ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИКТ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
Хунгуреева
Л.Г.
МОУ «Усть-Ордынская средняя общеобразовательная школа
№1
им. В.Б. Борсоева», Эхирит-Булагатский район
Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они
довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека.
Образовательный процесс не является исключением. Использование информационно-коммуникационных технологий в
преподавании физики дает возможность разнообразить методы преподавания,
проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного
оборудования, выполнить невозможно. Применяя на уроках такие программные
продукты как: «Живая физика», «Открытая физика», учебно-методический комплекс
«Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», возможно значительно повысить интерес учащихся
к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные
модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры
взаимодействия, наглядно видеть результат.
Компьютерные технологии обучения лежат на стыке наук, и они должны применяться,
с учетом современных представлений о мышлении в философии, психологии,
физиологии, логике и информатике.
Обучение на основе ИКТ создает условия для эффективного проявления
фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс.
Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных
математических и физических понятий, процессов и явлений при помощи компьютера.
Информационные (компьютерные)
технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине
необозримые возможности для решения широкого круга задач. В своей работе я
применяю компьютерные демонстрации, лабораторно-компьютерные практикумы,
интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических процессов,
компьютерное тестирование и т.д. Но не всегда можно ими воспользоваться по ряду
причин: недостаточная техническая оснащенность, трудоемкость, наличие
свободного компьютерного класса. Используя ПК на занятии, в каждом конкретном
случае, приходится мне решать проблему уместности применения компьютера и
соотношения компьютерных и реальных экспериментов.
В нашей школе созданы условия
применения информационных компьютерных технологий на разных предметах:
укомплектованы 3 компьютерных класса, есть сеть подключения к Интернету.
Чтобы воспользоваться этой материальной
базой, пришлось самой сесть за парту. Ликвидировали пробелы в знаниях курсы,
которые помогли не только освоить ИКТ, познакомиться с медиаресурсами, но и
понять важную роль использования компьютера на уроке.
Составляя планы уроков, всегда
стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один
из вариантов, активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию
обучения.
Медиаресурсы применяю при объяснении
нового материала для создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и
формулировки гипотезы, а также для ее экспериментальной проверки (виртуальный
эксперимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся
работают фронтально (проектор), в малых группах - решая видеозадачи, выполняя
различные тесты, просматривая или создавая презентации по пройденной
теме. Медиаресурсы применяются для демонстрации видеозаписей компьютерных
экспериментов, не заменяя совсем, а, дополняя и иногда, при необходимости,
дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление
демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого
зрительного образа наблюдаемого явления.
Итак, я пришла к выводу, что персональный компьютер целесообразнее
использовать, на уроках для демонстрации, компьютерного тестирования, создания
программируемой учебной среды (диалог ученик или группа учеников – компьютер),
выполнения виртуальных лабораторных работ; во внеурочное время - для
подготовки учащимися рефератов, докладов, участия в викторинах, КВН, различных
физических вечеров. Также для участия в дистанционных конкурсах, олимпиадах,
дистанционного обучения.
Применение ИКТ способствует организации специальной стимульной среды для
изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на
качество знаний.