Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

 

Хунгуреева Л.Г.

МОУ «Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа №1

им. В.Б. Борсоева», Эхирит-Булагатский район

 

       Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании физики дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Применяя на уроках такие программные продукты как: «Живая физика», «Открытая физика», учебно-методический комплекс «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»,  возможно значительно повысить интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия, наглядно видеть результат. 
Компьютерные технологии обучения лежат на стыке наук, и они должны применяться, с учетом современных представлений о мышлении в философии, психологии, физиологии, логике и информатике.

       Обучение на основе ИКТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных математических и физических понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.

Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач. В своей работе я применяю компьютерные демонстрации, лабораторно-компьютерные практикумы, интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических процессов, компьютерное тестирование и т.д. Но не всегда можно ими воспользоваться по ряду причин: недостаточная техническая оснащенность, трудоемкость, наличие свободного компьютерного класса. Используя ПК на занятии, в каждом конкретном случае, приходится мне решать проблему уместности применения  компьютера и соотношения компьютерных и реальных экспериментов.

В нашей школе созданы условия применения информационных компьютерных технологий на разных предметах: укомплектованы 3 компьютерных класса, есть сеть подключения к Интернету.

Чтобы воспользоваться этой материальной базой, пришлось самой сесть за парту. Ликвидировали пробелы в знаниях курсы, которые помогли не только освоить ИКТ, познакомиться с медиаресурсами, но и понять важную роль использования компьютера на уроке.

Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один из вариантов, активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения.

Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала для создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также для ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают фронтально (проектор), в малых группах - решая видеозадачи, выполняя различные тесты, просматривая  или создавая презентации по пройденной теме. Медиаресурсы применяются для демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а, дополняя и иногда, при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления.

      Итак, я пришла к выводу, что персональный компьютер целесообразнее использовать, на уроках для демонстрации, компьютерного тестирования, создания программируемой учебной среды (диалог ученик или группа учеников – компьютер), выполнения виртуальных лабораторных работ; во внеурочное время -  для подготовки учащимися рефератов, докладов, участия в викторинах, КВН, различных физических вечеров. Также для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах, дистанционного обучения.

     Применение ИКТ способствует организации специальной стимульной среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний.

     Коллеги, компьютер – простой инструмент, который призван освободить Вас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт.
Яндекс.Метрика