Приветствую Вас, Гость

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИКТ
НА УРОКАХ ЧЕРЧЕНИЯ

 

Камозина Н.В,

МОУ Лицей № 1, МОУ ЦИМПО, г. Иркутск

 

   Постиндустриальная ситуация развития общества ставит перед образованием принципиально новую задачу - в дополнение к воспроизводству элиты,  необходима массовая подготовка  инициативных,  самостоятельных и ответственных работников  и граждан постиндустриального общества, воспитанных в культуре свободы и творчества, достоинства и уважения прав личности;  способных к самообучению и самосовершенствованию;  обладающих базовыми компетентностями для успешной работы в избранной сфере деятельности;  умеющих работать в команде и индивидуально.

Социально-экономическая динамика в обществе обуславливает запрос на креативную личность, умеющую успешно решать возникающие проблемы и оптимально изменять свое поведение. Обновление современной системы образования, связанное с гуманизацией учебно-воспитательного процесса, обуславливает необходимость создания педагогических условий для развития творческой личности каждого ребенка, формирование учащегося как активного субъекта учебной деятельности.

 «Креативный, творчески мыслящий молодой человек - это человек, способный к независимости в суждениях, самоуважению, предпочтению сложных задач, склонностью к риску, высокой мотивации. Он способен к самостоятельным мыслям и поступкам, активен, настойчив, инициативен, обладающий высокой коммуникативной культурой. Для решения проблемы адаптации подростка к сфере жизненных профессий, к жизни в обществе, построенном на системе рыночных отношений,  вышеперечисленные свойства имеют определяющее значение.

Успех в жизни в современном мире зависит от  степени развитости креативности. И главная задача педагога - способствовать формированию креативного мышления у своих  воспитанников» [5: 252 - 253].

Новые социальные требования к образовательным результатам обусловлены изменившимся уровнем подготовки инженерно-технических работников. В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования четко указаны требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по техническим специальностям [4].

Среди них такие:  владение  компьютерными методами  сбора,  хранения и обработки (редактирования) информации; способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики  к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей,  умение  приобретать  новые знания,  используя современные информационные образовательные технологии; способность к проектной  деятельности  в  профессиональной сфере на основе системного подхода,  умение строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных  явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; готовность к кооперации с коллегами  и  работе  в  коллективе, методическая и психологическая готовность к изменению  вида  и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Однако, как показывает практика, большинство выпускников образовательных учреждений города не соответствуют изменившимся требованиям вузов. По результатам мониторинга ИРГТУ, проведенного Прокопьевой Альбиной Валерьевной, в 2007-2008 учебном году - 42,25% студентов отчислены после 1 курса из-за академической задолженности по техническому черчению и начертательной геометрии. По результатам опроса, проведенного среди студентов ИРГТУ - 52,94% студентов испытывают затруднения при изучении начертательной геометрии, 58,82% - при изучении технического черчения. Основные затруднения, по результатам опроса преподавателей: плохое виденье геометрических образов, слабое знание и развитость пространственного воображения, отсутствие навыков конструирования и автоматизированного проектирования [6].

«Сегодня автоматизация проектирования - задача высокоприоритетная, и никакая корпоративная информационная система не спасет предприятие, которое не может оперативно предложить рынку качественную продукцию. Все определяется качеством продукта, а качество продукта определяется качеством проекта, который напрямую связан с автоматизацией проектирования» [2: 3].

В условиях информационного общества и век высоких технологий возникает задача подготовки высококомпетентных профессионалов, способных к созидательному труду, самопознанию и саморазвитию.  Для всех видов инженерной деятельности необходима хорошая графическая подготовка, подразумевающая овладение обучающимися основами проектной и конструкторской деятельности, что  обеспечивает политехническую грамотность, развивает креативное мышление и творческие качества личности.

При реализуемой педагогической технологии, основанной на карандаше, линейке и бумаге, развитие креативного мышления у обучающихся и соответственно подготовка будущих высококвалифицированных специалистов, адаптированных к современным условиям работы с широким применением компьютерных средств и информационных технологий, представляется весьма проблематичной.

Проблемам развития креативности личности посвящены исследования Г.С. Батищева,  Д.Б. Богоявленской, Ю.Б. Гатанова, Н.М. Гнатко, О. Доснона,  В.Н. Дружинина, В.Н. Козленко,  А.А. Мелик-Пашаева, Я.А. Пономарева,  Е.Л. Солдатовой,  Е.Е. Туник,  В.Д. Шадрикова,  В.С. Юркевича, Е.Л. Яковлевой, И.М. Кыштымовой.

