Приветствую Вас, Гость

ПОГОНЯ ЗА МОДОЙ ИЛИ ПОИСК НОВЫХ
СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

 

Холост С. А.

МОУ «Средняя образовательная школа №5», г. Иркутск

 

В последнее время много говорится об использовании информационных технологий, в том числе и о применении интерактивной доски. Так ли уж целесообразно применение последнего на уроках?

Перед учителем остро стоит проблема формирования и развития мотивов учения, то есть проблема создания в школе условий для появления внутренних побуждений к познавательной деятельности, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития и своей мотивационной сферы. Стимулировать её развитие возможно и необходимо системой психологически продуманных приемов. Общий смысл развития учебной мотивации школьников состоит в том, чтобы переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению, к зрелым формам положительного отношения к учебной деятельности – действенному, осознанному, ответственному.

Приёмом деятельности учителя, способствующего формированию мотивации в целом, является создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащегося. Последнее выражается в занимательности изложения учебного материала, т.е. необычной формой преподавания материала, эмоциональности речи учителя, использовании познавательных игр, занимательных приёмов и опытов. Решению данной проблемы частично способствует применение интерактивной доски на уроке, что является уже само по себе необычным, не повседневным, а значит занимательным.

Для активизации внимания и знаний учащихся  в начале урока мы проводим  устную работу, которую можно сделать интересной, занимательной, так как, используя инструменты интерактивной доски, ученик может передвигать объекты, и задания на соответствие и классификацию становится любимыми. Даже дети, не отличающиеся знаниями, успехами в области математики, рвутся к доске, желают работать. Тем самым мы повышаем мотивацию обучающегося учению математике.

 Вопрос дифференциации обучения в школе решается давно и успешно. Но когда говорится о дифференциации на каждом этапе урока, для меня возникает вопрос: «Как осуществить дифференциальный подход на этапе изучения нового материала?» Может давать обучающимся какие-то карточки, разные наводящие вопросы? Отчасти, наверное, стоит поступать и так. Но в повседневной рутинной работе мы забываем о модальности ученика, об одном из основных свойств ощущений ребёнка.

Модальные характеристики ощущений, в отличие от их других характеристик (пространственных, временных), отражают свойства реальности в специфически закодированной форме. Существует три типа личности с точки зрения модальности, а именно:

1)           визуальный тип личности получает информацию посредством зрения – благодаря использованию наглядных пособий или непосредственно наблюдая за тем, как выполняются соответствующие действия;

2)           аудиальный тип личности получает информацию посредством слуха – в процессе разговора, чтения вслух, спора или обмена мнениями со своими собеседниками;

3)           кинестатическй тип личности получает информацию посредством активных движений скелетных мышц – участвуя в подвижных играх и занятиях, экспериментируя, исследуя окружающий мир, при условии, что тело постоянно находится в движении.

И как же поставить задачу перед такими разными обучающимися, чтобы каждый из них понял данную задачу, принял её? Решению данной проблемы поможет применение интерактивной доски. Исходя из характеристик типов модальности, нам нужно, чтобы задачу «слышали», «видели», «двигали». Всем этим требованиям удовлетворяет интерактивная доска.

 Так,  при решении текстовых задач на движение, мы выводим текст задачи на экран, вслух читаем текст задачи, делаем рисунок к условию задачи, позволяем обучающему подвигать объект, о движении которого говорится в задаче (провести занимательный эксперимент), остальные, глядя на выполняемые действия, вовлекаются в процесс. При такой подаче задача становится принятой учащимися всех типов модальности, повышается мотивация обучения. И в этом случае ни одно другое средство не позволит добиться выполнения всех требований к подаче материала с точки зрения модальности.

Работая в интерактивном режиме, можно делать ссылки на видео-файлы, на файлы из других программ. В целях развития интереса к изучению нового                 

предмета – геометрия для учащихся  7-го класса мы проводим внеклассное мероприятие «День рождения Геометрии» с применением интерактивной доски. Выступление обучающихся сопровождается работой в интерактивном режиме, где делаем ссылку на файл из программы «Компас – 3 D LT V9», проводим конкурсы на прохождение лабиринта, на расположение объектов. И такие мероприятия детям нравятся, так как они сопровождаются красочными иллюстрациями хорошего качества.

 Благодаря работе на интерактивной доске реализуется принцип наглядности при обучении математике. Работая в интерактивном режиме, мы демонстрируем, вращаем геометрические тела, выполненные учащимися в программе «Компас – 3 D LT V9». Все это способствует развитию пространственного воображения, формированию навыков выполнения чертежей геометрических тел.

Применение интерактивной доски позволяет повысить темп урока за счёт экономии времени, отведенного на подготовку. Учитель может себе позволить на перемене отдохнуть, а не готовить доску в том понимании, какое было раньше, и это способствует эффективности урока.

 При  использовании интерактивной доски выполняются эстетические и санитарные требования к уроку. Не нужно пользоваться мелом и тряпкой и дышать пылью, что очень важно для здоровья детей и учителя, особенно тех, кто страдает аллергией так часто встречающейся в наше время.

Исходя из всего вышесказанного, мы считаем, что интерактивная доска является эффективным средством при решении многих образовательных задач, стоящих перед учителем. Попробовав раз поработать на ней, вам захочется применять её на своих уроках, и это, поверьте, очень будет радовать ваших  детей.

 

Яндекс.Метрика