Приветствую Вас, Гость

РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАТЕКИ В  ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИИ ИКТ-КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

 

Л.Г. Кнауэр

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», г. Усть-Илимск

 

Обоснование исследования:

одной из сторон качественной модернизации образования является  её информатизация.  Государством было принято ряд федеральных программ, направленных на реформу образования: «Развитие единой информационной образовательной среды 2001-2005», «Концепция модернизации образования России до 2010 г». В помощь учителю созданы многочисленные  образовательные сайты, виртуальные педагогические сообщества. Школы  оснащаются компьютерным оборудованием. Практически каждый педагог имеет персональный компьютер. Но наполнение школ  оргтехникой и электронными образовательными ресурсами, наличие домашнего компьютера зачастую  не ведет к решению главной цели - достижения новых образовательных результатов.

Цель исследования: найти пути и способы повышения качества обучения и уровня ИКТ-компетенций участников образовательного процесса.

Задачи:

- создать условия для внедрения информационных технологий в учебную и внеучебную деятельность и обеспечить широкий доступ к информационным ресурсам;

- повысить мотивацию использования интерактивных способов в преподавании;

- обеспечить квалифицированное методическое сопровождение учебно-методических разработок и обучение новым технологиям;

- расширить формы взаимодействия учителей и учеников;

- наладить механизм отслеживания формирования ИКТ-компетенций и их результативности.

Гипотеза: если определить и разработать с учетом современных требований новое содержание образования с использованием информационных технологий  и в системе применять в учебном плане, то это позволит активизировать  творческую деятельность педагогов и познавательный интерес учащихся, реализовать принципы дифференциации учебного процесса,  достичь  повышения уровня качества образования и формирование компетенций.

В 2006 году в нашей школе  была создана медиатека,
целью которой  являлось создание  единой информационной среды и повышение качества за счет эффективного использования ИКТ и доступности образовательных услуг.

На первом этапе,  проектно-организационном (2006/2007 учебный год), основной задачей стала  разработка модели школьной медиатеки, как структурного подразделения ОУ, представляющего собой специальным образом организованные условия для проведения учебной и внеучебной деятельности,  которые способствовали бы привлечению  учащихся к услугам медиатеки и повышению уровня мотивации применения ИКТ в учебном процессе педагогами.

Таким образом, была подготовлены нормативные документы медиатеки, сформирована база электронных ресурсов, и осуществлялись точечные вхождения в образовательный процесс.  Опрос участников процесса показал, что они не имеют достаточно ясной картины в области применения информационных технологий в обучении, их эффективности. На  ШМО, педсоветах, родительских комитетах велась разъяснительная работа  по целям и задачам медиатеки в информационном пространстве школы, на местном телевидении был снят сюжет о работе структуры.

     Активную работу начала инициативная группа педагогов и детей, которые на тот момент обладали необходимыми информационными умениями и навыками.  После каждого занятия проводилась рефлексия, которая показала необходимость применения инновационных технологий.

         На втором, преобразующий этапе (2007/2008 учебный год),  решались  задачи обеспечения свободного доступа к различным источникам информации для самостоятельной, самообразовательной и профессиональной деятельности всех участников педагогического процесса; обновления фонда ресурсов в соответствии с информационными потребностями; методического сопровождения и практической помощи в организации  уроков,  а также освоение новых форм и методик преподавания с использованием ИКТ-средств , включение учащихся и учителей в проектную  и исследовательскую деятельность на базе медиатеки.

           В этот год существенно расширились формы проведения урочной и внеурочной деятельности учителей и учащихся. Педагоги выбирали для себя свой формат использования информационных технологий: одни успешно использовали уроки-обобщения в виде конференций,  защиты проектов или интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением,   вторые практиковали факультативные занятий со слабоуспевающими учениками, третьи вели подготовку к ЕГЭ с использованием  ЭОР, четвертые виртуозно применяли электронный учебник на уроках или диагностику с последующей коррекцией знаний.

Так учитель математики Л.А. Анисимова  на уроках геометрии в  10-11 классах работала с электронным учебником «Стереометрия» для изучения нового материала, повторения и обобщения знаний, организации самостоятельной работы. С его помощью были освоены темы: «Параллельность прямых и плоскостей в пространстве», «Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве», «Углы и расстояния в пространстве», «Многогранники». В  одиннадцатом классе  - «Векторы и координаты в пространстве», «Тела вращения», «Объёмы и площади поверхностей тел». Возможности встроенного стереоконструктора и интерактивной доски позволяли,   при построении сложнейших чертежей, увеличить плотность урока на 25 %, а оставшиеся время эффективно использовать для  решения практических задач. По итогам года  качество обучения математики в 11 классе  увеличилось с 26% до 42%.

Параллельно учитель реализовал программу занятий с неуспевающими учениками 5-6 классов с использованием ЭОР « Нескучная математика. Учим дроби». В   доступной игровой   форме  предлагалось освоить материал по теме «Дроби», сложной для восприятия учениками этого возраста. Результатом дополнительных занятий стало повышение качества образования с 6,1%  до 27%

 С этими ребятами  школьным психологом З.С. Дьяконовой была проведена  диагностика на основе  специальных  методик (тест школьной тревожности Филипса, «Методика изучения мотивации учения » М. Лукьяновой, методика Дембо-Рубинштейна).