Приведем некоторые из современных определений креативности:

1. «Креативность (от лат. creatio - созидание, сотворение) - способность человека к творчеству, олицетворяет творческие способности человека, проявляющиеся в мышлении, общении, чувствах, отдельных видах деятельности и характеризующие личность в целом или ее отдельные стороны. Креативность можно рассматривать как относительно независимый, но важнейший фактор одаренности, который практически не отражается в интеллектуальных тестах. Креативность определяется восприимчивостью к новым идеям» [1: 194].  Такое определение креативности дает Большая психологическая энциклопедия.

2. В ней же, отдельно выделена «креативность по Торренсу  - творческие способности индивида, способности порождать оригинальные идеи, эффективно разрешать проблемные ситуации. Согласно П. Торренсу креативность включает в себя: высокую  чувствительность к вопросам, к недостатку либо противоположности знаний; действия по определению этих проблем, по поиску их разрешений на базе предложения предположений, по установлению их эффективности» [1: 195].

3. Д.В. Горшков определяет креативность как процесс в режиме самоорганизации. «Креативность - это способность генерации нового знания путём расширения и трансформации видения реальности как будущего, способного системно организовать настоящее, т.е. креативность - это творческое конструирование в режиме самоорганизации. В этом смысле креативность отличается от творчества, как генерация нового знания путём использования уже существующих свойств, связей, отношений, хотя и скрытых. Креативность предполагает «создание» (проектирование) таких свойств из уже существующих элементов (свойств, отношений)» [3]. 

4. А.В. Хуторской рассматривает креативность как  способность, соответствующую творческой деятельности. «Креативность - это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных способностей - элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность» [7: 59].

В большинстве работ, посвященных данной проблеме, понятия «креативность» и «творчество» не дифференцируются. Кроме этого, в научных трудах отражается связь понятия креативности с категориями свободы, внутренней мотивации, самоактуализации,  самореализации и неадаптивной активности личности.

Нами креативность понимается как интегральная  (неразрывно-связанная) устойчивая характеристика личности, определяющая её способности к творчеству, способности порождать оригинальные идеи, эффективно разрешать проблемные ситуации, к принятию нового, к нестандартному созидательному мышлению.

Для развития креативного мышления старшеклассников необходимо создание образовательной среды, которая предоставляет возможность каждому обучающемуся развить исходный творческий потенциал, пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную самооценку.

В качестве фактора развития креативного мышления старшеклассников мы рассматриваем использование информационных и коммуникационных технологий.

В 2008-2009 годах было проведено экспериментальное исследование на базе МОУ Лицей № 1 города Иркутска. Его целью было выявить педагогические условия развития креативного  мышления  старшеклассников на уроках черчения.

Практическими задачами являлись: разработка  и реализация педагогической модели     «Развитие креативного мышления старшеклассников», разработка и внедрение авторской адаптационной программы  спецкурса  «Инженерная графика на базе САПР КОМПАС-3D V9»  для учащихся 8,9,10 классов.

Создание условий для эксперимента и его практическая реализация осуществлялись по модели «Развитие креативного мышления  старшеклассников». и a��Xтанности. По нашему мнению, снижение ситуативной тревожности старшеклассников обусловлено созданием особого комфортного психологического климата на уроках черчения.  Доминирование мотивационной тенденции  достижения успеха определялось применением авторской адаптационной программы спецкурса «Инженерная графика на базе САПР КОМПАС - 3D V9» для учащихся 8-10 классов.  Эффект позитивных изменений креативности старшеклассников обусловлен применением авторской модели «Развитие креативного мышления  старшеклассников».

Библиографический список

1.  Большая психологическая энциклопедия [Текст] / М. : Эксмо, 2007. - 543 с.

2. Гончарова, Н.Ю. Основы автоматизированного проектирования в системе Компас-3D LT [Текст] : учебное пособие / Н.Ю. Гончарова. - Иркутск :  Изд-во ИПКРО, 2007. - 100 с.

3.  Горшков, Д.В. Креативность как социально психологический феномен [Электронный документ]. – Режим доступа: www.site.mael.ru/UserFiles/File/Gorshkov.doc - Загл. с экрана.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования // Российское образование. Федеральный портал [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.edu.ru/index.php. - Загл. с экрана.

Рис.2.2.1. Схема.

Модель «Развитие креативного мышления  старшеклассников»

В ходе экспериментальной работы нами обоснована система условий работы со старшеклассниками по развитию креативного мышления.

