Приветствую Вас, Гость

МЕТОДИКА  ПРЕПОДАВАНИЯ  ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ, СУБД MS ACCESS»

 

Комарова В. Г.

МОУ «Гимназия №1»,  г.  Ангарск

 

Оснащение школ мощными современными  компьютерами  предоставляет новые большие возможности, но и предъявляет к предмету «Информатика и ИКТ»  новые требования. Во главу угла ставится освоение информационных технологий, их применение как на уроках информатики и различных школьных предметов, так и во внеклассной работе, в творческой работе, в предпрофильной подготовке учащихся. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ» включает в себя все аспекты, но количество рекомендуемых учебных часов позволяет в отдельных случаях получить только минимум знаний. Так,  это относится к изучению информационных систем и СУБД  MS Access.

Современная концепция образования предполагает предпрофильную подготовку учащихся в основной школе. Для реализации этой концепции  в 2002 г. автором этой статьи был разработан и утвержден муниципальной комиссией учебно-методический комплекс, включающий учебную программу, КТП, практические работы по урокам курса.  Начиная с 2001-2002 уч. года  в МОУ Гимназия№1 ежегодно проводится факультативный курс «ИНФОМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ,  СУБД MS ACCESS».

 Начало создания этой программы факультатива было положено после  обучения на курсах повышения квалификации в ИПКРО, проводимых на кафедре информатизации  образования преподавателем кафедры к.т.н.  Е.В. Хламовым.  В течение 8 лет программа многократно апробирована в 9-10 классах, при необходимости подвергалась корректировке. В 2009 учебно-методический комплекс был переработан с учетом рекомендаций, полученных на дистанционных курсах повышения квалификации в  Педагогическом университете «Первое сентября» (г. Москва), по теме «Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики», проводимых Семакиным И.Г., утвержден муниципальной комиссией г. Ангарска.

Программа курса предоставляет учащимся возможность получить представление о профессиональной деятельности специалистов, работающих в области создания информационных систем,  получить углубленные знания,  практические навыки и умения, подготовиться и приступить к творческой работе.

В основу программы факультативного курса  положены  следующие методологические положения: реализовать личностно-деятельностный подход, предполагающий максимальное развитие индивидуальных особенностей учащихся через вовлечение в различные виды деятельности; реализовать компетентностный подход, формирующий такой основной результат обучения как готовность использовать полученные знания и умения в учебной, творческой, а в будущем  и в профессиональной  деятельности; приобщать учащихся к миру творчества, активизировать процессы самовыражения.

Цели программы: изучение понятия «информационная система» (ИС),  знакомство со средствами  и методами  организации и хранения больших объемов информации, способов организации ИС; изучение современных технологий создания компьютерной информационной системы; приобретение практических навыков в создании реальной системы в некоторой предметной области; получение представления о профессиональной деятельности специалистов в области создания ИС; активизация самостоятельной, творческой работы учащихся.

Задачи программы:  знакомство с содержанием обучения на информационно-технологическом профиле в гимназии; получение знаний и освоение информационных технологий по созданию ИС; выявление интересов, наклонностей, увлечений учащихся; выявление и развитие способностей; развитие нестандартного, творческого мышления; формирование созидательного настроя, приобщение к исследовательской, проектной работе.

Содержание программы факультативного курса

1.     Понятие информационных систем.

Виды информационных систем, предметная область. Информационные системы на бумажных носителях. Способы организации данных. Систематизация информации с помощью таблиц. Типы таблиц.  Понятие системы, свойства системы.

2.     Компьютерные информационные системы.

Модели данных, реляционная модель данных. Таблицы, поля, записи. Ключевые поля. Типы связей между данными в БД. Нормализация таблиц. Этапы создания информационной модели БД: анализ предметной области, структуры данных, информационных связей, выделение информационных объектов, построение инфологической модели БД.

3.     Основные понятия СУБД MS Access. Создание схемы БД, таблиц

СУБД MS Access 2003: назначение, возможности, структура окна. Объекты  Access (таблицы, запросы, формы, отчеты, макросы, модули). Разработка  информационной модели БД: создание схемы БД – структур таблиц и связей между ними с помощью ключевых полей. Заполнение таблиц в режиме таблицы.

