Приветствую Вас, Гость

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

 

Карелина Лариса Геннадьевна,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», г. Ангарск

 

В основе разработки федеральных государственных общеобразовательных стандартов второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Развитие успешной личности обеспечивается через формирование универсальных учебных действий, позволяющих самостоятельно и успешно усваивать новые знания, умения, компетенции, включая и формирование умения учиться.  Необходимыми условиями компетентностно-ориентированного обучения являются:   деятельностный характер обучения, создание условий для приобретения опыта самостоятельной деятельности,  ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности.   Цель предмета география: - «обеспечить развитие умений школьников самостоятельно работать с различными источниками географической информации, ориентироваться, вести наблюдения в природе и на производстве». Географическое образование должно вооружить школьников умением пользоваться различными источниками географической информации, правильно её принимать, обрабатывать, сохранять. Одним из направлений модернизации системы географического образования в школе является внедрение информационных технологий обучения.

 Современное информационное пространство позволяет обучающимся быстро найти нужную информацию, подготовить материал для доклада на уроке, просмотреть рисунки и видеоматериалы. Дидактические возможности ИКТ позволяют не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, мобилизовать внимание обучающихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность самостоятельного поиска необходимой информации, и её творческой обработке. Достаточный опыт и имеющиеся ресурсы позволили создать систему работы по формированию информационно – коммуникационной компетентности у учащихся.

1. Самостоятельный поиск необходимой информации в сети Интернет.

 Это поиск статистических материалов  для изучения социально-экономической географии России и мира, информация об объемах промышленного производства, о численности населения, об изменениях на политической карте.   Это  огромное количество иллюстративного материала: фотографии и рисунки, показывающие разные уголки Земли. Это подготовка  сообщений, докладов, рефератов, которые можно  сопровождать  демонстрацией слайдовых презентаций.    Интернет позволяет получить информацию в виде звука, текста, изображения, возможно  использование  интерактивных карт, карт крупных городов Росси и мира. С внедрением в образовательный процесс ИКТ появляется новая возможность создания и использования банка данных наглядных материалов по различным темам и разделам учебника. 

2. Использование электронных учебных изданий.

Для максимально эффективного использования возможностей ИКТ в учебном процессе я регулярно включаю в уроки новые интерактивные средства обучения географии – это электронные мультимедиа-учебники и программно-методические комплексы. На теоретическом этапе урока изучение нового материала можно  сопровождать демонстрацией учебной информации из электронных учебников. Это позволяет направить внимание школьников на самые важные моменты урока, помогает учащимся лучше запомнить новое, более глубоко проникнуть в суть изучаемого вопроса. Также в электронных учебниках заложены видеофильмы с самыми яркими и необходимыми сюжетами, которые идут всего 2-3 минуты, но отражают суть процесса или явления. Часто суть многих процессов, происходящих на Земле (прохождение циклонов и антициклонов, извержения вулканов, развитие живых организмов на Земле, полярное сияние и др.), приходится объяснять на словах. Но невозможно создать полный образ процесса или явления, не увидев его собственными глазами. Для этого в электронные учебники заложено много моделей. Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Воздействие на зрительную память приводит к усвоению материала на более глубоком и осознанном уровне.

3. Использование программ для презентаций, видеоматериалов.

 Современные программы разработки презентаций PowerPoint  позволяют подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства информации. Демонстрация фото, иллюстраций, диаграмм и графиков  позволяет создать более полный образ изучаемого объекта. Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Это позволяет сделать урок более ярким и увлекательным. Данные программы хорошо усваиваются обучающимися, позволяют им самостоятельно готовить материал к уроку, демонстрируют их творческие способности.  Многие изучаемые географические объекты:  природные чудеса, быт и культура людей могут быть продемонстрированы через видеоматериалы.   

4. Компьютерные тесты.

Современные программы тестирования позволяют обучающимся самостоятельно готовиться к ЕГЭ, проверить свои знания по различным разделам предмета.  Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. Тесты, созданные с помощью программы " Knowing ” позволяют учителю самостоятельно выбирать вопросы для тестирования,  при необходимости можно изменять и дополнять вопросы. 

 5. Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах.

  Мы активно участвуем в «Молодежном географическом чемпионате», в конкурсах центра «Snail»,  «Олимпус», отправляем научно-исследовательские  работы на конференции разного уровня.

ИКТ позволяют осуществлять современные подходы к образовательному процессу, повышают мотивацию обучающихся.

Яндекс.Метрика