Процесс развития креативного мышления старшеклассников определяется комплексом педагогических условий, таких как: создание материально-технической базы; создание комфортного психологического климата;  повышение мотивации учащихся к творческой деятельности; отбор содержания учебного материала, способствующего развитию креативного мышления на основе информационно-коммуникационных технологий; развитие креативного мышления на основе педагогических технологий: информационной технологии обучения (ИТО), автоматизированного проектирования, метода проектов; организация форм деятельности по развитию креативного мышления: проблемные лекционные занятия, самостоятельная работа под руководством преподавателя, практические занятия: мини-проекты, творческие проекты, научно-исследовательская деятельность, индивидуальное консультирование по электронной почте.

В соответствии с целью проводимого  экспериментального исследования старшеклассникам создавались условия для развития креативного мышленияобеспечивающие возможности проявления ими открытости, изобретательности, оригинальности и гибкости мышления. Половина учебного времени была отведена для автоматизированного проектирования, с возможностью выхода в локальную сеть и сеть Интернет,  была предусмотрена система творческих заданий, способствующих развитию креативности,  разработан банк данных с задачами разной степени сложности для создания мотивации на успех, создавался комфортный микроклимат для снижения уровня ситуативной тревожности.

На основе представленной выше модели, была разработана авторская адаптационная программа спецкурса «Инженерная графика на базе САПР КОМПАС -3D V9» для учащихся 8-10 классов.

Авторская адаптационная программа состоит из трех разделов. Первый раздел включает: правила оформления чертежей, геометрические построения,  виды проецирования,  аксонометрические проекции.  Второй раздел включает: проецирование и формообразование геометрических тел; изображения - виды, разрезы, сечения; трехмерное моделирование; конструирование. Третий раздел включает: основы начертательной геометрии, типовые соединения деталей, сборочные чертежи изделий, строительные чертежи.

При обучении лицеистов по данной программе, в системе применялись новые информационные технологии: КТО (компьютерные технологии обучения), ИТО (информационная технология обучения).

В  рамках экспериментального применения ИТО в образовательном процессе МОУ Лицей №1 используется система автоматизированного проектирования КОМПАС-3D V9, включающая  использование в учебном процессе КУ (компьютеризированного учебника) и  саму программу. Занятия проводятся в специализированном кабинете черчения, оборудованном 11 компьютерами,  входящими  в локальную сеть с доступом к сети Интернет. Работа организуется в группах по 11-12 человек таким образом, чтобы у каждого обучающегося было отдельное пользовательское место, оснащенное персональным компьютером.

Предоставление учащимся возможности неограниченного доступа к ресурсам сети Интернет, позволяет им  устанавливать электронные связи между любыми «информационными единицами», хранящимися в сети, использовать знания, накопленные человечеством.

В целях более углубленного изучения учебного материала учащиеся во время занятий могут использовать ресурсы сайта компании АСКОН - разработчика системы  КОМПАС, в частности:

- участвовать в форуме пользователей КОМПАС, где обсуждаются различные аспекты применения системы КОМПАС;

- получать помощь службы  технической поддержки в случае возникновения проблем при работе с КОМПАС,

- работать с  учебным пособием «Азбука КОМПАС».

Следует отметить, что одним из достоинств  локальной сети является предоставление лицеистам возможности самостоятельно изучать учебный материал, используя КУ, разрабатывать индивидуальные или совместные проекты в любое удобное для обучающегося время и в любом свободном кабинете лицея, имеющего компьютер, без участия преподавателя.

Связь с преподавателем через электронную почту позволяет консультироваться по различным вопросам и отправлять свои работы на проверку в любое время суток, что очень актуально для  нашего лицея, так как большинство обучающихся проживают в разных концах города и часто не могут воспользоваться квалифицированной помощью преподавателя.

Согласно данной модели  после проведения лекционных и практических занятий с использованием динамических и статических кадров компьютерной части КУ проводится самостоятельная работа обучаемых под руководством преподавателя. На лекционных занятиях учащиеся изучают теоретический материал, и происходит формирование основных понятий в виде семантической сети. На практических занятиях обучающиеся осознанно применяют полученные знания на практике и создают свои проекты в виде спроектированного чертежа, трехмерной модели или изделия, дизайнерских разработок различных объектов. Для подготовки к занятиям обучающимся рекомендуется во внеурочное время самостоятельно работать с обучающим диском, получив его у преподавателя. Подобный подход позволяет не только интенсифицировать процесс обучения, но и активизировать познавательную активность обучаемых, способствует развитию их творческих способностей и повышает мотивацию к обучению.