4.     Обработка данных в БД

Сортировка, поиск и выборка данных. Создание фильтра. Обработка данных в БД с помощью запросов. Виды запросов. Основные операции обработки данных в таблицах. Язык структурированных запросов SQL. Создание запросов разных видов, запись условий отбора данных, выражений в вычисляемых полях запросов.

5.     Создание интерфейса пользователя.

Назначение, виды форм, создание форм с помощью мастера или конструктора. Источники данных для формы. Создание форм в виде таблиц, карточек для работы с данными. Элементы управления ActiveX. Создание форм - панелей управления с элементами управления. Работа с подчиненными формами.

6.    Понятие объекта. Структура объектов в среде MS Access 2003.  Методы, свойства, события объектов – форм и элементов управления, расположенных на формах. Встроенный язык программирования VBA. Возможности программирования в среде MS Access 2003.

7.     Создание отчетов

Назначение, создание отчетов с помощью мастера или конструктора. Источники данных для отчета. Форматирование отчетов. Группировка данных в отчетах. Вычисления итоговых значений, нумерация записей.

Формы, методы, средства освоения содержательного компонента

На разных этапах работы используются такие  методы обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский  метод

В процесс изучения нового материала осуществляется с использованием таких методов, как показательное изложение с демонстрацией на ПК, алгоритмическое, проблемно - программированное, диалогическое изложение.

В процессе работы над темой используются приемы преподавания: постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, демонстрация предыдущего опыта, показ алгоритмов поиска, оказание помощи.

Формы организации учебного процесса: коллективная (обсуждение проблемы проходит в форме дискуссии), групповая (над одной проблемой, задачей может работать группа учащихся), индивидуальная (над задачей работает один учащийся), практическая работа с использованием компьютера, защита работы.

Задания на разной стадии имеют учебный, творческий, исследовательский характер. Их содержание реализует межпредметные связи с другими отраслями классических и прикладных наук, задания часто имеют практическое значение, иногда ориентированы на дальнейшее направление образования учащегося и даже на профессиональную деятельность.

Типы деятельности, которые осваиваются учениками:

коммуникативный (решение поставленной задачи может быть найдено в процессе обсуждения, дискуссии), поисковый (все этапы решения задачи на ПК имеют поисковый характер, ведется поиск путей и средств для ее решения); творческий, исследовательский (выполнение конкурсной работы содержит элементы творчества, а иногда  исследования).

В процессе обучения предполагается широкое использование методов личностно – деятельностного образования, реализацию методов  индивидуального подхода,  на таких занятиях  учителю предоставляется больше возможностей учесть особенности личности ученика, оценить его способности, понять наклонности, направить, углубить, развить их.

Учет разных уровней развития способностей, а также индивидуальных особенностей, наклонностей, интересов учащихся,  их потребностей, возможностей  и даже увлечений осуществляется в процессе всей работы, но в основном  - на этапе выбора тематики, содержания, сложности индивидуальной работы.

К концу курса обучения должна быть  реализована основная цель программы - подготовленность учащегося к самостоятельной, творческой работе.

Учебная деятельность учащихся осуществляется в различных формах:

получение теоретических знаний на лекционной части урока; знакомство с демонстрационными работами по теме  на ПК; обсуждение, дискуссия при постановке общей проблемы, задачи и в процессе их решения; самостоятельная работа по решению учебной или творческой задачи;  приобретение практических навыков и умений –  при работе на ПК; творческий отчет,  защита в конце работы над задачей; выступление на гимназической научно - практической конференции «За страницами учебника» и  НПК  разных уровней.

Мотивация образовательной деятельности учащихся повышается за счет применения следующих способов повышения познавательного процесса: показ достижений учащихся; показ практической роли знаний; ориентирование в предстоящей деятельности; достижение морального удовлетворения от получения конкретного результата по решаемой проблеме, задаче и его положительной оценки на защите.

Критериями реализации программы являются следующие результаты:
знание основных возможностей изучаемой среды, умение работать в ней; умение выполнить постановку задачи, т. е.  разобраться в ее сущности, определить, какие данные являются исходными, какие нужно получить результаты;  умение определить путь решения проблемы, умение выполнить  последовательность этапов в создании ИС; участие в научно-техническом творчестве, представление работ учащихся на конкурсах различного уровня;  участие в олимпиадах по информационным технологиям; умение представить, защитить свою работу на гимназической конференции и на других конкурсах.

