Приветствую Вас, Гость

Эффективной становится обратная связь. Учащийся на уроке не простой созерцатель, а активный участник учебного процесса. Результатом такого творческого  тандема  для учителя является соответствие современным методам преподавания, учета психофизиологических и возрастных особенностей современных детей, для ученика - интерес к учебе, выбор собственной траектории обучения, самообразование.

        На сегодня можно выделить  следующие формы эффективных занятий в медиатеке с использованием интерактивной доски, электронных учебников,  мультимедийных презентаций и Интернет-ресурсов:

o         интегрированные уроки

o         уроки (лекция, путешествие, исследование, зачеты и т.д)

o         диагностика усвоенных знаний

o         тренировочный режим при работе с отстающими учениками

o         защита исследовательских работ

o         конференции

o         тестирования в он-лайн, поиск информации

o         подготовка к олимпиадам и участие в дистанционных олимпиадах

       Анализ результатов анкетирования педагогов среднего звена показал положительную динамику изменения уровня владения  ИКТ  (нулевой, базовый, предметно-ориентированный).

степень владения ИКТ

2006-2007

2007-2008

2008-2009

нулевой уровень

18

5

2

базовый уровень

10

16

13

предметно-ориентированный

2

9

15

Предполагается, что развитие ИКТ-компетенций педагогов стала возможным при выполнении следующих условий:

-внутренней мотивацией к освоению новых технологий

- методического сопровождения занятий

- распространение собственного опыта применения ИКТ

-улучшение материально-технической базы

           В среде учащихся также стали заметны изменения. Активизировалась  самостоятельная, творческая, поисковая деятельность. Возросло число ребят, участвующих  в подготовке мультимедиа-уроков, на которых идет представление и  защита   коллективных продуктов, что свидетельствует об устойчивом познавательном интересе к предметам.  Ученики выступают инициаторами использования информационных технологий на уроке,  улучшают качество собственных разработок  с привлечением новых инструментальных средства и Интернет-ресурсов. Оказывают помощь в создании тестов. На уроке  они сами организуют группы, распределяют роли, решают проблемы.  Заметно меняется  самооценка, проявляется  ценностное отношение к результатам труда других,  толерантность,  сотрудничество и  взаимопомощь. Растет число участников  дистанционных конкурсов и олимпиад (www.it.-n.ruwww.nic-snail.ru«Эйдос», www.eidos.ru).

А представление исследовательских работ учащихся на НПК с использованием современных средств позволили достичь успеха.

ФИО ученика

Мероприятие

Название работы

место

2007-2008 учебный год

Кнауэр Митя

Городская НПК «Шаг в будущее, Юниор»

 

«Пределы выживаемости моллюсков»

1

Бамбуляк  Володя

«История рубанка»

1

Полунин Владислав

«Самый первый продукт питания»

2

2008-2009 учебный год

Кнауэр Митя

Городская НПК «Шаг в будущее, Юниор»

 

«Факторы, влияющие на рост улиток»

1

Губанов Марк

«Пищевые добавки»

3

Вершинина Катя

«Эволюция покрытосеменных»

Диплом участника

Кнауэр Митя

Региональная НПК «Шаг в будущее, Юниор»

 

«Пределы выживаемости моллюсков»

2

Бамбуляк  Володя

История рубанка

3

Увеличилось количество посещений ребятами медиатеки во внеурочное время, где они  занимаются самообразованием и подготовкой к внеклассным мероприятиям. Причем возникают творческие группы из учеников разных классов и возрастов. Это позволяет говорить о социализации учащихся, повышения уровня коммуникативной и информационной культуры.

Безусловно,  в работе  пришлось столкнуться и с рядом проблем. Первая группа проблем  организационного характера, которую помогла разрешить администрация, а именно – составление удобного графика работы медиатеки, позволяющий максимально разгрузить кабинет от уроков информатики.

Второе  - далеко не все учителя стремятся ликвидировать свою собственную инертность, не все воспринимают использование информационных технологий  как позитивный момент,   как  объективную закономерность современного образования. Возможно, одна из  причин то, что учителю требуется освоить не просто технологический инструментарий, «но и методический и дидактический, а иногда и методологический аспекты»  (Кочегарова Л.В.).  А как знать то, что еще  не создано? О медиадидактике в среде педагогов говорят единицы.

Третье: сегодня, когда с медиатекой сотрудничают 80 % учителей среднего и старшего звена, необходимо проводить на постоянной основе мониторинг качества обучения, достижений (и неудач!)  с последующим анализом, активно привлекая психологов.

 Для решения этих проблем планируется  дальнейшее проведение   обучения  в виде практических занятий,  семинаров, круглых столов, направленных на подготовку учителей как пользователей ПК (базовый уровень): «Программы и приложения в практике учителя», «Формы и методы проведения учебных занятий», «Классификация мультимедиасредств, применяемых на уроках», открытых уроков и  для тех, кто психологически готов к решению новых задач - «Особенности организации деятельности учащихся с использованием Интернет-технологий», «Методология медиа-урока», «Критерии эффективности медиауроков».

В начале этого учебного  года составлен план взаимодействия медиатеки с учителями и учащимися,  педагоги внесли в тематическое планирование мультимедиа-уроки, тем самым, изменяя подход к обучению. Рекомендованы для использования технологические карты урока и оценивания, разработанные коллегами сообщества творческих учителей и позволяющие оценить эффективность мультимедийных разработок.  Также в  этом году предстоит решить задачу создания полного комплекса учебно-методических разработок курсу байкаловедения в 5 классе в рамках областного эксперимента и отслеживания результатов обучения, т.к. 10-11-летним ученикам предстоит усвоить  большой и сложный для восприятия объем информации.  

По  отработанной схеме идут уроки по точным и естественным наукам, иностранному языку. Наши учителя приходят к решению создания своих УМК, а значит, необходимо осваивать новые технологии, например, среду MOODL; шире использовать свободное ПО. Предполагается реализация проектов «Моя Родина», «Мой классный самый классный», проведение конкурсов.

Таким образом, организация условий для внедрения ИКТ  в учебный процесс на базе школьной медиатеки, мотивация использования современных методов обучения, расширения новых форм творческого взаимодействия учащихся и педагогов, индивидуальный подход позволил на практике увидеть в эффективность использования информационных технологий в общеобразовательном процессе. Очевидна  и необходимость проведение исследований в области психолого-педагогического воздействия на всех участников педагогического процесса.

Ни одна самая современная техника не заменит Учителя, но высокое качество образовательных услуг может быть достигнуто только при наличии  педагогов, постоянно повышающих  свое профессиональное мастерство, мобильно реагирующих на изменения, происходящие в образовательном пространстве. Компетентное использование ИКТ учителем позволит увеличить педагогическое воздействие на формирование творческого потенциала учащегося. А этому может эффективно содействовать школьная  медиатека.

Список используемой литературы

1.        Аствацуров Г.О«Дизайн мультимедийного урока», Волгоград, Издательство  «Учитель», 2009

2.         Драхлер А.Б. «О формах и методах проведения учебных занятий», www.it-n.ru

3.        Кочегарова Л.В. «К вопросу о медиадидактике», www.it-n.ru

4.        Платонова Т.И. «Знаниевая парадигма сегодня», «Исследовательская работа школьников» № 1, 2009, с 73

5.     «Как сделать эффективной методическую работу по подготовке учителей в области ИКТ»,  Виртуальная педагогическая мастерская http://edu.akipkro.ru 

Приложения к статье



Яндекс.Метрика