к проектной деятельности с использованием ИКТ более эффективно и результативно.
Яндекс.Метрика