Именно САПР являются теми средствами, которые создают необходимые предпосылки для возникновения внутренней мотивации деятельности личности в условиях ИТО. В этом случае учащиеся начинают получать удовольствие от самого процесса учения, независимо от внешних мотивационных факторов. Этому способствует и то, что при ИТО компьютеру передаются отдельные функции преподавателя. Персональный компьютер  выступает в роли терпеливого педагога-репетитора, который способен показать ошибку и намекнуть на правильный ответ; повторять задание снова и снова, не выражая ни раздражения, ни досады; «дружелюбно» обращаться с пользователем и в какой-то момент даже оказать ему существенную помощь.

Анкетирование, проведенное среди учащихся лицея, показало, что большинство старшеклассников прекрасно осознают необходимость применения персонального компьютера в своей будущей профессиональной деятельности - деятельности инженера.  Учебный процесс по своей сути все больше и больше приближается к производительному труду. Особенно этот эффект усиливается, если учебные задачи, решаемые в рамках ИТО, связаны с практической деятельностью или представляют интерес для обучающегося  в его сегодняшней учебной работе. Наиболее результативна методика создания мотивации, при которой мы обращаемся к формированию представления обучаемого о роли данного предмета в его будущей деятельности для успешного решения профессиональных задач. Особое внимание уделяется правильному формированию позитивных ценностных ориентаций лицеистов по отношению к учению, к изучаемому предмету и к учебной работе в целом. Учитывая, что в юношеском возрасте интересы принимают направленный характер, а умственная деятельность характеризуется самостоятельностью мышления, применение персонального компьютера как инструмента профессиональной деятельности создает мотивацию «со сдвигом на конечную цель», что особенно важно в профильной подготовке.

ИТО предусматривает обеспечение обучаемых четкой и адекватной информацией о продвижении в обучении, поддерживает их компетентность и уверенность в себе, стимулируя тем самым внутреннюю мотивацию. Познавательный процесс находится под контролем самого обучаемого: он чувствует ответственность за собственное поведение, объясняет причины своего успеха не внешними факторами (легкость задачи, везение), а собственным старанием и усердием. Именно эта схема «неуспех - недостаточность усилий» является наилучшей для сохранения и развития мотивации учения. ИТО оказывают решающее влияние и на формирование позитивного отношения к учению. В САПР КОМПАС-3D V9 реализуется принцип побуждения учащихся к поиску, когда компьютер в случае ошибочного решения дает ориентирующие указания, направляя тем самым действия обучаемых. Эффективная обучающая система обеспечивает исправление ошибки и позволяет довести решение задачи до конца. Благодаря этому устраняется одна из распространенных причин отрицательного отношения к учебе, а именно неудачи в решении учебных задач.

Стимулы к обучению поддерживаются созданием ситуации успеха в учении. Для этого, предусмотрена градация учебного материала с учетом зоны ближайшего развития, для групп учащихся с разной базовой подготовкой, разными навыками выполнения умственных операций и интеллектуальным развитием; т.е. имеется в  наличии банк данных с задачами разной степени сложности, предусматривающей несколько методов и форм подачи одного и того же учебного материала, в зависимости от уровня базовых знаний, целей и развития обучаемых.

В результате проведения эксперимента нами замечено, что применение компьютеров создает психологическую комфортность обучения, то есть старшеклассник может почувствовать свою успешность и интеллектуальную состоятельность, а это делает процесс обучения более продуктивным.

Творческие задания в рамках реализации данной программы предназначены для выполнения индивидуальных или групповых проектов. Роль преподавателя - оценивание уровня выполненных работ. В проектные индивидуальные и групповые работы включены задания, развивающие креативное мышление. 

Для этого, уже в 1 разделе при знакомстве с типами линий чертежа, дается творческое задание придумать стилизованный рисунок с использованием различных стилей линий. Тема рисунка может быть любой. Главное условие - использовать все стили линий, имеющиеся в панели свойств  «отрезок».

При изучении темы, которая задействуется в качестве проектной, - «Геометрические построения» творческим заданием является фантазийный орнамент. Ученики сами разрабатывают узор и подбирают цветовую гамму.

Кроме этого, они выполняют фантазийный рисунок с использованием элементов деления окружности, сопряжений, лекальных кривых. Темы подобных рисунков - чертежей могут быть произвольными.

При изучении процесса построения аксонометрических проекций геометрических тел учащимся предлагается работа над созданием виртуального города, замка или здания будущего. Проектная работа  называется «Геометрический город».

Изучая тему «Проецирование и формообразование геометрических тел», учащиеся прорабатывают процесс формообразования тел вращени

Яндекс.Метрика