При достижении этих результатов выполняются воспитательные задачи, такие как: воспитание настойчивости, упорства в достижении цели; воспитание умения правильно оценивать себя,  свои результаты; воспитание умения учиться на своих ошибках и делать выводы. Все это в конечном итоге способствует формированию таких личностных качеств, как целеустремленность, трудолюбие, самокритичность, уверенность в своих силах.

Знания, навыки и умения, которыми должен овладеть учащийся:
систематизировать информацию, использовать один из способов организации данных; анализировать структуру информации и выделять информационные объекты в соответствии с реляционной моделью БД; создавать структуры таблиц, определять ключевые поля, устанавливать связи в схеме данных, заполнять таблицы информацией в режиме таблицы; создавать формы и заполнять таблицы из форм; работать со стандартными средствами сортировки и фильтрации данных в БД; создавать запросы на выборку, задавать условия отбора, выражения для вычисляемых полей запроса, создавать запросы других видов; создавать формы – панели управления, встраивать элементы управления; использовать подчиненные формы; создавать и форматировать отчеты, группировать данные, выполнять вычисления итоговых значений.

Темы учебных проектов, разрабатываемых на уроках:   «Мои друзья», «Моя коллекция», «Фирма–поставщик», «География», «Литература», «Спортивные соревнования», «Библиотека», «Поликлиника», «Учащиеся гимназии», «Официант», «Туризм».

Творческие проекты, представленные на НПК различных уровней, выполненные в результате обучения на факультативе «Информационные системы»:

·     Информационно-справочная система «Анализ уровня обученности и качества обучения в учреждениях образования (призовые места на Муниципальных НПК, участие в  Региональной НПК «Шаг в будущее», 2006 г.), Иринчеева  Д. (АГТА, ф-т технической кибернетики, спец. «Вычислительные машины и комплексы»);

·     Информационно-справочная система «Профессиональное самоопределение личности. Вузы России» (призовые места на Муниципальных  НПК «Ломоносовские чтения», «Открытие, успех, перспектива», «Диалог культур»,
2008 г.), Воробьев А. (ИВВАТУ, военная авиация);

·     Информационно-мониторинговая система «Чистый город»  (призовые места на Муниципальных НПК, Региональной инженерной выставке, участие в Российской НПК «Шаг в будущее», г. Москва,  2007 г.), Пржевалинская Н. (ИГУ, ин-т Математики и информатики, прикладная математика), Седачева Е. (ИРГТУ, спец. «Бизнес и управление»);

·     Информационная система  «Путеводитель по стране Литературия»  (Муниципальная НПК «Ломоносовские чтения», 2009 г.), Трофимов М.,10 кл.

Участие в олимпиадах по информационным технологиям (MS Access):

·     Городская олимпиада по информационным технологиям, АГТА,  
-
I-е место, Иринчеева Д., 11 кл.;  III-е место, Демидюк А., 11кл., 2004 г.;

·     Областная олимпиада по информационным технологиям, БГУЭП,  
-
II-е место, Иринчеева Д., 11 кл.;  IV-е место, Демидюк А., 11 кл,  2004  г.;

·     Муниципальная олимпиада по информационным технологиям, АГТА,  
- участие, Воробьев Алексей, 11 кл., 2008 г.;

·     Олимпиада по информатике «Шаг в будущее-абитуриент» в рамках Региональной НПК «Шаг в будущее, Сибирь», г. Усолье-Сибирское,
-
III-е место,  Розна А., 10 кл., 2008 г.; II-е место, Розна А., 11 кл.; 2009 г.;

·   Муниципальная олимпиада по по информационным технологиям, АГТА,
-
участие, Трофимов Максим,  9 кл., 2009 г.;

Региональный открытый конкурс по информатике и программированию,
НГУ, Высший колледж информатики  (ном.
MS Excel и MS Access),
-заочн. этап –
III-е место, очн. этап – участие, Мидлер Л., 9 кл., 2008 г.,
-заочн. этап –
II-е место, очн. этап – VI-е место, Мидлер Л., 10 кл. 2009 г.
Яндекс.Метрика