РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКИ В
ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Л.Г. Кнауэр
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», г. Усть-Илимск
Обоснование
исследования:
одной из сторон
качественной модернизации образования является
её информатизация. Государством
было принято ряд федеральных программ, направленных на реформу образования:
«Развитие единой информационной образовательной среды 2001-2005», «Концепция
модернизации образования России до 2010 г». В помощь учителю созданы многочисленные
образовательные сайты, виртуальные педагогические
сообщества. Школы оснащаются компьютерным
оборудованием. Практически каждый педагог имеет персональный компьютер. Но
наполнение школ оргтехникой и электронными
образовательными ресурсами, наличие домашнего компьютера зачастую не ведет к решению главной цели - достижения
новых образовательных результатов.
Цель исследования: найти пути и способы повышения
качества обучения и уровня ИКТ-компетенций участников образовательного процесса.
Задачи:
- создать условия для
внедрения информационных технологий в учебную и внеучебную деятельность и
обеспечить широкий доступ к информационным ресурсам;
- повысить мотивацию
использования интерактивных способов в преподавании;
- обеспечить
квалифицированное методическое сопровождение учебно-методических разработок и
обучение новым технологиям;
- расширить формы
взаимодействия учителей и учеников;
- наладить механизм
отслеживания формирования ИКТ-компетенций и их результативности.
Гипотеза: если определить и разработать с
учетом современных требований новое содержание образования с использованием
информационных технологий и в системе применять
в учебном плане, то это позволит активизировать
творческую деятельность педагогов и познавательный интерес учащихся,
реализовать принципы дифференциации учебного процесса, достичь
повышения уровня качества образования и формирование компетенций.
В 2006 году в нашей школе
была создана медиатека,
целью которой являлось создание единой информационной среды и повышение
качества за счет эффективного использования ИКТ и доступности образовательных
услуг.
На первом этапе, проектно-организационном (2006/2007 учебный
год), основной задачей стала разработка
модели школьной медиатеки, как структурного подразделения ОУ, представляющего
собой специальным образом организованные условия для проведения учебной и
внеучебной деятельности, которые способствовали
бы привлечению учащихся к услугам
медиатеки и повышению уровня мотивации применения ИКТ в учебном процессе
педагогами.
Таким образом,
была подготовлены нормативные документы медиатеки, сформирована база
электронных ресурсов, и осуществлялись точечные вхождения в образовательный
процесс. Опрос участников процесса
показал, что они не имеют достаточно ясной картины в области применения информационных
технологий в обучении, их эффективности. На
ШМО, педсоветах, родительских комитетах велась разъяснительная
работа по целям и задачам медиатеки в информационном пространстве школы, на
местном телевидении был снят сюжет о работе структуры.
Активную работу начала инициативная группа
педагогов и детей, которые на тот момент обладали необходимыми информационными
умениями и навыками. После каждого занятия
проводилась рефлексия, которая показала необходимость применения инновационных
технологий.
На
втором, преобразующий этапе (2007/2008 учебный год), решались задачи обеспечения свободного доступа к
различным источникам информации для самостоятельной, самообразовательной и
профессиональной деятельности всех участников педагогического процесса; обновления
фонда ресурсов в соответствии с информационными потребностями; методического
сопровождения и практической помощи в организации уроков, а также освоение новых форм и методик преподавания
с использованием ИКТ-средств , включение учащихся и учителей в проектную и исследовательскую деятельность на базе
медиатеки.
В
этот год существенно расширились формы проведения урочной и внеурочной
деятельности учителей и учащихся. Педагоги выбирали для себя свой формат использования
информационных технологий: одни успешно использовали уроки-обобщения в виде конференций, защиты проектов или интегрированные уроки с
мультимедийным сопровождением, вторые практиковали факультативные занятий со
слабоуспевающими учениками, третьи вели подготовку к ЕГЭ с использованием ЭОР, четвертые виртуозно применяли электронный
учебник на уроках или диагностику с последующей коррекцией знаний.
Так учитель математики Л.А. Анисимова на уроках геометрии в 10-11 классах работала с электронным учебником
«Стереометрия» для изучения нового материала, повторения и обобщения знаний, организации
самостоятельной работы. С его помощью были освоены темы: «Параллельность прямых
и плоскостей в пространстве», «Перпендикулярность прямых и плоскостей в
пространстве», «Углы и расстояния в пространстве», «Многогранники». В одиннадцатом классе - «Векторы и координаты в пространстве»,
«Тела вращения», «Объёмы и площади поверхностей тел». Возможности встроенного
стереоконструктора и интерактивной доски позволяли, при построении
сложнейших чертежей, увеличить плотность урока на 25 %, а оставшиеся время эффективно использовать для решения практических задач. По итогам года качество обучения математики в 11
классе увеличилось с 26% до 42%.