 Анализ результатов проведенного тестирования показал, что у 88% обследованных уровень тревожности при выполнении контрольных и проверочных работ заметно снизился; 38% стали увереннее отвечать у доски; у 56% повысилась самооценка и на достаточно высоком уровне  сформирована способность к целеполаганию. Психолог отметила, что мотивированные на достижение успеха,    эти ребята    умеют ставить перед собой   позитивные   цели,   активно   искать   средства,   испытывая   при   этом положительные эмоции и мобилизуя ресурсы. Т.е. налицо формирование самоорганизации и  положительной мотивации в обучении.

Для ребят такой же возрастной группы проблемой являлось и изучение темы «Причастие» в 6 классе (программа «Школа 2100). Учителем русского языка Л.Н. Карасевой на уроках были успешно использованы интерактивные упражнения сетевой версии электронного учебника «Привет, Причастие» Результатом систематической работы  было 100% усвоение сложной темы.

Другой учитель русского языка Л.С. Токарева применяла на уроках ресурс «1С. Школа. Русский язык. Морфология. Орфография" для отработки умений и навыков, а  на факультативных занятиях - УМК «Семейный наставник», удачно подходящий для диагностики и коррекции знаний, что позволило повысить результативность контрольных работ и повысить качество знаний на 17 %.

  Учитель биологии Г.А. Новикова внедряла   в свою практику собственные разработки и тесты для каждого блока тем, ЭОР  «Открытая биология», электронные учебники для 7-9 классов. Кроме этого, в медиатеке ею проводились консультации при подготовке к экзаменам и олимпиадам с привлечением  Интернет-технологий. Такие формы работы способствовали формированию информационной культуры учащихся, творческого, критического стиля мышления.

        Учителя английского языка, которые  использовали на своих уроках  обучающий тренажер «Витаминный курс» для 6-8 классов для закрепления новых тем и программу TUTOR для тестирования, отмечали у ребят повышение уровня учебной мотивации,  формирование функций самоконтроля и адекватной оценки своих достижений.

Хорошо себя зарекомендовали интегрированные уроки (предмет+информатика), где эффективно создавались условия  для развития метапредметных знаний.

  Немаловажной стороной деятельности медиатеки являлась подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации. Такая подготовка в нашей школе идет с 5 класса, когда ребята привыкают участвовать в тестированиях по различным предметам. Планомерное  проведение  занятий по биологии показало улучшение результатов ЕГЭ  в 2008 году - средний школьный балл выше областного на четыре балла (51  и 47 соответственно)


 

 

, а по русскому языку повышение качество и успешная сдача ЕГЭ.


 

    

   В процессе сотрудничества у  педагогов возникла потребность в дополнительном обучении информационным  технологиям, стремление к повышению уровня профессиональной компетенции. На базе медиатеки регулярно осуществлялись индивидуальные консультации,  практические  занятия по освоению интерактивных технологий: «Инструменты и возможности    интерактивной  доски «Polyvision», «StarBoard» ,  «Тестовые оболочки «MyTest», «КТС2»,  «Система компьютерного черчения «КОМПАС», «Web-сервисы в педагогической деятельности»,  был проведен  мастер-класс «Педагогическая целесообразность применения презентаций на уроке».

        Третий год деятельности медиатеки стал контрольным (2008-2009 учебный год), когда подводились итоги, и обобщался опыт работы. В копилке школьной медиатеки на тот момент было 200 электронных ресурсов для каждого предмета (сетевые версии учебников, УМК, тренажеры, ОМС, виртуальные лаборатории,  аудиокниги, научные и художественные фильмы) и собственные    ЦОР (75 разработок),  созданных учителями и учениками. Все ресурсы были доступны для каждого посетителя.    Некоторые работы педагогов были представлены в конкурсах ЦОР: альманах «Вопросы информатизации образования» www.npstoik.ru,  Конкурс «Мультимедиа. Урок в современной школе» на образовательном портале www.moi-universitet.ucoz.ru).      Поощрялся обмен опытом работы на школьных методических объединениях,  научно-практических конференциях города, сайте Издательского Дома «1Сентября» (portfolio.1september.ru)  и творческого объединения учителей – www.it-n.ru. Успешным явились проекты, представленные на город, с мультимедийным сопровождением:  «Берегите планету, земляне», «Экологический светофор», «Экологическая тропа», «Школьный двор».

 

 

Следует отметить, что за три года качественно изменился  уровень подготовки к мультимедиа-урокам. Создаваемые ЦОРы стали отличаться интерактивностью, технологичностью, уроки - продуманностью сценария.  Учитель четко определяет  цели и прогнозирует ожидаемый результат. Используется весь спектр форм и видов учебной деятельности, предпочтение отдается деятельностному подходу (моделирование, исследование, эксперимент).


Продолжение статьи

 

Яндекс.Метрика