Параллельно
учитель реализовал программу занятий с неуспевающими учениками 5-6 классов с
использованием ЭОР « Нескучная математика. Учим дроби». В доступной игровой форме
предлагалось освоить материал по теме «Дроби», сложной для восприятия учениками
этого возраста. Результатом дополнительных занятий стало повышение качества
образования с 6,1% до 27%
Анализ результатов проведенного
тестирования показал, что у 88%
обследованных уровень тревожности при выполнении контрольных и проверочных работ заметно снизился; 38% стали увереннее отвечать у доски; у
56% повысилась самооценка и на
достаточно высоком уровне сформирована способность
к целеполаганию. Психолог отметила, что мотивированные на достижение успеха, эти ребята умеют ставить перед собой позитивные
цели, активно искать
средства, испытывая при
этом положительные эмоции и
мобилизуя ресурсы. Т.е. налицо
формирование самоорганизации и положительной мотивации в обучении.
Для ребят такой же возрастной группы проблемой являлось и изучение темы
«Причастие» в 6 классе (программа «Школа 2100). Учителем русского языка Л.Н.
Карасевой на уроках были успешно использованы интерактивные упражнения сетевой
версии электронного учебника «Привет, Причастие» Результатом систематической
работы было 100% усвоение сложной темы.
Другой учитель русского языка Л.С. Токарева применяла на уроках ресурс «1С.
Школа. Русский язык. Морфология. Орфография" для отработки умений и
навыков, а на факультативных занятиях - УМК
«Семейный наставник», удачно подходящий для диагностики и коррекции знаний, что
позволило повысить результативность контрольных работ и повысить качество
знаний на 17 %.
Учитель
биологии Г.А. Новикова внедряла в свою практику собственные разработки и тесты
для каждого блока тем, ЭОР «Открытая
биология», электронные учебники для 7-9 классов. Кроме этого, в медиатеке ею проводились
консультации при подготовке к экзаменам и олимпиадам с привлечением Интернет-технологий. Такие формы работы
способствовали формированию информационной культуры учащихся, творческого,
критического стиля мышления.
Учителя английского языка, которые использовали на своих уроках обучающий тренажер «Витаминный курс» для 6-8
классов для закрепления новых тем и программу TUTOR для тестирования, отмечали у ребят
повышение уровня учебной мотивации, формирование функций самоконтроля и адекватной
оценки своих достижений.
Хорошо себя
зарекомендовали интегрированные уроки (предмет+информатика), где эффективно
создавались условия для развития
метапредметных знаний.
Немаловажной
стороной деятельности медиатеки являлась подготовка учащихся к итоговой
государственной аттестации. Такая подготовка в нашей школе идет с 5 класса,
когда ребята привыкают участвовать в тестированиях по различным предметам. Планомерное
проведение занятий по биологии показало улучшение
результатов ЕГЭ в 2008 году - средний
школьный балл выше областного на четыре балла (51 и 47 соответственно)
, а по русскому языку повышение качество и успешная сдача ЕГЭ.
В процессе сотрудничества у педагогов возникла потребность в
дополнительном обучении информационным
технологиям, стремление к повышению уровня профессиональной компетенции.
На базе медиатеки регулярно осуществлялись индивидуальные консультации, практические занятия по освоению интерактивных технологий:
«Инструменты и возможности
интерактивной доски «Polyvision», «StarBoard» , «Тестовые
оболочки «MyTest»,
«КТС2», «Система компьютерного черчения
«КОМПАС», «Web-сервисы в
педагогической деятельности», был проведен мастер-класс «Педагогическая целесообразность
применения презентаций на уроке».
Третий год деятельности медиатеки стал контрольным (2008-2009
учебный год), когда подводились итоги, и обобщался опыт работы. В копилке
школьной медиатеки на тот момент было 200 электронных ресурсов для каждого
предмета (сетевые версии учебников, УМК, тренажеры, ОМС, виртуальные
лаборатории, аудиокниги, научные и
художественные фильмы) и собственные ЦОР (75 разработок), созданных учителями и учениками. Все ресурсы
были доступны для каждого посетителя. Некоторые
работы педагогов были представлены в конкурсах ЦОР: альманах «Вопросы
информатизации образования» www.npstoik.ru, Конкурс
«Мультимедиа. Урок в современной школе» на образовательном портале www.moi-universitet.ucoz.ru). Поощрялся обмен опытом работы на школьных
методических объединениях, научно-практических конференциях
города, сайте Издательского
Дома «1Сентября» (portfolio.1september.ru) и творческого объединения учителей
– www.it-n.ru. Успешным явились проекты, представленные на город, с
мультимедийным сопровождением: «Берегите
планету, земляне», «Экологический светофор», «Экологическая
тропа», «Школьный двор».
Следует отметить, что за три года качественно изменился уровень подготовки к мультимедиа-урокам. Создаваемые ЦОРы стали отличаться интерактивностью, технологичностью, уроки - продуманностью сценария. Учитель четко определяет цели и прогнозирует ожидаемый результат. Используется весь спектр форм и видов учебной деятельности, предпочтение отдается деятельностному подходу (моделирование, исследование, эксперимент).